Особенности развития мышления дошкольников
статья

Мышление – один из познавательных, психических процессов человека, направленный на познание действительности.  В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка:  при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образное мышление. 

Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_myshleniya_doshk.docx144.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития мышления дошкольников

Мышление – один из познавательных, психических процессов человека, направленный на познание действительности.  В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка:  при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образное мышление.  Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. Мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельность. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, кот. не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий.

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка. При  соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления о соотношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас и т.д. Образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении различных познавательных и практических задач.

Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Развитое логическое мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления.  Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Понятия объединены между собой в стройные системы, позволяющие из 1 знания выводить др. и тем самым решать мыслительные задачи, не обращаясь к предметам или образам. Пока мышление  ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, которыми обозначаются. Представления отображают действительность более живо, ярко, чем понятия, но не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью, свойственным понятиям. Имеющиеся у детей представления не могут стихийно превратиться в понятия. Их можно только использовать при формировании понятий. Сами же понятия и основанные на их применении логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения основ научных знаний. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения, но некоторые понятия могут быть усвоены и детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития мышления дошкольников в разновозрастной группе сельского детского сада

Проблема умственного развития детей на разных ступенях онтогенеза не пере­стает быть актуальной. Познавательные способности являются базовыми и составляют основу познания, общения и учения.Пробл...

Возрастные особенности развития мышления у дошкольников

Возрастные особенности развития мышления у дошкольников У детей дошкольного возраста все еще значительную роль играет действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметны...

Консультация для воспитателей "Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников".

Вопросы психологии лежат в основе всей работы с ребенком. Не зная психологии невозможно правильно построить работу....

Особенности развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В современной практике развития и обучения детей дошкольного возраста широко используются тетради с печатной основой (рабочие тетради), которые на наш взгляд ограничивают деятельность дошкольников: об...

Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоц...

Консультация "Особенности дивергентного мышления дошкольника"

Консультация "Особенности дивергентного мышления дошкольника"...