Концепция "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" 2016г.
учебно-методический материал на тему

Малышева Светлана Юрьевна

Российское общество нужнается в активных творческих личностях с высоким интеллектом и духовной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_nar._kult.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение

“Важинский детский сад №30”

Педагогическая концепция

Народная культура как средство

 духовно-нравственного воспитания дошкольников

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Малышева С. Ю.

пгт Важины

2016 г.

Педагогическая концепция

Народная культура как средство

 духовно-нравственного воспитания дошкольников

Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли  за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению, многое из того, что веками  копили и сохраняли наши предки , было утеряно. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем традиций, обычаев своего народа. Что передадим мы своим внукам, будет ли нам, что им поведать о своей самобытной народной культуре.

Актуальность

На современном этапе развития образования  духовно-нравственное воспитание  является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.  

Россия нуждается  в активных творческих личностях с высоким интеллектом и духовной культурой.

 Актуальность этой задачи отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»

Цель: приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Задачи:

Формировать у воспитанников национальное мировоззрение, знакомя их с разнообразными жанрами фольклора, с историческим наследием, обычаями народа.

Развивать коммуникативные качества воспитанников посредством народных игр, забав, танцев.

Развивать творческую активность в изобразительной, театральной, игровой деятельности.

Дидактические принципы деятельности

В работе руководствуюсь принципами:

  1. Научности (правильное отражение действительности).
  2. Доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей).
  3. Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение года, от одной возрастной группы к другой, при гибком распределении материала).
  4. Личностно - ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка).
  5. Принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
  6. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству) и др.

Народная культура как средство воспитания дошкольников

Народная культура — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.

Фольклор – устное народное творчество – ведущий компонент народной культуры, имеющий большое воспитательное значение. Оно развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало раннее, и отображая новые социальные изменения. Детям необходимо как можно раньше прививать любовь к народным сказкам, загадкам, потешкам, поговоркам через творчество и разные виды театров.

Приобщая детей к народной культуре, мы развиваем у него образное мышление и речь. Фольклор, является источником активизации процессов в детском творчестве, художественных образов, в рисовании. Многие ученые, акцентировали внимание на том, что творческое развитие детей, напрямую зависит от знаний и понимания традиционного искусства.

Крайне важно, для воспитания детей-дошкольников, наиболее полно изучать историю народной культуры, что в современной жизни, является приоритетным направлением.

Приобщение детей к народной культуре должно быть разнообразным по темам и увлекательным по содержанию. Только в этом случае, эти занятия станут настоящей базой для глубоких познаний, изменения в представлении о других народностях, искоренения межэтнического непонимания, в среде молодежи.

Что же это, за предмет такой – народная культура? Человек с рождения, и в течение всей своей жизни, должен постигать его. И хорошие результаты, зависят от того, насколько рано, дети проникают в мир, связанный с народной культурой. Узнавая родную культуру и проникаясь народным творчеством, мы формируем у наших детей, чувство патриотизма, развиваем духовность.

Взрослым необходимо, изучить народные традиции, праздники, промыслы, то есть все, то наследство, которое оставлено поколениями для потомков. Только тогда, вы сможете передать этот бесценный опыт и полученные знания, детям. Изучая культуру своего народа, мы учимся ценить и уважать свою землю, страну, народ, ее населяющий, и делиться полученными знаниями с детьми.

Основная задача, которую должны вы перед собой поставить, это развитие у ребенка творческого потенциала, фантазии, мира ощущений, памяти, ассоциативного ряда, личных качеств и духовного роста. Вы осваиваете вместе с детьми, окружающую среду и пространство с таким учетом, чтобы сформировать у детей, неравнодушное отношение к своему родному краю, семье, духовным и общечеловеческим ценностям.

Проводя занятия с детьми в данном аспекте, вы должны формировать в душах детей любовь к труду, к тому, что сделано своими руками и вообще руками человека. Таким образом, и происходит познавательное и нравственное развитие малыша.

Наша страна, населена представителями самых разных наций и народностей. Детям нужно прививать, не только восхищение своим, народным, но и уважение ко всем, кто живет с нами рядом. Необходимо воспитывать чуткость, широту взглядов, интернационализм. Понимая свою культуру, легче постичь тревоги и чаяния других народов, живущих с нами в одной стране, а следовательно, проще достичь взаимного уважения.

