СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Форма организации детской деятельности: путешествие во времени.

Цель: активизация познавательного интереса детей к истории родного города Ставрополя.

Задачи:

- развивать способности: находить общие и отличительные свойства объектов (казак-солдат); к пониманию относительности размеров пространства (крепость-город-край-страна);

- развивать внимание, мышление, восприятие, фантазию и воображение;  

- продолжать формировать представления об этапах возникновения города Ставрополя (крепость-город), его первых строителях (казаки и солдаты), особенностях их жизни в данный исторический период (внешний вид палатки, смотровой вышки, казармы, дома казака; материал, из которого была выполнена постройка); упражнять детей в складывании палатки из листа бумаги прямоугольной формы.

-  воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее родного города.

 

Демонстрационный материал: желтый камень-ракушечник, макет крепости, макеты смотровых вышек, казарм, дома казаков, фигурки животных, деревья разных сезонов, силуэтные фигурки солдат, казаков, казачек, ширма.  

Раздаточный материал: желтый камень-ракушечник, листы бумаги прямоугольной формы, заготовки для «хоровода детей», клей-карандаш, клеенки, салфетки из ткани, ленточки символизирующие цвета города Ставрополя.

 ТСО: мультимедийная установка, электронная презентация «компьютерная программа», фильм «Тайны Сарматского моря».

 

Методы:

- ввод детей в игровую проблемную ситуацию;

- наглядный (демонстрация фильма, слайдов, рассматривание объектов);

- словесный (беседа, обсуждение);

- практический;

- метод свободного фантазирования (прогнозирование);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alferova_e.i._otkrytoe_meropriyatie_s_detmi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №64 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Алферова Елена Ивановна

СЦЕНАРИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема: «Как появился город Ставрополь?»

Образовательные области: познание, социализация, коммуникация, здоровье, труд.

Форма организации детской деятельности: путешествие во времени.

Цель: активизация познавательного интереса детей к истории родного города Ставрополя.

Задачи:

- развивать способности: находить общие и отличительные свойства объектов (казак-солдат); к пониманию относительности размеров пространства (крепость-город-край-страна);

- развивать внимание, мышление, восприятие, фантазию и воображение;  

- продолжать формировать представления об этапах возникновения города Ставрополя (крепость-город), его первых строителях (казаки и солдаты), особенностях их жизни в данный исторический период (внешний вид палатки, смотровой вышки, казармы, дома казака; материал, из которого была выполнена постройка); упражнять детей в складывании палатки из листа бумаги прямоугольной формы.

-  воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее родного города.

Демонстрационный материал: желтый камень-ракушечник, макет крепости, макеты смотровых вышек, казарм, дома казаков, фигурки животных, деревья разных сезонов, силуэтные фигурки солдат, казаков, казачек, ширма.  

Раздаточный материал: желтый камень-ракушечник, листы бумаги прямоугольной формы, заготовки для «хоровода детей», клей-карандаш, клеенки, салфетки из ткани, ленточки символизирующие цвета города Ставрополя.

 ТСО: мультимедийная установка, электронная презентация «компьютерная программа», фильм «Тайны Сарматского моря».

Методы:

- ввод детей в игровую проблемную ситуацию;

- наглядный (демонстрация фильма, слайдов, рассматривание объектов);

- словесный (беседа, обсуждение);

- практический;

- метод свободного фантазирования (прогнозирование);

- метод наглядного моделирования (макетирование).

Организация и методика проведения

Мотивация.

Воспитатель стоит возле стола, ждет детей и рассматривает камни ракушечника. Заходят дети.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это? (воспитатель показывает детям камень ракушечника, дает его рассмотреть и потрогать) Этот камень называется желтый известняк-ракушечник. Как вы думаете, сколько ему лет много или мало? Вы абсолютно правы, этому камню очень много лет. А как этот камень оказался в нашем городе? Тогда отправляемся на сеанс в 3-Д кинотеатр, в котором сегодня демонстрируется фильм «Тайны сарматского моря». Проходите в кинозал, занимаем места, надеваем 3-Д очки. Зрители готовы. Внимание на экран! Фильм о том, откуда появился камень ракушечник в нашем городе.

(включается фильм «Как появился город Ставрополь?». Фильм сопровождается рассказом воспитателя).

- Это было много, много лет назад. Когда на этом месте было огромное Сарматское море, в центре которого возвышались два острова – современные Крымские и Кавказские горы. В этом море обитали крупные млекопитающие: тюлени, дельфины и даже киты, а также множество рыб и ракушек.

Прошли тысячелетия, и море отступило, обломки ракушек и раковин моллюсков, сцементировались между собой и превратились в этот желтый камень-ракушечник. Со временем на суше появились растения и животные, а затем пришли люди и стали обживать эти земли. А желтый камень ракушечник пригодился для строительства жилья.

- Сеанс закончен. Снимаем очки. (Воспитатель предлагает ребенку помочь собрать очки). Откуда появился камень ракушечник? Что раньше было здесь? Мы с вами узнали, что раньше здесь было море. А как же  появился камень в нашем городе? Как мы можем это узнать? Нужно отправиться в прошлое, а поможет нам в этом современная компьютерная программа, нужно только вспомнить, в какое время года наш город празднует свой день рождения? (Если дети не отвечают, воспитатель загадывает загадку об осени: Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает?) (Осенью).

- Ввожу пароль: ОСЕНЬ.  1777 год, посмотрите на эти цифры: единица и три семерки – это год рождения нашего города! По приказу российской императрицы  Екатерины второй на этой возвышенности, было решено построить крепость для охраны южных границ России. Именно с этой крепости началась история нашего города. Закрываем глаза и считаем в обратном порядке от десяти до нуля….

