Конспект родительского собрания "Мелкая моторика - мощный инструмент в развитии речи детей"
материал

Чечель Светлана Александровна

Родительское собрание проводилось для родителей детей второй группы раннего возраста. Собрание проводилось в форме семинара-практикума, на котором родители нитолько слушали консультативный материал, но и выполняли практические задания, как можно добиться успехов в развитии речи детей через мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополёк»

Конспект родительского собрания

Тема: «Мелкая моторика – мощный инструмент в развитии речи детей»

Вторая группа раннего возраста

Составила

Воспитатель Чечель С.А.

с.Мильково -2021-

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоритические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук дома.

Форма проведения: Семинар - практикум

Предварительная работа.

1.Подбор пособий, игр, литературы по теме.

2.Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.

3. Пригласить всех родителей на собрание.

4. Анкета для родителей (обратная связь)

Повестка собрания

1.Организационный момент «Разминка для ума и тела»

2.Приветственное слово воспитателя

3.Выступление воспитателя «Мелкая моторика – мощный инструмент в развитии речи детей»

4. Практикум «Развитие мелкой моторики»

5. Организационные вопросы.

6. Решение родительского собрания.

Ход родительского собрания

  1. Орг. момент «Разминка для ума и тела»

(В начале мероприятия ведущий предлагает родителям «вернуться в детство)

Воспитатель: «Наверноекаждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…».

(Родителям предлагается разминка для пальчиков (и не только), начинающаяся с игровой ситуации с куклой и бусами)

Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем …

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь! 

Разминка для родителей. Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?).

2.Введение в тему.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

3.В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Развитие мелкой моторики руки в нашей практике ведется по двум направлениям пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук мы проводим систематически и ежедневно. Пальчиковые игры обеспечивают очень хорошую тренировку движений пальцев рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, стишков, сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям присущим дошкольному возрасту и нравится детям.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

2.. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

4. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

5. У малыша развивается воображение и фантазия.

6. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

4. Практическая работа «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

  • Пальчиковые игры (без предметов).

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(сжимать и разжимать пальцы).

Воспитатель: - Молодцы.

Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами. 

Вопрос родителям: 

-Как вы думаете, какие это игры?

(родители приводят примеры)

  • Пальчиковые игры с предметом 

Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

Бусинки-горошки

 Покатаю я в руках

 Бусинки, горошки.

 Станьте ловкими скорей,

 Пальчики, ладошки.(Катать по столу горошины или бусины

указательным пальцем,средним, безымянным имизинцем).

Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.(Разбирать отдельно разные крупы)

Кроме того, мы в практике применяем массаж и самомассаж с использованием прищепок, грецких орехов, шишек, шестигранных карандашей, массажных мячей.

Например: игра - массаж «Чудо–прищепки» 

(ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги)

Например:     

Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: кыш!

Можно использовать любое другое стихотворение или потешку.

При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику – иголки и т.п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами.

Вопрос родителям: 

-Как вы думаете, какие это игры?

-Какие мелкие предметы могут быть доступны детям?

-Как с ними играть?

(родители приводят примеры, делятся опытом).

В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игро-тренинг с использованием подручного материала.

  Это может быть:

  • выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков
  • перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; 
  • игры с пробками и горохом (игры в «прятки»); 
  • нанизывание бус. 

  Очень увлекают малышей так называемые игры в «прятки». В нашей практике эти игры предполагают использование ёмкостей (бассейнов) с горохом или пластмассовыми пробками, в которые прячутся маленькие игрушки (это могут быть игрушки от «киндер-сюрпризов»).

Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Мы сопровождаем начало игры следующими словами: «В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…».

Далее обыгрывается в зависимости от того, что нашли (например, «Миша зайчика нашёл, Даша уточку нашла…»). Также малыши могут пересыпать и перекладывать содержимое этих ёмкостей в другие.

Например, горох перекладывают в бутылочки, затем пробками закрывают их. Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации.     

Помимо этого, широко применяются всем известные развивающие игры:

-разнообразные шнуровки («Наряди елочку», «Ежик», «Корзина с фруктами», «Паровоз», «Ваза с цветами» и т.д.); 

- игры на застегивание и расстегивание («Полянка», «Корзинки с яблоками», «Уточки» и т. п.);

- дидактические кубы;

- разнообразные вкладыши (из дерева и вспененного полимера);  

- матрешки; пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.

 Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?

Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.

Поэтому, во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п.

И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна.

На этом можно закончить наш семинар, но еще раз хочу напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др.  Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.

6.Решение родительского собрания:

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Развивать мелкую моторику.

Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Роль пальчикового театра для развития речи детей"

В данном конспекте даны рекомендации  о роли пальчиковых игр в развитии речи детей"...

Конспект родительского собрания «Фольклор Южного Урала в развитии речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания«Фольклор Южного Урала в развитии речи детей раннего возраста»...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

Конспект родительское собрание в 1 младшей группе «Развитие речи детей 2–3 лет».

Главная цель разработки - вооружить воспитателей идеями проведения интересных родительских собраний....

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей»

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей»...