Нравственно-патриотическое воспитание детей средней возрастной группы
консультация (подготовительная группа) на тему

Молчанова Анастасия Анатольевна

Как реализовать поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию, в каких формах, какими методами и приемами. В статье приведены формы работы с детьми на год  по  решению данной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание детей в рамках ФГОС в средней группе

( выступление на педсовете)

Воспитатель:

Молчанова А. А

 В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
          В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

 Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

Целью воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Т. е.Патриотическое воспитание ребенка -  это сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

У детей среднего дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, поэтому для формирования нравственно – патриотического воспитания(НПВ) используются игры и упражнения на всех этапах образовательной деятельности.

Реализация НПВ

  1. Оформление игровых зон для детей среднего возраста
  2. Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры по ознакомлению с трудом взрослых. Например, перед тем как начать играть в «Больницу» ,в доступной форме рассказывается детям о том, кто в больнице работает, чем занимается персонал. Или перед игрой «Парикмахерская», дети знакомятся с правилами личной гигиены. Сюжетно – ролевые игры главным образом воспитывают нравственные качества.  Игра «Семья» учит заботится друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. В игре «Строители» дети учатся работать в коллективе. Игра также как и занятия, способствует решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая после наблюдения за трудовым процессом или после понравившегося, художественного произведения может перерасти в интересную длительную интересную игру, в которой ребята применяют полученные знания и накопленный опыт.
  3. Театрализация русских народных сказок очень поучительны для детей, т. к. в сказках отражается забота друг о друге и дружба (например Теремок, Серая шейка, Зимовье), взаимопомощь (Репка), правила поведения с незнакомыми людьми (Колобок)
  4. Чтение художественной литературы. Через нее дети знакомятся с профессиями. Акцент делается также на желание трудиться, приносить пользу(например, Федорино горе). Через художественную литературу дети знакомятся  с героями и защитниками нашей Родины (В. Орлов «Родное», С. Маршак « Пограничник», «День победы», С. Михалков «День Победы», В. Степанов «Наша Армия»).
  5. Беседа с детьми. Например, беседуя с детьми о работниках детского сада, дети получают знания в доступной для их возраста форме о работе персонала и обогащают словарный запас. А, например, играя в «Магазин», мы с детьми беседовали об опасных и безопасных продуктах, какие  вредят здоровью, а какие приносят пользу. А в ходе беседы «Что значит быть добрым» - формировали представления о дружбе.
  6. Дидактические игры решают образовательные и воспитательные задачи. Например,  «Кому что нужно для работы?» дети на только выполняют задания, подбирая необходимые атрибуты к каждой профессии, но и пополняют знания об особенностях профессий.
  7. Конструирование. Конструктивные игры  помогают знакомиться детям с трудом разных людей и учат играть и трудится в коллективе.
  8. Подвижные игры учат ребят не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому. Такие качества необходимы будущим труженикам и защитникам Родины
  9. Трудовая деятельность – одно из главных условий патриотического воспитания. Трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина, ее надо поощрять – желание сделать что – то для коллектива, детского сада, своего города.
  10. Т.к. дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, то необходимо использовать не только худ. литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду и т.д.). Для закрепления знаний необходима продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация). А также посещение музеев и организация специальных отведенных мест в группе или детском саду.
  11. Работа с родителями. Родители являются эталоном поведения для детей. Именно они закладывают основы нравственного воспитания своих детей. Задача педагогов состоит сотрудничестве с родителями посредством проведения родительских собраний на повестке которых рассматривается тема нравственного и патриотического воспитания, а также индивидуальных бесед. Так как мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. Мы разделяем точку зрения А. С. Макаренко, который писал: «...наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Мы твёрдо уверены в следующем:

 - чтобы ребёнок уважал старших, мы должны объяснить ему, что такое любовь и забота;

 - чтобы ребёнок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать, как жили и что делали его предки;

- чтобы ребёнок гордился страной, в которой живёт, он должен знать её героев, причём герои могут быть как реальными, так и сказочными;

- чтобы ребёнок ценил всё, то прекрасное, что создано было ещё до появления его на свет, я должна научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать, сопереживать.

 Как было сказано выше формирование нравственно – патриотического воспитания происходит на всех этапах образовательного процесса. Ниже приведены формы работы с детьми на 2014 – 2015 учебный год:

Сентябрь

«Моя семья»

1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3 Рисование на тему «Я и моя семья».

4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

1 прогулка «Моя улица»

2 беседа на тему «Наши добрые дела»

3 Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории

4 рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5 составление схемы «Я иду в свой детский сад»

6Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц района»

оформление папки-передвижки «Мой любимый район»

Ноябрь

«Я живу в Москве»

1 игра – путешествие «Я живу в Москве»

2 рассматривание альбома «Город – герой Москва»

3 рассматривание альбома « Как хлеб пришел к нам на стол»

4 Ручной труд «Изготовление теста»

4 прогулка «Белая берёза под моим окном»

5 Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

1 беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2 дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»

3 беседа «Государственная символика России»

4 рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

5 рисование «Русский национальный костюм»

6 Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя»

Январь

«Краса ненаглядная»

1 беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2 рисование «Золотая хохлома»

3 аппликация «Гжельская роза»

4 лепка дымковской игрушки «Индюк»

5 рисование «Тверская матрёшка»

6 Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»

Февраль

«День защитника Отечества»

1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3 подвижная игра «Защита границы»

4 ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль»

5 рассматривание картины «Богатыри»

6 Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3 рисование «Портрет моей мамы»

4 игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »

5 чтение стихов о маме

6 Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»

7 беседа о водоемах нашего города и страны

8 аппликация «Подводное царство»

9 беседа на тему « Как мы отдыхали на реке»

Апрель

«Профессии всякие важны».

1 беседа о профессиях, показ иллюстраций и фотографий

2 рисование на тему «Скорая помощь»

3 экскурсия с родителями к пожарной части нашего района, беседа с детьми.

4 экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями персонала детского садика

5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

Май

«Этот день победы»

1 беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2 экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.

3 встреча с фронтовиком

4 встреча с ветеранами труда и детьми войны

5 рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

6 слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

7 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников средней возрастной группы

Цель данного проекта - это воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере ознакомления детей с игрушками из села Дымково....

Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы

Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Путешествие в лес" для детей средней возрастной группы

Материал для обобщающего занятия с решением проблемной ситуации и повторением обитателей леса, правил поведения в в природе....