"Духовно-нравственное воспитание средствами искусства"
статья (подготовительная группа)

Брунчукова Вероника Сергеевна

Духовно-нравстенное воспитание средствами искусства.

 

Искусство – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…

Б.М. Теплов

 

Основой духовно-нравственного воспитания является культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие. Прежде всего - это культура семьи, детского сада. Тот дух, который царит в семье и детском саду, дух которым живут родители и педагоги - является определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Современная жизнь подрастающего поколения сегодня выглядит так, начиная с раннего детства, ребенок, находясь в семье, не всегда может получить важные духовно-нравственные ориентиры. Чаще всего дети предоставлены самим себе, занимаются просмотром современных мультфильмов, задача которых носит развлекательный характер.

Мультфильм – это  один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно. В советских мультфильмах мораль была зачастую откровенно проявлена. К примеру такие мультфильмы как: «Крошка Енот», «Мама для Мамонтёнка», серии про Кота Леопольда – задача данных мультфильмов привить понятие ценности родителей, семьи, друзей, желание заботиться о родных и близких, жить в социуме и не обижаться по пустякам, не держать зла. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью, их сложно систематизировать по направлениям воспитания. В современных мультфильмах показывают: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка]. Все чаще дети выбирают бездушных героев, играя в монстров, вампиров или приведений, захватывая миры и целые галактики. Кроме того, ребенок вынужден делать выводы самостоятельно, исходя из своих собственных ощущений и восприятия, в то время как, для определенного возраста ребёнка мультфильмы должны просматриваться и анализироваться совместно с родителем. Возникает вопрос, как ребёнку воспитать в себе духовно-нравственное начало, найти верный ориентир в жизни, если изначально ему об этом никто не говорит, и у него ещё не развита система ценностей?

Так же, одним из видов искусств является театр. Посещение театров и просмотр подходящих возрастных спектаклей, помогут ребёнку научиться не только анализировать происходящее, познавать и обогащать свой внутренний мир, но и развить навыки самопознания, самоанализа. Мы никогда не уходим с театра с пустой головой. Наши мысли наперебой задаются вопросами, а ответы мы ищем сами, сопереживая, тем самым познаем свои внутренний мир, потому что пока нас тревожит та или иная проблема, мы не будем спокойны, мы будем сопереживать и анализировать, постепенно взращивая в себе потребность в этой духовности.

Посещение музеев искусств и всевозможных выставок, а самое главное – занятия искусством и творчеством, то же является способом приобщения детей к искусству.

Дети, занимающиеся творчеством, чувствуют мир несколько иначе. Они с малых лет воспитывают в себе чувство прекрасного, смотрят на мир другими глазами. Они менее жестоки и агрессивны, более сентиментальны, ранимы, ответственны. Чаще других готовы прийти на помощь, в поисках своего предназначения.

Исходя из опыта проведения творческих,  театральных занятий  с детьми, хотим подчеркнуть то, что благодаря данным занятиям ребёнок, накапливая собственный нравственный опыт, может разрешить себе ошибиться, неправильно поступать, учиться оценивать, анализировать, а также существовать в социуме и учитывать мнение своих единомышленников.

Искусство в жизни ребенка играет огромную роль. Дети в дошкольном возрасте легче воспринимают те или иные жизненные ситуации через игру, роль, перевоплощение. Именно в процессе творческой жизни ребёнок раскрывает в себе прислушиваться к себе и своим желаниям. Немаловажен и тот факт, что именно занятия творческой деятельностью развивают эмоциональную сферу у ребенка. Творческие занятия, участия в различных проектах, помогают детям развивать и совершенствовать свои способности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Духовно-нравстенное воспитание средствами искусства.

Искусство – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…

Б.М. Теплов

Духовно-нравственное воспитания является одним из самых важных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является сложнейшей задачей, которая поставлена перед  дошкольным образовательным учреждением. Современное российское общество столкнулось с проблемой без духовности, циничности, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи и детей. Поэтому важно закладывать все эти чувства и ценности, в раннем возрасте. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников- основа всех основ. От того, что вложила семья и общество в ребенка, будет зависеть то, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

 А. Макаренко считал: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».    

