Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях» и ее актуальность
материал на тему

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, ведь  через образы сказок ребёнок соприкасается с жизненным опытом многих поколений.

Именно по этой причине я поставила перед собой задачу повышения внимания и заинтересованности детей сказками на музыкальных занятиях.

Разнообразные и актуальные темы музыкальных занятий, затрагиваемые через сказки и проигрываемые через музыку, дают пищу для размышлений и осмыслений детям. Этому служит современная и классическая музыка, с которой дети знакомятся на музыкальных занятиях.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад. Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует сказку. Она помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений.( «Картинки с выставки»М.П.Мусоргский, «Детский альбом»П.И.Чайковского) В ходе занятий дети разучивают короткие этюды сказочного содержания. ( «Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчёлы» и др., )играем в подвижные музыкальные игры с участием сказочных героев. ( «Колобок», «Теремок» и др.)

Особое место в моей работе  занимает использование театрально-игровой деятельности, по средствам которой дети, начиная с младших групп, обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др., а начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса». Дети старшего дошкольного образа выполняют более сложные характерные движения. Здесь основным приёмом является образный музыкально-двигательный этюд, - это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа. Особое внимание я уделяю выразительности движений.

 

Например, этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с мёдом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, весёлые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку. Хитрая лиса ходит вокруг.

         Элементы этих этюдов находят своё место в играх, хороводах, в постановке спектаклей, в праздничных инсценировках сказок.

Остановлюсь именно на музыкальной сказке, как на определённом этапе работы по развитию творческих способностей.

Что такое музыкальная сказка? Это музыкальное либретто, сценические действия героев, диалоги, характерные танцы. Непосредственно работу с маленькими артистами я начинаю, знакомя их с сюжетом сказки и разучивания музыкального материала. Все желающие могут попробовать себя в разных ролях и потом, сообща, выбираем тех ребят, которые наиболее непосредственно и удачно создали образ того или иного героя сказки. Каждому ребёнку подбирается роль в соответствии с его речевыми, пластическими и актёрскими возможностями. Нет проблем в связи с тем, что кому-то достаётся роль отрицательного персонажа, кому-то только танцевальные номера. А некоторым и вовсе небольшая эпизодическая роль. Занятия над разучиванием сказки проходят в разных формах: общие, небольшими группами, индивидуальные. Репетиции идут, в основном, в форме этюдов: детям предлагается самостоятельно действовать в заданных обстоятельствах. Я им ставлю задачу, стараясь заострить внимание на мотивах поведения персонажей сказки, иногда даю советы. Действия детей часто носят импровизационный характер. Творческие находки поощряются и в дальнейшем фиксируются юными исполнителями. Дети часто что-то подсказывают друг другу, придумывая интересные интонации, жесты или мимику. Пока идёт работа над спектаклем, дети запоминают все роли и, если кто-нибудь из них вдруг заболеет, то всегда есть, кому заменить. Всё это способствует становиться нашим детям гораздо дружнее, у них возрастает чувство ответственности, появляется уверенность в своих силах. Каждое выступление становится для них праздничным событием. В процессе работы над спектаклем формируется творческий коллектив, в котором каждый ребёнок чувствует себя талантливым и необходимым. Ощущения, полученные при выступлениях в спектаклях, ребёнок переносит в реальную жизнь и, соответственно, по-другому начинает вести себя на занятиях, в семье и со сверстниками. Так, используя различные методы и приёмы сказкотерапии,  детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и вера в себя. А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....