Только творческий подход, может разбудить интерес, к обучению у детей-дошкольников. То есть, в том случае, когда вы сумеете затронуть их чувственно-эмоциональную сферу. В программу, для достижения этих целей, включаются элементы театрализации, игры, фольклор, прикладные занятия, в течение которых ребенок может сотворить что-либо сам.

ФГОС в дошкольном образовании

В организации своей я ориентируюсь на положения Концепции модернизации образовательного учреждения и Федеральных Государственных образовательных стандартов, которые закрепляют приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольника, ориентируют на решение задач развитие детей по пяти образовательным областям.

Содержание образовательной работы по приобщению дошкольников к народной культуре должно осуществляться через приобретение опыта в разных видах деятельности, чему способствует интегрированное образование.

  1. Социально – коммукативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
  2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о малой Родине и Отчизне, социокультурных ценностей нашего народа и народов России, об их традициях и праздниках.
  3. Речевое развитие включает владением речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, знакомство с фольклором.
  4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру.
  5. Физическое развитие предполагает средство развития физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из различного материала, изобразительной, музыкальной. Благодаря этим видам деятельности ребенок развивается, познает мир.

Формы и методы работы по приобщению дошкольников к народной культуре

Для организации работы с детьми по приобщению к народной культуре применяю разнообразные формы и методы.

1. Совместная – образовательная деятельность - разучивание народных песен, потешек, знакомство с народными играми, чтение сказок.

2. Посещение мини – музеев в детском саду – выставки коллекции экспонатов старины (изделия из дерева, бересты, ложки). Экскурсия по народной избе.

3.Посещение библиотеки детского сада. Знакомство с уголком сказок.

4. Народные праздники – развлечения, досуги, которые знакомят с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно – обрядовыми праздниками ( проводы зимы, прилет птиц и таяние снега, начало лета, уборка урожая).

5.Самостоятельная деятельность – оформление в группе уголка театрализации, макетов крестьянского подворья и др.

6. Занятия в экологической комнате – экскурсии, занятия, развлечения формирующие бережное отношение к природе, а также уважение к труду людей.

7. Мастер – классы в Важинской школе искусств- знакомство с различными видами народного творчества, воспитание любви к национальному искусству, развитие эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Взаимодействие с родителями

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и  семье. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества  детей и родителей  способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие в мастер – классах, проведении народных праздников, в изготовлении атрибутов и пополнении экспонатов в музее “Русская изба”, активно обсуждаются вопросы воспитания на родительских собраниях.

Взаимодействие с социумом

Одним из путей приобщения дошкольников к народной культуре мы видим в установлении прочных связей с социумом. Развитие социальных связей с учреждениями дополнительного образования, культурно – досуговыми учреждениями, общественными и промышленными организациями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни.

Создание условий приобщения детей к народному творчеству

Уровень развития дошкольника зависит от создания условий, которые стимулируют его игровую, творческую и познавательную деятельность. Важным условием для успешного обучения и воспитания является предметно – развивающая среда:

Мини-музеи: “Русская изба”, “ Уголок  сказок”, библиотека.

В детском саду имеются современные технические средства обучения:

интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, проекционный экран, диски с народными песнями.

В группах различные виды театров, книжный уголок, выставки народных игрушек, атрибуты к народным играм.

Многообразие дидактического материала  дает возможность нашим воспитанникам проявлять самостоятельность, творчество.

Важным условием организации совместной образовательной деятельности  и развлечений с детьми считаю атмосферу доброжелательности, успешности.

Оценить успехи каждого ребенка ,проанализировать работу педагога позволяет  мониторинг . Мы используем диагностику Верещагиной Н.В.

Результаты наблюдений и диагностик  позволяют сделать выводы :

Дети стали активнее принимать участие в народных играх, проявляют творчество в рисовании, лепке, проявляют любознательность, стремление изучить традиции родной страны, чаще используют пословицы, потешки , загадки в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»

Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....

«Речевая культура ребенка как проблема воспитания»

Раскрыты проблемы в воспитании речевой культуры ребёнка в семье и в детском саду и предложены пути их решения. Подобраны игры и упражнения для обучения дошкольников умениям межличностного общения, вос...

Презентация "Развитие общей культуры ребенка через гендерное воспитание"

Период дошкольного детства – это период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему расширить те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим вос...

Валеологическая культура родителей как фактор воспитания здорового ребенка

Конспект занятия. Програмное содержание. 1.Формирование у родителей первеночальнх основ по сохранению и укреплению здоровье детей. 2. Урепление связи взаимодействия " детский сад - семья"...

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...