Нравственное воспитание средствами искусства.
презентация по теме

Куликова Татьяна Александровна

Воспитательные возможности образовательной области художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, музыка, художественная литература, театрализация), воспитательный потенциал русского изобразительного искусства (семейная тематика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nravstvennoe_vospitanie_sredstvami_iskusstva.ppt455 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственное воспитание средствами искусства. Воспитательные возможности образовательной области художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, музыка, художественная литература, театрализация), воспитательный потенциал русского изобразительного искусства (семейная тематика). Подготовила воспитатель: Куликова Татьяна Александровна

Слайд 2

Высоко-духовная и нравственная личность – это человек (субъект деятельности), ориентированный на понимание себя, других и мира в его постоянном преображении, готовый к толерантному принятию многообразия жизни, отстаиванию моральных ценностей, творческий и компетентный гражданин, принимающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Слайд 3

Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчёркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Я. А. Коменский признавал только ту педагогику, которая приносит пользу государству, помогая воспитывать хороших граждан. Французский просветитель Жан-Жак Руссо ставит перед воспитанием цель - воспитать «не судью, не солдата, не священника, а человека».

Слайд 4

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста: воспитание культуры поведения; начал гуманизма; гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.); воспитание коллективизма; воспитание любви к Родине, уважение и симпатии к трудящимся разных национальностей.

Слайд 5

(Новый закон «Об образовании РФ» ст. 64 п.1) Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Слайд 6

(Новый закон «Об образовании РФ» ст. 3 п.1) Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является: - гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; - единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Слайд 7

(Новый закон «Об образовании РФ» ст. 87 п.1) В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии.

Слайд 8

Одним из основных принципов дошкольного образования в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (1.4) Стандарт направлен на решение следующих задач: - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. (1.6)

Слайд 9

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: Социально ‑ коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно ‑ эстетическое развитие; Физическое развитие.

Слайд 10

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) (2.6).

Слайд 11

Одна из актуальных задач нравственного воспитания средствами искусства детей дошкольного возраста – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Цель нравственного воспитания в процессе изобразительного творчества состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Решать данную цель, используя средства художественно-эстетического направления.

Слайд 12

Воспитательные возможности образовательной области художественно-эстетическое развитие. Возраст детей Воспитательные возможности образовательной области художественно-эстетическое развитие Младший возраст - Воспитывать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песни, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковёр, посуда и т.п.) - Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений. - Формировать умение рассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям. - Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, художественную насмотренность, видение таких средств выразительности, как цвет, цветовой ритм.

Слайд 13

Возраст детей Воспитательные возможности образовательной области художественно-эстетическое развитие Средний - Воспитание эмоционально-эстетических чувств и ориентации на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера (отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и: образам; выражение симпатии и антипатии; правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям). - Развитие художественного восприятия произведений искусства. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств. (У детей формируются зрительная «насмотренность» художественных образов, эмоциональная отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению художественного произведения, способность к соот­несению увиденного с собственными представлениями о красивом, смелом, печальном, радостном, сердитом, с образами других искусств ­ музыки, устного фольклора, литературы и др. Дети учатся сравнивать, сопоставлять изображенное. Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности. - Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Слайд 14

Возраст детей Воспитательные возможности образовательной области художественно-эстетическое развитие Старший дошкольный возраст - Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. - Способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение. - Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться. - Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках. - Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Воспитывать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.

Слайд 15

Воспитательный потенциал русского изобразительного искусства (семейная тематика). Искусство, обладая мощнейшим энергетическим, эмоциональным, духовным потенциалом, воздействует на самые сокровенные мысли, чувства, пробуждает от духовного, она будоражит воображение. Только искусству по силам открыть человеку человеческое, указать ему путь к себе. Только искусство обогащает «почву» человеческой души, повышает, утончает душевную жизнь, открывает человеку новые, невидимые связи со всем миром. И поэтому, не представляя никаких гарантий, дает все-таки большие возможности различать добро и зло, искать в жизни смысл, чувствовать сопричастность и ответственность за все в мире, и с этих позиций решать все свои проблемы.

Слайд 16

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Слайд 17

Итак, развитие нравственности стало неотложной задачей современной России. Это развитие должно идти через вовлечение наших детей их родителями и воспитателями в творческую деятельность широкого диапазона, вводящую в мир духовной культуры человечества. Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Детская душа чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание через искусство"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг...

Духовно-нравственное воспитание через искусство

Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры...

«Развитие нравственного воспитания через искусство у детей 2-3 лет»

Первые «крупицы» нравственного воспитания ребенок получает в раннем возрасте. В этот период дети усваивают навыки культурного поведения, начинают понимать мотивы общественной значимости, выполняют пор...

Патриотическое воспитание средствами искусства

Выступление на родительском собрании...

Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства

Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства...

"Духовно-нравственное воспитание средствами искусства"

Духовно-нравстенное воспитание средствами искусства. Искусство – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира...