Конспект родительского собрания "Слово на ладошке"
методическая разработка на тему

Филатова Оксана Владимировна

Конспект родительского собрания "Слово на ладошке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_sobranie.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад № 1206 «Семицветик»

 город Москва

Конспект родительского собрания

 «Слово на ладошке»

Подготовила:

 воспитатель

      Филатова О.В.

2014 г.

Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи наших детей. Вернее об одном из средств развития речи детей.  

В период дошкольного детства большое значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Не секрет, что в последние 5-10 лет у большинства современных детей уровень речевого развития детей заметно снизился, отмечается общее моторное отставание. Как вы думаете, почему?

 Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.

Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача – значит, у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Вашему вниманию представлена диаграмма (Приложение№1), показывающая анализ результатов оценки развития координации движений рук ваших детей. На этом рисунке видно, что уровень развития низкий. В процессе выполнения диагностических заданий обнаружилась недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Отметим общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений. Но нет ничего страшного, ведь мы в начале пути.

Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру.

Разминка «Карандаши»

Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.

(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)

Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.

Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать команду из десяти маленьких, пока еще очень слабых и не всегда послушных учеников? Есть ли средство, позволяющее делать это легко и непринужденно? Да, такое средство есть. И просто удивительно, насколько оно «пожилое» - проверенное временем, уникальное, незаменимое. Как вы думаете что это? (обращение к родителям) Это – пальчиковые игры!

Вопросы к родителям:

- занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры.

- играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры.

- как вы играете с пальчиками вашего ребенка?

И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.

Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. (примеры пальчиковых игр)

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.

Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).

Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).

 Предлагается  родителями выполнить пальчиковые игры: «Кулачок», «Овощи», «Хлеб», «Насекомые» (Приложение №2).

 Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон. Предлагается  родителями выполнить пальчиковые игры: «Кран, откройся!»

Вы можете сами придумать игру на понравившееся стихотворение.

Давайте попробуем вместе.

Например:

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ.

Чьи шаги я ночью слышу?

Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

На слова «топ-топ-топ» подбираем движения имитирующие, как стучат капли дождя. Это могут быть хлопки в ладоши, по коленям, стук кулачками или пальчиками по поверхности стола.

В первой, третьей и пятой строках нет описания реального объекта, который можно изобразить. Для этого существует ряд движений, подходящих независимо от содержания текста. Это вращение кулачками по отдельности или попеременно, поочередное касание пальчиками противоположных пальчиков соединенных ладошек, постукивание кулачками, массаж пальчиков и др.

А вот в последней строке говорится о кошке. «Кошка» в пальчиковых играх изображается так: указательный средний и безымянный пальцы согнуты к ладошке, большой палец и мизинец подняты вверх. Теперь объединяем стихотворный текст и движения. Получилась игра!

А теперь предлагаю вам самостоятельно попробовать придумать движения к стихотворениям и таким образом создать пальчиковую игру. Родителей делим на команды и даем стихотворения, затем выступление представителей от команд.

С чего начать?

  1. Сначала взрослому нужно показать игру.
  2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
  3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  4. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Их можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  • Если сюжет позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке и или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
  • Используйте максимально выразительную мимику и эмоциональную окраску текста стихотворения.
  • Делайте в подходящих местах паузы; говорите то тише, то громче; определите, где можно говорить очень медленно; повторяйте, где это возможно, движения без текста.
  • Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите игры весело; не делайте замечания ребенку, если на первых порах он что-то делает неправильно; поощряйте успехи.

Далее мы хотим осветить небольшую часть нашей работы с детьми по развитию мелкой моторики в детском саду. Показ презентации «Ум - на кончиках пальцев» (приложение №2)

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться и в быту, вызывая его на разговор, стимулируя его вопросами, просьбами, необходимо читать ему книги, рассказывать обо всем, что его окружает. Показывать картинки, которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в I младшей группе. Тема: «Вместо кисти – ладошка».

Родительское собрание+ совместное занятие по художественно-эстетическому развитию в I младшей группе "Нетрадиционные виды рисования"...

Конспект занятия по рисованию ладошками в 1-й младшей группе "Мы рисуем"

Конспект занятия по рисованию ладошками в 1-й младшей группе "Наши ладошки"  Цели:Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.·...

Детско- родительский проект " Пашкины ладошки"

Организация педагогом  работы привлечение в образовательный процесс родителей посредством проектной деятельности...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

Конспект НОД по рисованию ладошками во второй младшей группе " Дерево в ладошках"

Рисунок ладошками – это очень интересный и зрелищный процесс, как для детей, так и для взрослых. Когда мы рисуем ладошками в работу включается множество чувствительных оконча...

Конспект занятия по рисованию ладошками в 1-й младшей группе "Наши ладошки"

Программное содержание: развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Знакомство со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности. Развивать мелкие ...