Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами народного декоративно-прикладное искусства
статья (старшая группа) на тему

Зиновьева Ольга Николаевна

Выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-zinoveva.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами народного декоративно-прикладное искусства

Происходящие в мире социальные, экономические и культурные перемены остро воздействуют на все сферы жизни человека. Чтобы сохранить свою национальную идентичность, мы начинаем бережно относиться к своим духовным и культурным традициям, которые способны поддержать стабильность в обществе и успешно противостоять негативным вызовам времени [1].

Важнейшая задача, стоящая перед педагогикой, — восстановление в человеке внутренней иерархии, возвращение преобладания духовного начала над материальным [2].

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –  все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души [3].

С самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Многие наши известные педагоги, психологи, авторы многих методических пособий, такие как Скорлупова О.А., Князева О.Л., Маханева М.Д., Усова А.П., Тихеева, Кокуева Л.В., Доломанова Н.Н. и другие считают, что духовность и нравственность воспитывать необходимо через русские народные традиции, на материале истории нашего народа [4].

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры [5].

В нашем детском саду № 33 «Радуга» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры.  В ДОУ разработана программа «Волшебная кисточка», которая осуществляется в рамках кружковой деятельности.

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: наглядности, связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному.

Разработанная программа, по развитию творческих способностей детей через восприятие народного искусства, рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Новизной и отличительной особенностью программы  является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества, например, самодельные инструменты для рисования.

Дошкольники более углубленно знакомятся с изделиями народных художественных промыслов, символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Знакомство детей с орнаментами и орнаментацией, как самостоятельного вида продуктивной деятельности, лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

С целью закрепления полученных навыков и умений были разработаны дидактические игры по декоративно-прикладному искусству.

Работа по формированию и развитию основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство осуществлялось во взаимодействии. Параллельно велась работа с педагогами: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.

Большое внимание уделялась работе с родителями: индивидуальные и групповые консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», практикум по нетрадиционному рисованию, семинары,  мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей. Организация «круглого стола» позволила распространить семейный опыт по  художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Регулярно проводится выпуск папок-раскладок: «Народные промыслы нашего края»,  «Народная игрушка в жизни  ребёнка», «Прошлое и настоящее предметов быта», «Золотая Хохлома», «Русский праздничный костюм», «Каргопольские легенды» и др. Вместе с родителями была выпущена стен-газета «Русские глиняные игрушки» и вкладыши «Сделаем вместе».      

Плодотворно проводятся Дни открытых дверей: «Ребенок – скульптор», «Ребенок – художник» и «Ярмарка», где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук. Совместная работа ведется в сотрудничестве с библиотекой, домом творчества и краеведческим музеем.

В результате проведённой работы по художественному развитию детей и нравственному воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства, было отмечено, что у детей появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Если в начале года дети повторяли одну из пройденных росписей или некоторые её элементы, то к концу года виден осознанный подход к использованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности. Дети почувствовали, что человек – часть природы, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Ведь художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы.

Детский сад, как дом и мир детей, и главной задачей для взрослых является то, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми. Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании нравственных качеств, чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Мы понимаем, что находимся в начале большого и трудного пути духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников, и верим, что наши усилия в этом направлении станут вкладом в дело духовного возрождения России.

Список литературы:

  1. Пармёнов А. А. Некоторый аспекты нравственного воспитания школьников. // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Ч. 2. Пенза. ИПК и ПРО. 2000, 54 – 62с.
  2. Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С. 283-284.
  3. Шпикалова Т. Я., Поровская Г. А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. М.: Гумонит, Владос, 2000,- 140с.
  4. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для

воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1995, - 176с.

  1. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов Н/Д: Феникс, 2002,- 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного декоративно - прикладного искусства»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народногодекоративно - прикладного искусства»...

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

В статье рассказывается о овладении детьми дошкольного возраста навыками рисования, обогащения техники рисования через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Яркие образы народных иг...