Сюжетно-дидактическая игра как средство экологического развития детей.
статья на тему

Харитонова Ирина Владимировна

Сюжетно-дидактическая игра как средство экологического развития детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-дидактическая игра как средство экологического развития детей.

В системе разнообразных природоведческих игр особый интерес представляет использование относительно новой разновидности игры- сюжетно-дидактической. Сюжетно-дидактическая игра- это игра в которой сюжет определён взрослым и подчинен образовательно-воспитательным задачам. В ней знания детей не только уточняются и расширяются, но в силу неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Эти игры в педагогике мало разработаны, но перспективны в связи с их большими дидактическими и воспитательными возможностями.

А.А. Смоленцева разработала сюжетно-дидактические игры с математическим материалом для детей старшего дошкольного возраста. Она выделила особенности этих игр:

-        во-первых, наличие разнообразных сюжетов и ролей, наполненных программным содержанием;

-        во-вторых, знания, усвоенные на занятиях, естественно включаются в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель, беря на себя определённую игровую роль, контролирует правильность выполнения правил игры;

-        в-третьих, в сюжетно-дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях знания в новых условиях, с разными объектами;

-        в-четвертых, игры этого вида носят коллективный характер.

Также А.А. Смоленцева определила принципы организации сюжетно- дидактических игр, которыми может руководствоваться воспитатель: -отображение знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх дошкольников;

-отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;

-организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей для формирования эмоционально-положительного отношения к знаниям, для развития самостоятельности и активности всех участников игры;

-непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль. Беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность изнутри видеть всю игру, контролировать правильность игровых действий, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов, влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новую ситуацию, игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

Однако при авторитарном руководстве воспитателя возникает опасность нарушения самостоятельного характера детской игры, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эти игры должны быть организованы так, чтобы в них возникала необходимость в практическом применении знаний, содержание игр и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативности детей;

-индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

Сюжетно-дидактические игры могут быть различными по тематике и содержанию, но принципы их организации остаются теми же. Поэтому мы считаем возможным их перенос в экологическом содержании.

Таким образом в педагогическом процессе детского сада игра выступает в различных функциях: как средство воспитания, средство организации детской деятельности, средство активизации мыслительной деятельности, средство, метод, а также форма обучения. В игре развивается мышление ребенка, более осознанными становятся знания, через игровые действия ребёнок отражает своё отношение к окружающему. Происходит развитие речи, творческой фантазии, формируются навыки умственной деятельности детей, уточняются и расширяются знания полученные на занятиях. В сюжетно-дидактической игре ребёнок не только уточняет знания, но и проявляет себя в деятельности, также выражает свое отношение к событиям и проблемным ситуациям игры.

        Сюжетно-дидактическая игра является важным средством для решения задач экологического воспитания, которые позволяют уточнить, закрепить, обобщить и систематизировать представления о животных, помогают сформировать определенное отношение к объекту и выразить его в деятельности экологической направленности. Сюжетно-дидактическая игра дает возможность практически использовать сформированные представления в новых игровых ситуациях. Необходимость применять свои знания, формирует у детей инициативу и самостоятельность, развивает у них умение действовать разумно и обосновано. Сюжетно-дидактические игры требуют тщательной подготовки, умелого руководства со стороны воспитателя, который на первых порах берет на себя ведущую роль, постоянно контролируя выполнения детьми своих ролей, тактично направляя игру, помогая в случае затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

В презентации представлен матерал, содержащий методологический обзор, отражающий современное исследование проблемы экологической игры....

Методическая разработка: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

В презентации представлен матерал, содержащий методологический обзор, отражающий современное исследование проблемы экологической игры....

Презентация: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

Презентация отражает проведенную работу в области экологических игр....

Презентация: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

Презентация отражает проведенную работу в области экологических игр....

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

Консультация для педагогов «Игры - как средство экологического воспитания детей»

Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настро...