Традиции наших предков в русских народных сказках.
занимательные факты по теме

Строганова Вера Леонидовна

"Репка", "Курочка Ряба" - сказки, знакомые каждому малышу, но что они могут рассказать взрослым о традициях наших предков?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_nashih_predkov_v_russkih_narodnyh_skazkah.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции наших предков в русских народных сказках.

Воспитатель Строганова В.Л.

Сказки волшебные, умные, добрые окружают нас  с детства. Трудно переоценить их развивающие и воспитательные функции. Но как же они возникли?

Считается, что самые древние сказки о животных являются отголосками языческих обрядов древних племён, жизнь которых зависела от удачной охоты. Для этого было необходимо задобрить хвалебными песнями духов животных, чтобы они не обижались и не сопротивлялись, когда их убивают, видя как их уважают. Позднее сказочники бережно передавали из уст в уста старинные варианты сказок, даже когда они становились местами непонятны современным слушателям, словно боясь нарушить древнюю магию.

«Посадил дед репку…», - читает мама ещё завёрнутому в пелёнки малышу, не задумываясь почему именно дед посадил репку, а не бабка, да и возможно саму репку ни разу не пробовала. А ведь на Руси это был главный пищевой продукт, из него варили кашу, пекли лепёшки. Репа считалась женской культурой, и поэтому, чтобы получить хороший урожай, её сеяли мужчины, выходя в лунную ночь на пашню босиком, без штанов, в одной нижней рубахе, как бы заключая брачный союз с землёй.

Другая сказка, не менее популярная «Курочка Ряба» кажется вся состоит из противоречий: «Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила, а мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко покатилось и разбилось…» Дед с бабой столько усилий приложили, всё без толку, а мышке достаточно было вильнуть хвостиком. Как же они отреагировали: обрадовались? Нет: «Плачет дед, плачет баба…» Не менее удивительно, как их утешает курочка: «Не плачь, дед, не плачь баба, снесу я вам яичко не золотое, а простое!» Древние славяне (и не только) представляли мир в виде яйца: желток – это земля, а над землёй девять небес, словно белок и скорлупа. Яйцо, символизирующее мир,  разбивалось богом, поэтому ни дед, ни баба как обычные люди не могли его разбить, т.е. познать. А мышка хоть и не бог, но зверушка, а значит ближе к богу и может быть проводником его воли. Рябая «масть» курочки тоже не случайна. На Руси считалось, что яйца рябой курицы обладают особенными свойствами. Например, первым яйцом, снесённым рябой курочкой, гладили лицо, чтобы оно было чистым, без веснушек и прыщей. Наши предки верили, что даже от рябин оспы, страшной болезни, предохраняет яйцо курочки рябы.

 На Руси было много суеверий и обычаев, связанных с курами. Даже куриные именины праздновались! 1ноября в Кузьминки люди дарили родным и знакомым кур. Этих кур потом не убивали, а держали в почёте. Снесённые ими яйца считались лекарством почти от всех болезней.

Не в меньшем почёте был на Руси и петух. По славянским верованиям, дружен он и со стихией огня и со стихией воды. Поэтому не случайно в русской сказке Петушок – Золотой гребешок не боится ни огня ни воды. Когда его бросили в колодец, он выпил всю воду, а когда кинули в горящую печь – залил этой водой огонь.

Петухам приписывали и другие полезные качества: своим криком они прогоняли нечистую силу, беды и напасти. Не случайно на крышах русских изб и теремов красовались петушки-обереги. Поэтому в сказке «Заюшкина избушка» именно петушок выгнал лису из лубяной избушки зайчика. Ведь лиса хитростью и обманом завладела чужой избушкой, а петух олицетворял победу добра и справедливости.

А вот в сказке «Кот, петух и лиса» петушок играет совсем не героическую роль. Его уносит лиса «за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы», а кот спешит на выручку. А зачем же лиса утащила петуха? Чтобы съесть? Ну почему она этого не сделала, ведь времени у неё было предостаточно. Просто она и не собиралась его есть, а хотела выйти за него замуж. Считается, что эта сказка – отголосок обычаев времён матриархата, когда жених уходил в семью невесты. Иногда молоденьких парней-простачков (таких, как петушок в этой сказке) просто похищали хитрые (как лиса) невесты, а старшие братья или отцы семейства(кот) пытались их спасти. Не всегда это было возможно: если жених отведывал обрядового угощения, то он оставался в роду невесты. Не случайна поэтому песенка лисы: «Выгляни в окошко, дам тебе горошку». Очевидно, лиса не успела угостить петушка и его спас кот.

Кстати о горохе. «Это было при царе Горохе» - так говорят, когда хотят сказать о чём-то очень давнем. Между тем, по происхождению имя Горох связано со словами «грохот», «грохотать». Великий Перун разъезжает по небу в колеснице, гремит громом и сверкает молниями. Горох – символ Перуна. Недаром в русских и украинских сказках действуют богатыри Катигорошек и Покатигорошек.

А что из себя представляет Змей Горыныч? Считается, что «Горыныч» - от слова «гора». Такой большой, как гора, сын горы, но не простой, а небесной. Попросту говоря – тучи с её огненными молниями. Вот почему он огнедышащий, вот почему летает. Чтобы усмирить стихию, древние люди приносили человеческие жертвы, что позднее отразилось в сказках как похищение змеем царевны.

А помните как описывают в сказках Бабу Ягу и её домик? «Стоит избушка на курьих ножках, а в ней Баба Яга, костяная нога лежит из угла в угол, нос в потолок врос». Неужели у неё такой большой нос? Нет! Это избушка слишком тесная, потому что это гроб. А Баба Яга мертвец, частично скелет. Вот почему нога у неё костяная. Кстати во многих языках и диалектах «ягая»  означает «хромая». И охраняет она вход в царство мертвых, т.е. дорогу в Тридевятое царство. И встречает незваных гостей фразой: «Фу, фу, фу, русским духом пахнет». Просто ей, как и всем обитателям потустороннего мира, неприятен запах живого человека. Вот почему Иван-Царевич требует его «напоить, накормить», а потом и вопросы задавать. Ведь поев её пищи он становится «своим» для мира мёртвых и может спокойно продолжать свой путь.

 А почему же избушка на курьих ножках? Избушка на курьих ножках напоминает маленькие погребальные домики финно-угорских племён, которые ставили на высокие пеньки. Славяне, которые жили бок о бок с этими племенами, встречали в лесу эти «домики для мёртвых» и могли «по образу и подобию» придумать избушку на курьих ножках, в которой сидит мёртвая бабка и караулит вход в царство мёртвых.

Вообще русские сказки часто перекликаются с мифами и легендами других народов. В сказке «Царевна Несмеяна» царь был готов отдать полцарства и свою дочь тому кто её рассмешит. Почему? Да потому, что смех символ жизни, процветания, благополучия. В древнегреческом мифе богиня плодородия Диметра скорбела по похищенной дочери, а на земле погибли от этого все посевы. И до тех пор, пока она не утешилась, урожай не вырос. Так что наша Несмеяна наследница древних богинь плодородия и солнца, смех которых поднимал из земли колосья, наливал соком яблоки и дарил людям жизнь.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Традиции наших предков"

Данный материал побудет полезен для ознакомления педагогов, родителей, дошкольников с весенним празником "Сороки". В материале представлена информация о традициях празника, рецепты теста для изготовле...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

викторина по русским народным сказкам "В гостях у предков"

Закрепление знаний о русских народных сказках...

«Сохраним традиции наших предков»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ...

Традиции наших предков. Обряды встречи птиц и заклички Весны

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету – красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлеб...

Русская народная сказка как средство ознакомления с народными традициями

Успех приобщения дошкольников к русским народным традициям зависит от выбора форм и методов и воспитания. К средствам приобщения дошкольников к народным традициям относятся народное творчество, декора...

Традиции наших предков. Традиции бурятского народа

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.Задачи:1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.2. Развивать образность речи с помо...