Мир пуговиц
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Использование мини-музея для расширения кругозора детей; развития речи, мышления, социально-коммуникативных навыков.

Формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира.

Игры и задания с использованием пуговиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_pugovits.doc417.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир пуговиц» – методическая разработка

М.О. Быватова,

заведующий

ГБДОУ

детский сад № 39

компенсирующего вида

Санкт-Петербурга

В.В. Викторова,

старший

воспитатель

ГБДОУ

детский сад № 39

компенсирующего вида

Санкт-Петербурга

С.А. Гаврилова

воспитатель,

М.Н. Малоземова

воспитатель

ГБДОУ

детский сад № 39

компенсирующего вида

Санкт-Петербурга

Мы хотим рассказать о мини-музее, который организован в группе нашего детского сада. Это «Мир пуговиц». Идея о его создании возникла давно в ходе ознакомления детей с разнообразным миром предметов и вещей, которые нас окружают.

В музее  содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, с ними можно поиграть:

- Старинные пуговицы;

- Поделки, рисунки, сделанные с помощью пуговиц;

- Дидактический материал, используемый в работе;

- Дидактические игры;

- Коллекция пуговиц, собранная по разным признакам: Материал (стекло, дерево, фарфор, кожа, пластмасса); Величина; Количеству отверстий; Разновидность (пуговица со сквозным отверстием, пуговица с ушком и др.); Форма (круглые, квадратные, треугольные и др.); Функция пуговиц (утилитарная – застежка, декоративная – украшение, магическая – талисман, информативная – опознавательный знак).

- Пуговицы специального назначения, которые используются как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск, например: РЖД, Госохотнадзор, Росрыболовство, Госветеринария и т.д. Эти пуговицы помогают знакомить и развивать интерес детей к профессиям; расширять представления о труде взрослых и о значении их труда для общества.

        В соответствии с ФГОС ДО работа с детьми ведется по определенным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому. Наш мини-музей мы используем в работе по всем образовательным областям. В результате он помогает и в развитии моторики детей, развитии речи, расширении кругозора, при формировании взаимоотношений между детьми, освоении техники письма.

Цель:  создания мини-музея пуговиц: формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира.

Задачи:

1. Расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности.

5. Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

6. Поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям.

7. Формирование представления о многообразии видов пуговиц.

8. Знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц.

9. Практическое использование различных видов пуговиц в жизни человека.

10. Привлечь внимание родителей к музеям.

11. Обогащение развивающей среды группы.

12. Использование новых форм работы с детьми и их родителями.

- «Пришей пуговицу» – формирование позитивных установок к различным видам труда и на формирование основ безопасного поведения в быту.

- «Кто быстрее?» – развитие мелкой моторики рук помогает воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть и трудиться; развивает желание помогать друг другу.

- «Числовые домики» – помогает закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших, учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Игра формирует абстрактное мышление, развивает внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

- «Сосчитай на ощупь» – развитие тактильных ощущений помогает упражнять детей в счете предметов (пуговиц) на ощупь; развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.

- «Найди пары одинаковых пуговиц» – формирование умения подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику рук, внимание, зрительную память.

- «Разложи по-разному». Для игры необходимо поле, разделённое на 9 квадратов и 9 пуговиц трёх видов. Пуговицы необходимо расположить так, чтобы они не повторялись в строчке и в столбике. Игра учит ориентироваться в таблице; развивать мелкую моторку рук, логическое мышление, внимание.

- «Запомни и повтори» – развитие внимания, зрительной памяти.
Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 или12 квадратов) и два одинаковых набора пуговиц. Ведущий раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Задача игрока – запомнить расположение пуговиц  и после того, как ведущий закрывает своё поле, разложить пуговицы так же, как у ведущего. Количество пуговиц увеличивают постепенно.

- «Собери бусы» – развитие  внимания, логического мышления, мелкой моторики рук. Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

-  Экспериментально-поисковая деятельность: Рассматривание узоров пуговиц под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

-  «Рисуем пуговицами» – в процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества, потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевая трудности. Происходит развитие творческих способностей. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию происходит развитие речи детей, усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащение словаря.

-  «Мы вместе можем много» – при создании коллективных работ по аппликации воспитывается умение объединяться для общего дела, договориться о выполнении общей работы; стремление помочь друг другу. В процессе занятий по художественному творчеству детей развивается воображение, воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересно придумать его и как можно лучше выполнить.

- «Ловкачи» – Все игроки выстраиваются в одну линию. Каждый участник должен положить пуговицу на ногу и проскакать на одной ноге до условной черты, не обронив пуговицу.

 - «Массажные перчатки» – это нестандартное оборудование, сделанное своими руками. «Массажные перчатки» снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. Они очень понравились детям! С удовольствием и желанием дети играют и делают массаж себе и друг другу! Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка. Для изготовления «Массажных перчаток» понадобились лишь перчатки, бусы и пуговицы.

- «Речевое развитие» – составление описательных рассказов о пуговицах. Придумывание сказок и историй. Основные задачи речевого развития: Воспитание звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи: диалогической и монологической. Формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; выработка культуры общения. После прослушивания рассказов дети выбирают наиболее понравившиеся сочинения, аргументируют свой выбор.

- «Экскурсия в «Мир пуговиц» – дети знакомятся с историей возникновения пуговицы, её назначением, рассматривают различные виды пуговиц, определяют на ощупь материал, из которого они выполнены, обращают внимание на особенности пуговиц: форму, цвет, величину.
Рассматривают поделки, выполненные из пуговиц.

Играя с пуговкой, твори

И непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать

И мелкую моторику успешно развивать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Занятие "История Пуговицы"

Занятие направлено на ознакомление детей с историей изобретения пуговиц. ...

Пуговица- художница

выступление на Ярмарке методических идей....

Путешествие маленькой пуговицы

Предисловие.  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюс...

Пуговицы.

П У Г О В И Ц Ы      Аппликация связана с позновательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственнных и творческих способностей детей. Аппликакция тесно...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры с пуговицами: творим и говорим".

 Раскрытие индивидуальных способностей дошкольника является одним из приоритетных направлений работы  педагогов в детском саду. Инструктор по физическому воспитанию развивает физические способности ре...

Дидактические игры с пуговицами. Мозаика из пуговиц.

Развивать  мелкую  моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Цель этих игр  развивать воображение, внимание, сенс...