В современном мире ребенок живет и развивается. Его окружают разнообразные источники  воздействия на него. Это могут быть положительные и отрицательные источники информации. В первую очередь, источником информации являются   средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно получает ребенок. Вся эта информация  поступает ребенку и влияет на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее нужно постепенно, включая в этот процесс, как детей, так и взрослых.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие. Прежде всего - это культура семьи, детского сада. Тот дух, который царит в семье и детском саду, дух которым живут родители и педагоги - является определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Современная жизнь подрастающего поколения сегодня выглядит так, начиная с раннего детства, ребенок, находясь в семье, не всегда может получить важные духовно-нравственные ориентиры. Чаще всего дети предоставлены самим себе, занимаются просмотром современных мультфильмов, задача которых носит развлекательный характер.

Мультфильм – это  один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно. В советских мультфильмах мораль была зачастую откровенно проявлена. К примеру такие мультфильмы как: «Крошка Енот», «Мама для Мамонтёнка», серии про Кота Леопольда – задача данных мультфильмов привить понятие ценности родителей, семьи, друзей, желание заботиться о родных и близких, жить в социуме и не обижаться по пустякам, не держать зла. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью, их сложно систематизировать по направлениям воспитания. В современных мультфильмах показывают: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка]. Все чаще дети выбирают бездушных героев, играя в монстров, вампиров или приведений, захватывая миры и целые галактики. Кроме того, ребенок вынужден делать выводы самостоятельно, исходя из своих собственных ощущений и восприятия, в то время как, для определенного возраста ребёнка мультфильмы должны просматриваться и анализироваться совместно с родителем. Возникает вопрос, как ребёнку воспитать в себе духовно-нравственное начало, найти верный ориентир в жизни, если изначально ему об этом никто не говорит, и у него ещё не развита система ценностей?

Так же, одним из видов искусств является театр. Посещение театров и просмотр подходящих возрастных спектаклей, помогут ребёнку научиться не только анализировать происходящее, познавать и обогащать свой внутренний мир, но и развить навыки самопознания, самоанализа. Мы никогда не уходим с театра с пустой головой. Наши мысли наперебой задаются вопросами, а ответы мы ищем сами, сопереживая, тем самым познаем свои внутренний мир, потому что пока нас тревожит та или иная проблема, мы не будем спокойны, мы будем сопереживать и анализировать, постепенно взращивая в себе потребность в этой духовности.

Посещение музеев искусств и всевозможных выставок, а самое главное – занятия искусством и творчеством, то же является способом приобщения детей к искусству.

Дети, занимающиеся творчеством, чувствуют мир несколько иначе. Они с малых лет воспитывают в себе чувство прекрасного, смотрят на мир другими глазами. Они менее жестоки и агрессивны, более сентиментальны, ранимы, ответственны. Чаще других готовы прийти на помощь, в поисках своего предназначения.

Исходя из опыта проведения творческих,  театральных занятий  с детьми, хотим подчеркнуть то, что благодаря данным занятиям ребёнок, накапливая собственный нравственный опыт, может разрешить себе ошибиться, неправильно поступать, учиться оценивать, анализировать, а также существовать в социуме и учитывать мнение своих единомышленников.

Искусство в жизни ребенка играет огромную роль. Дети в дошкольном возрасте легче воспринимают те или иные жизненные ситуации через игру, роль, перевоплощение. Именно в процессе творческой жизни ребёнок раскрывает в себе прислушиваться к себе и своим желаниям. Немаловажен и тот факт, что именно занятия творческой деятельностью развивают эмоциональную сферу у ребенка. Творческие занятия, участия в различных проектах, помогают детям развивать и совершенствовать свои способности.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы выделить главную мысль – наша задача, как педагогов, заключается в развитии и воспитании в душе каждого ребенка духовного начала, через развитие творческих направлений, а также, психологическое раскрепощение детей через раскрытие индивидуальных способностей, посредством творческой деятельности. Мы, как педагоги видем решение данной задачи через внедрение в общий процесс образования и воспитания творческого подхода.

Как писал А.С. Макаренко: «Надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда наш воспитанник встретит любые влияния вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

Реализация проекта духовно-нравственной направленности как средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательных организациях.

Реализация проекта духовно-нравственной направленностикак средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательныхорганизациях....

Роль семейного воспитания посредством приобщения духовно-нравственной культуры и изобразительного искусства.

В современном мире патриотическое воспитание – это главное и основное направление, в котором могут формироваться любовь к родине, уважение за свою культуру и традиции. В настоящий момент возника...

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников средствами музейной педагогики »

Одним из направлений в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является ознакомление с родным краем: его культурой, историей, традициями.Однако, в ходе работы с детьми, мы пришли...