«Дорожная азбука»
консультация (старшая группа) на тему

Вопросы безопасности на дорогах остают¬ся актуальными. Ежегодные результаты ста¬тистики, согласно которым в нашей стране совершается десятки тысяч дорожно-транс¬портных происшествий с участием детей и подростков, заставляют общественность реа¬гировать соответствующим образом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Дорожная азбука»

Т. М. ТАФИНЦЕВА,

воспитатель МБДОУ д/с № 2 «Светлячок»

Вопросы безопасности на дорогах остаются актуальными. Ежегодные результаты статистики, согласно которым в нашей стране совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, заставляют общественность реагировать соответствующим образом.

Именно поэтому приоритетной задачей педагогических коллективов является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Ее решение требует совместного участия педагогов, воспитанников и их родителей. Деятельность детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и предусматривает:

- организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ;

- повышение компетентности родителей посредством партнерских взаимоотношений (взрослые должны знать правила дорожного движения (далее - ПДД) для пешеходов и воспитывать детей как дисциплинированных пешеходов); использование в педагогической практике современных образовательных технологий, особенно проектного метода; совершенствование предметно-развивающей среды.

Подобная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее - ФГТ), которыми руководствуется современный детский сад.

ФГТ предусматривают такую образовательную область, как "Безопасность", одной из задач которой является "Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств". Ее решение должно осуществляться в интеграции с другими образовательными областями: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Труд", "Физическая культура", "Здоровье".

В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах можно использовать различные пособия по данной теме  («Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М., Просвещение, 2007).

Целостность образовательного процесса обеспечивается в окружающем ребенка мире - среде, где он воспитывается и развивается. Построение предметно-развивающего пространства по теме безопасности на дорогах в соответствии с возрастными потребностями ребенка и деятельностным подходом поможет формированию устойчивых навыков и самоконтроля в его поведении.

Дома должна быть создана соответствующая предметно-развивающая среда, представленная зонами сюжетно-ролевых, подвижных v тихих игр. Так, целями работы с группой младшего возраста являются:

3-4 года

- обучение воспитанников умению различать проезжую часть улицы и тротуар;

- формирование представления о назначении зеленого и красного сигналов светофора.

В зоне сюжетно-ролевых игр младшей группы представлен следующий игровой материал: машины для сюжетно-ролевых игр "Водители и пешеходы", "Автобус", коляски, куклы, тематические атрибуты: жезл, рули, светофор (с автоматическим переключением света), комплект дорожных знаков (напольных или нагрудных), напольный деревянный конструктор, игровые маркеры (больница, дом и др.) по интересам детей, элементы костюмов (накидка "Светофор", каски, фуражка регулировщика).

Зона подвижных игр содержит следующий спортивный инвентарь: мячи резиновые (однотонные), кегли, кочки, обручи (плоские, цветные); атрибуты к подвижным играм "Цветные автомобили", "Машины", "Воробушки и автомобиль", "Трамвай"; крупные мягкие модули для игр-тренингов "Паровозики и машины".

Зона тихих игр оснащена настольными театрами игрушек "Уважайте светофор", "На лесном перекрестке"; ширмой "Улица", дидактическим панно "Пешеходный переход" (коврограф), полкой с дидактическими играми "Светофор", "Найди пару" (по цвету, форме с сюжетом транспорта), пазлами (серией сюжетных картинок "Пешеходный переход"), игровым пособием "Угадай по звуку"; набором раскрасок (предметных) и трафаретов из серии "Транспорт", иллюстративным материалом для рассматривания по темам "Город" (дороги, здания, транспорт, люди), "Деревня" (дороги, дома, транспорт, люди).

Расширение первоначальных детских представлений и накопление новых знаний о правилах безопасности происходит посредством создания игровой ситуации. Закрепление знаний и осознанного отношения к соблюдению правил безопасности на дороге обеспечивается в процессе организации разных видов деятельности с опорой на игру.

Основной целью работы с группой среднего возраста является закрепление у детей представлений о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора. Предметно-развивающая среда средней группы представлена также зонами сюжетно-ролевых, подвижных и тихих игр.

4-5 лет

Зона сюжетно-ролевых игр в средней группе содержит игровой материал для моделирования игровых ситуаций в пространстве ("Перекресток"), тематические атрибуты: жезл, рули (предметы-заместители), накидки "Светофор", "Инспектор полиции", "Пожарный"; игровые маркеры "Магазин", "Больница", "Остановка", "Стройка", "Парикмахерская" и др.; напольный деревянный конструктор, комплект дорожных знаков (напольных или нагрудных); наборы машин (средней величины), включающие специальную технику и транспортные средства других видов; напольное покрытие с сюжетом "Город" (соответствующий размеру машин из наборов).

В зону подвижных игр входят моделированный перекресток (для тренинговых игр), спортивный инвентарь: обручи (плоские, разного цвета и размера), мячи резиновые, скакалки, гимнастические палки; атрибуты для игр "Трамвай", "Воробушки и автомобиль", "Светофор".

Зона тихих игр оснащена ширмой "Город", персонажами театра би-ба-бо "Светофор и колобок", настольным театром "Светофор и лесные звери", раскрасками и трафаретами на тему "Транспорт", альбомами с иллюстративным материалом, настенным магнитным панно "Перекресток", полкой с дидактическими играми "Светофор", "Найди пару" (по цвету, форме и величине), "Собери автомобиль", играми-пазлами, настольным конструктором для создания макета "Мой двор".

5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно изменять сюжет игр, усложнять игры правилами и трансформировать игровой материал. Грамотное построение игрового пространства

в данной возрастной группе будет способствовать развитию творческих способностей детей и формированию у них осознанного поведения.

В процессе непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста основной целью является формирование у детей представлений о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах в соответствии с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках.

Зона сюжетно-ролевых игр в старшей группе конструктивно меняется. На смену крупным и средним машинам приходят маленькие машинки для настольных игр. Сюжеты разворачиваются на уменьшенной плоскости - столе, ленточном подоконнике, платформе, подиуме. Для сопровождения игр размещаются наборы маленьких человечков - носителей детских образов (сказочные герои, профессии людей и др.). Игровые маркеры моделируются детьми в любом пространстве: "Поликлиника: регистратура, травмпункт", "Магазин" (автозапчасти), "Мастерская по авторемонту", "Автозаправочная станция", "Пожарная станция", "Путешествие за город" и др. Для развития конструктивных способностей в группе имеются конструкторы с различными видами соединений и бросовый материал. Игры с игрушками из серии "Вторая жизнь предмета", которые дети мастерят вместе с педагогами, приносят дошкольникам удовольствие и новые познания об окружающем. Набор дорожных знаков для настольных игр - неотъемлемая часть игр с правилами на макете "Наш район", "Дорога из дома в детский сад".

Зона подвижных игр содержит следующий спортивный инвентарь: мячи разного размера, скакалки, гимнастические палки, обручи; машины среднего размера с дистанционным управлением для соревновательных игр, атрибуты для игр "Светофор", "Мы юные автомобилисты", набор напольных дорожных знаков.

В зоне тихих игр подобраны дидактические настольно-печатные игры: "Летит, плывет, едет" (ознакомление с разными видами транспорта), "Дорожные знаки", "Дорожная азбука", "За рулем". В книжном уголке оформлена тематическая выставка "Юный пешеход Москвы" с раскрасками и иллюстративным материалом, представлены фотоальбомы, собранные детьми и родителями, книги с произведениями разных жанров на тему "Мы учим правила дорожного движения", а также иллюстрированные детские книжки-самоделки "Для пешехода есть пешеходный переход", "Светофор", "Знаки предупреждающие". Дошкольники с увлечением продолжают играть в театрализованном уголке: организовывают театр-драматизацию "Приключение Незнайки на дороге", "Путешествие лесных зверей со Светофором" (наличие элементов костюма образа и атрибутов действия).

Большое значение для работы с детьми старшей и подготовительной групп имеет организация экскурсий к перекрестку, светофору, в ходе которых дошкольники овладевают практическими навыками пешеходов, наблюдая за правильным или неправильным поведением других пешеходов.

Таким образом, создание  условий для сознательного изучения детьми ПДД посредством интеграции разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной), оснащение предметно-развивающей среды соответствующим оборудованием и пособиями формирует устойчивый интерес дошкольников, способствует приобретению ими полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для средней группы «Дорожная азбука»

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для детей средней группы«Дорожная азбука»Цели:-закрепить знания детей о правилах дорожного движения; -научить соблюдать эти правила, п...

Познавательное занятие в средней группе по обучению правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Данное занятие формирует знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства у детей дошкольного возраста.С помощью ролевой игры "Патрульная служба"...

«Правила дорожного движения» Материал представлен на общем родительском собрании по теме: «Дорожная азбука»

Материал представлен на общем родительском собрании  по теме :"Дорожная азбука" , с участие работников ГИБДД...

Сценарий развлечения в старшей группе по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Цели: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. За...

Методическая разработка.Концерт по правилам дорожного движения "Дорожная азбука".

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, в...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...