(Пока дети ведут отсчет, воспитатель убирает ширму, на столе стоит макет ставропольской крепости, на котором установлены деревья разных времен года, сторожевые вышки, а также фигурки казаков и солдат.) 

Основная часть.

Коммуникативная и продуктивная деятельность.

Вот мы и оказались в прошлом. Посмотрите, крепость имела форму многоугольника, вокруг она была окружена земляным валом и глубоким рвом, как вы думаете, для чего? В какое время года началось строительство крепости? Посмотрите, внимательно и скажите в какое время года мы попали? Что здесь лишнее? Здесь есть,  напоминания о других временах года? (Дети убирают деревья других времен года.) Посмотрите, кто же прибыл сюда для строительства крепости? (Казаки и солдаты) Чем отличается казак от солдата? А чем они похожи друг на друга? А где они жили первое время? Жили они в палатках, которые привезли с собой и быстро установили. А вы умеете ставить палатки? Для нашей крепости палатку можно сделать из бумаги очень легко и быстро своими руками. (Показывает готовую палатку и вместе с детьми решают как можно ее сделать: согнуть лист пополам, отогнуть края. Пока дети изготавливают палатки, воспитатель организует диалог.) Какую форму имеет палатка? Как ее можно сделать из прямоугольного листа бумаги? (Если дети не отвечают, воспитатель показывает технику.) Палатки установлены были в первые дни. Как вы думаете, что это? Это смотровые сторожевые вышки. Для чего они были нужны? (Чтобы видеть неприятеля издалека). Долго ли можно прожить в палатке? Почему?  Нужно было строить надежное жилье. (Потому что пришли холода, часто шел дождь, а иногда даже снег.) Чтобы строить новое жилье нам понадобиться много сил и терпения, давайте сделаем зарядку!

Город наш красив всегда

И в любые времена

Летом в парках и аллеях

Я катаюсь на качелях

Осенью его салют встречает,

Потому что город День рождения отмечает!

Зима - снежная пора,

Снег украшает города!

Весной торжественной и яркой

Хожу я к Вечному огню,

Несу цветы, и непременно,

Склоняю голову свою!

Вот так люблю я город свой,

За то, что просто он родной!

Я вижу, что все готовы строить новое жилье. Для солдат таким жильем стали казармы на территории крепости. А казаки за территорией крепости построили дома для своих семей. (Воспитатель показывает границы крепости и место за территорией крепости, где жили казаки)

Давайте сами превратимся в казачек, казаков и солдат. Вы будете солдатами, вы казаками, а девочки, конечно казачками. (Надевают эмблемы.)  Казачки будут ждать казаков и заниматься детьми, собирать их в хоровод и готовиться к отъезду. Солдаты поставят казармы на территории крепости. А казаки что будут ставить? (Дома за территорией крепости). Как только жилье казаков будет готово, они приедут за своими семьями и привезут в свои дома. Можно приступать. Как вы думаете, где казарма, а где дом казака? Постепенно палатки убрали.

Давайте выведем казаков за территорию крепости. На ком передвигались солдаты и казаки? (На лошадях) Значит, в крепости были не только люди, а также кто? (Лошади) 

Подумайте, разведением, каких домашних животных занимались казачьи семьи? Теперь можно отправляться за казачками. Из чего люди строили себе жилье? (Из дерева, глины, а позже из камня ракушечника.) Постепенно, военная  крепость превратилась в большой торговый центр, так как народы стали дружить друг с другом. Посмотрите, именно с этой крепости началась история нашего города.

Воспитатель: А что больше крепости? Что больше города? Мы  с вами нашли ответы на вопросы и пора возвращаться в настоящее, и посмотреть каким город стал сегодня! Чтобы вернуться в настоящее, нам нужно ввести пароль – какое сейчас время года? (Зима). Закрываем глаза и считаем от нуля до десяти. Открываем глаза.

Дети открывают глаза, появляется слайд с изображением стелы Ангела-хранителя.

- Посмотрите, каким большим и красивым  стал наш город сегодня. Ребята, вы знаете, как называется этот памятник? (Ангел-хранитель) Почему мы оказались именно на этом месте? Потому что крепость была построена именно здесь. А остатки стен казармы остались на крепостной горе (Слайд с изображением стены казармы).

Вот так мы с вами побывали в прошлом, перенеслись в настоящее, а где вам было интереснее в прошлом или настоящем? Что больше всего запомнилось в прошлом? А теперь давайте немного заглянем в будущее.

  1. Подведение итогов работы, определение перспектив.

- Когда вы вырастите, какой памятник, здание или место для развлечения вы бы построили?

Воспитатель: На память о нашем путешествии во времени я хочу сегодня оставить каждому из вас этот желтый камень-ракушечник, который помог нам сегодня совершить путешествие и играет очень большую роль в истории нашего города. Дома вы сможете рассмотреть этот камень, определить его свойства, спросить у родителей, для чего нужен такой камень, поговорить с дедушками и бабушками. И я думаю, что узнаете еще много интересного!

А эти нагрудные ленточки – будут напоминать о том, что вы – горожане, Ставропольчане, помните его историю и бережно относитесь ко всему тому, что есть в нашем городе!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по реализации образовательной области физическое развитие «Путешествие на северный полюс»

Сценарий педагогического мероприятия  с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  по реализации образовательной области физическое развитие Тема: «Путешествие на северный полюс»...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Весенние чудеса»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы «Хорошее настроение»

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы«Хорошее настроение»Образовательная область: Художественно - эстетическое, социально – коммуникативное, развитиеВид деятел...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы Тема: «Огонь – друг, огонь - враг!»

Цель:создать условия для закрепления знанийдетей о правилах пожарной безопасности, осторожного обращения с огнем....

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие).

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие)....