Создание предметно-развивающей среды для исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
консультация на тему

Литвиненко Виктория Витальевна

Наполняемость центра экспериметирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Создание предметно-развивающей среды для исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста»

        Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В связи с тем, что на базе нашего ДОУ проводится постоянно действующий семинар А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» и согласно ФГОС ДО, который содержит 5 основных образовательных областей. Одна из которых познавательное развитие, сущность которой предполагает:

 - развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий;

 - развитие воображения и творческой активности;

 - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Мы оформили центр познавательно-исследовательской деятельности.

В центре познавательно-исследовательской деятельности предполагаются следующие зоны: «Песок и вода»; «Звук»; «Магниты»; «Бумага»; «Свет»; «Стекло и пластмасса»; «Запах».

Для успешной работы был разработан алгоритм исследовательской деятельности. В который вошли: название темы, цель. Сам алгоритм исследовательской деятельности заключается в: задумке (выбирается тема, ставится вопрос), материале (подбирается необходимая литература, дидактические игры), инструменты (приборы-помощники), порядок действий и конечный результат (закрепляем что знали – что узнали – что хотим узнать).

Первая тема исследовательской деятельности называлась «Для чего нужна вода». В которой велась словарная работа - вода какая? (чистая, грязная, соленая, пресная…); для чего нужна вода? (для жизни), кому нужна? (людям, животным, растениям…); изучались свойства воды (нельзя понюхать, не имеет вкуса); обговаривался алгоритм мытья рук.   Была изучена тема «Моя малая родина». Весь материал который мы изучаем, мы пытаемся поместить в уголке.

В ходе экспериментальной деятельности необходимо обязательно обучить детей правилам безопасности работы с различными материалами. Можно использовать различные картинки, условные запрещающие знаки, алгоритмы последовательности и т.д.

Для проведения опытов мы подобрали инструменты-помощники: бросовый материал (пробки, проволока, гайки…), весы, емкость для игр и опытов с водой, емкость для игр и опытов с песком, зеркала, компас, лупы разного диаметра, медицинские инструменты (шприцы, пробирки, вата, пинцеты …), набор воронок, набор линеек, набор поролоновых штампов, наборы разных емкостей, наборы мерных ложек, набор пинцетов, пробирки, рулетка, сантиметровая линейка, сито малое, трубочки коктейльные, часы – секундомер – таймер – термометр, которые разложены в пластиковые коробки. Так как у нас есть дети подготовительной группы, коробки все подписаны.

Несколько слов хочу сказать о наполняемости центра познавательно-исследовательской деятельности, т.к. делится он на зоны, в нем могут быть различные виды коллекций: бумаги, бусин, косточек, разноцветных кристаллов, пуговиц, ракушек, морских камешков, семян, круп, часов, образцов почвы, меха, ткани.

Различные дидактические игры такие как:

«Береги живое» (Игровой дидактический материал по экологии)

«Воздух, земля, вода» (Экологические цепочки)

«Где живет вода?»

«Все о времени»

«Как растет живое»

«Цвет, форма» (Лото)

«Природно-климатические зоны Земли»

«Свойства предметов»

Серии картинок для установления последовательности событий:

«Угадай по запаху»

«Угадай по звуку»

«Четыре сезона»

«Что сначала, что потом»

Познавательная литература для детей:

- Атлас мира для детей        

- Атлас животных

- Энциклопедии (животные, насекомые, космос, человек…)

- Энциклопедия «Живой мир»

- «Я познаю мир» (животные)

- «Я познаю мир» (Тайны природы)

- Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка

- Большой фразеологический словарь для детей

- В. Степанов «Живой мир России». Учебник для малышей.

- О.В. Дыбина «Что было до..» Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.

- «Зачем и почему»

- К.П. Нефедова «Транспорт, какой он?»

- Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году?»

- Т.А. Шорыгина «Насекомые, какие они?»

- Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье»

- Т.А. Шорыгина «Звери, какие они?»

- Т.А. Шорыгина «Профессии, какие они?»

- Т.А. Шорыгина «Точные сказки» (формирование временных представлений)

Картотеки:

- Алгоритмы проведения опытов и экспериментов.

- Картотека опытов и экспериментов (с водой, с бумагой, с песком, с воздухом, со светом)

- Картотека учебно-исследовательской деятельности (А.И. Савенков)

Как продолжение центра познавательно-исследовательской деятельности нами используется огород на окне, где дети наблюдают за растениями, за проращиванием семян овса, луковичных культур, участвуют в процессе посадки, зарисовывают алгоритмы исследовательской деятельности.

         Таким образом предметно-развивающая среда в групповой комнате играет большую роль в развитии личности дошкольника и имеет особое значение для усвоения им представлений о взаимосвязи природы и человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Главной целью экологической работы нашего сада  – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...

Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию пор...

Консультация для педагогов Тема: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни....