Методические материалы "Новые подходы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников".
методическая разработка на тему

Мерзлякова Оксана Владимировна

Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями (законными представителями) диалогической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые подходы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Обобщенно новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей (законных представителей) можно представить следующим образом. В первую очередь, это переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями (законными представителями) диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической "грамотности – неграмотности", "активности – пассивности", "готовности – неготовности" к сотрудничеству.

Взаимодействие с семьей осуществляется дифференцированно по ряду социальных факторов:

  • возрастной;
  • образовательный статус родителей (законных представителей);
  • жилищные условия и др.

Взаимодействие должно строиться с учетом конфиденциальности (секретности, доверительности), которая предполагает:

  • возрастной;
  • готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;
  • предотвращение от приватных связей с членами семьи.

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей (законных представителей). Этот принцип считается новым, в то же время о нем говорили еще в 30-е годы ХХ в.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей (законных представителей) в знаниях. Этот принцип считается новым, хотя и о нем уже было сказано в 30-е годы прошлого века.

Также это доверительность отношений между педагогами и родителями (законными представителями), личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает, что они могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ), стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Данный принцип нельзя назвать совершенно новым. Он также внедрялся в работу с семьей в советский период.

Кроме того, сегодня родители (законные представители) имеют возможность выбирать ДОУ, в которое они хотят отдать своего ребенка. Впервые возникла задача изучения маркетинга образовательных услуг и рекламы деятельности ДОУ.

На современном этапе без родителей (законных представителей) не проходит ни одно мероприятие, т. е. сегодня активно реализуется принцип "семья – детскому саду".

Вовлечение родителей (законных представителей) в педагогический процесс называется "открытость детского сада внутрь". Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. "открытость детского сада наружу", также является сегодня одним из направлений деятельности ДОУ.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей (законных представителей).

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование у родителей педагогической рефлексии и родительской компетентности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей (законных представителей) детей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественными исс...

Методические рекомендации "Тематический вечер как форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников".

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является одним из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ)....

Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога

laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…»   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...

Семинар-практикум для педагогов на тему :«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

На тему: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...