Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников".
    консультация по теме

    Вопросы психологии лежат в основе всей работы с ребенком. Не зная психологии невозможно правильно построить работу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников.

    Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.

    «Одно из важнейших положений детской психологии - это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребенка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.

    Характер деятельности, складывающийся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребенка и те психологические новообразования, которые имеют решающее значение как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень». (Л.А. Венгер)

    Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализирования частей.

    Ребенок в возрасте 1 - 2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие - в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие - то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.

    С трехлетним ребенком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это головка». Так же идет рассматривание картинки в книжке - ширмочке: «Это - мишка - медведь. Вот какая у него большая голова…, а это лапы». Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А зайчик где? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик…»

    Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ - синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка - усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщенным.

    Рассматривая с детьми 4 - 5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» Здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».

    У ребенка создается более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным, связным и цельным.

    Беседа о том же животном с детьми старшего дошкольного возраста ведет к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности» (Сеченов).

    «Уши у зайца длинные. Они стоят… Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу… Задние лапы длиннее передних. Когда зайчик бежит, он сильно отталкивается своими задними ногами…»

    Воспитатель обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним все, что мы узнали о зайце…».

    Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребенок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.

    Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни.

    По результатам исследований психологов выявлена следующая закономерность:

    · Дети 4х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова);

    · Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова);

    · Дети 6 лет дали наибольший процент классификации слов, нежели предметов и картинок.

    В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются особенности мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.

    Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.

    Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включит ее в любой вид деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности развития мышления дошкольников в разновозрастной группе сельского детского сада

    Проблема умственного развития детей на разных ступенях онтогенеза не пере­стает быть актуальной. Познавательные способности являются базовыми и составляют основу познания, общения и учения.Пробл...

    Консультация для родителей «Характеристика особенности развития детей 3-4 лет»

    На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становиться «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие кризиса трех лет.Эмоциональное разви...

    консультация для воспитателей" Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста"

    Мышление является основной составляющей психики дошкольника. Трудно представить реализацию какой либо деятельности без подключения  мышления....

    Консультация "Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии"

    Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательнойдеятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и соци...

    Консультация "Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии

    Мышление детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется отставанием в темпе развития...

    Особенности развития мышления дошкольников

    Мышление – один из познавательных, психических процессов человека, направленный на познание действительности.  В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка:  при реш...