Конспект родительской встречи "Развитие мелкой моторики у детей"
консультация по развитию речи по теме

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Цель:- показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 (конспект родительской встречи)

ЦЕЛЬ:

- показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

- обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;

- научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- Пластилин, дощечки для лепки, стеки, квадратные листы цветной бумаги, нитки, персонажи из сказки «Курочка Ряба»;

- мультимедийная установка для показа слайдов;

- слайды с фотографиями играющих детей.

УЧАСТНИКИ:

- воспитатели, учитель – логопед, педагог – психолог; педагог ДО, родители (законные представители).

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

- практикум

Ход собрания

I.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель:

Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?((пальцы.)

Тема нашего практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель:

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу.

Родители и мы педагоги, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

(показ слайд – презентации «Детские игры, какие они…»)

Учитель - логопед:

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании.

Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу).

Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Педагог - психолог:

В раннем и младшем дошкольном возрасте большое значение имеет пальчиковая гимнастика:

- Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.

- Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.

- Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

А сейчас предлагаю немного поиграть с пальчиками:

«Замок»

Пальцы обеих рук переплетены между собой.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, повертели,

Постучали и открыли.

(движения выполняются согласно тексту)

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке

(средний и безымянный пальцы упираются в большой,

указательный и мизинец подняты)

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.Развитие мелкой моторики возможно только в игровойформе.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕАТР, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Воспитатель:

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования.

Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых.

Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (показ несколько фигур, родители пробуют повторить)

Воспитатель:

Уважаемые родители, все знают сказку «Курочка Ряба», я предлагаю вам взять персонажей и немножко поиграть.

Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней.

Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.

Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света) .

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.

ОРИГАМИ - СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Педагог ДО:

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно.

Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать бабочку для развития речевого дыхания детей).

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

 С ПОМОЩЬЮ ЛЕПКИ

На столах дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета.

Родителям предлагаю попробовать слепить грибы, используя приемы сплющивания, скатывания, раскатывания, заглаживания.

Родители лепят грибы.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Воспитатель:

Существует множество способов и игр для развития мелкой моторики рук, вот некоторые из них.

- работа с раскрасками – штриховка;

- пальчиковая гимнастика – шнуровка, застегни пуговицы;

- игры с конструктором, мозаикой;

- лепка из глины, теста и пластилина;

- нанизывание бус, бисера;

- сматывание цветных ниток в клубочки;

- работа с ножницами.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).

Эти игры:

- развивают мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование;

- формируют навыки шнуровки, умение застегивать пуговицы;

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности;

- косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму.

Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

IV. ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

РЕФЛЕКСИЯ

Педагог – психолог:

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой.

Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".

План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....

Конспект родительского собрания "Мелкая моторика - мощный инструмент в развитии речи детей"

Родительское собрание проводилось для родителей детей второй группы раннего возраста. Собрание проводилось в форме семинара-практикума, на котором родители нитолько слушали консультативный материал, н...

Конспект НОД "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста посредством пальчиковых игр

Пальчиковой гимнатстике уделяют особое внимание во всех группах детского сада, но особенное внимание придают ей в работе с детьми младшего возраста....

Конспект родительского собрания "Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет"

Родительское собрание  в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» Цель: Формирование  у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой мо...

Конспект родительского собрания на тему «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».

Конспект родительского собрания  на тему:«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».Цель: использование информации в домашних условиях с ...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...