Необходимость и роль театрализованного уголка в группе
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Пронина Ирина Владимировна

Театральный уголок - важный объект развивающей среды, с которого начинается оснащение группы,поскольку, именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для того чтобы познакомить детей и их родителей с таким видом искусств, как театр, в каждой группе детского сада необходимо создать  уголок  театрализованной деятельности.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого начинается  оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

 В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые, становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. Театр – это такой вид деятельности, через который происходит становление личности ребёнка, идёт интенсивное развитие речи, голоса, пластики, овладение приёмами актёрского мастерства.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Группа, в которой я работаю, называется «Буратино», направление театральное. В нашем театральном уголке подобран  достаточно разнообразный материал по театральной тематике (альбомы с фотографиями артистов, иллюстрации театров, видеотека с выступлениями детей, детские рисунки), театральный реквизит (театральная ширма, костюмы, маски животных, птиц, насекомых, декорации, сценарии, афиши спектаклей, программки и приглашения для гостей и зрителей), а также представлены разные виды театра: кукольный, штоковый, настольный (плоскостной), варежковый, театр на фланелеграфе, пальчиковый, теневой.

В театральном уголке всегда хранятся «Волшебные бусы», с помощью которых воспитатель узнаёт настроение детей, перед инсценировками выравнивает психику группы, подбирает упражнения для релаксации, настраивает детей на позитив.

Игрушка Буратино является основным символом нашего театрального уголка. Буратино приносит детям сценарии  спектаклей, обсуждает  их вместе с детьми, помогает распределить роли, приводит в гости разнообразных сказочных персонажей, ищет вместе с детьми выходы из сложных жизненных  ситуаций, проигрывает их с детьми, проводит беседы, играет.

Театральные атрибуты для уголка часто изготавливаются руками самих детей. Изготовленные игрушки из бросового материала («колобки» из киндер сюрприза, «гусеницы» из помпонов, сказочные герои из пластиковых и бумажных пакетов, животные и деревья из бумаги, картона и.т.п.), с большим удовольствием обыгрываются детьми, рождаются новые сюжеты и истории, происходит развитие воображения и фантазии.

С помощью кукольного, варежкового и настольного театра дети показывают мини – спектакли, мини - сценки друг другу, малышам, с помощью масок инсценируют и драматизируют рус. нар. сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Кот. Петух и лиса» и т.п., играют в народные игры, поют песни, с большим удовольствием проигрывают роль Петрушки, веселятся, шутят, поднимают себе и окружающим настроение, используют при этом скороговорки, чистоговорки,  кричалки, частушки,  учатся зазывать зрителей.

Через театральный уголок идёт ознакомление детей со штоковой игрушкой, умение обращаться  с ней, двигать, правильно держать, при этом у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, появляется ритмичность при выполнении действий.

Дети используют в играх и пальчиковый театр, играют со своими пальчиками, разговаривают,  совершенствуется  диалогическая речь, развивается умение  внимательно следить за ходом действия, чувствовать партнёра по роли.

Теневой театр также вызывает у детей  огромный интерес, вопросы, откуда возникают тени, как самостоятельно изготовить героев для теневого театра, постигают искусство работы с ширмой и светом.

На уроках ручного труда  дети пробуют вязать  одежду (шарфики) для своих сказочных героев, конструируют мебель, собирают бусы, браслеты для сказочных героев, живут с ними одной жизнью, проникаются к ним всей душой, учатся сопереживать.

В театральном уголке имеются дидактические игры, обучающие детей  правильно обращаться с театральной игрушкой, знакомят с театральной символикой, а также красочно иллюстрированные книги по театральной тематике и художественные произведения.

Для музыкального оформления рядом с театральным уголком располагается музыкальный уголок, где дети могут воспользоваться любым музыкальным инструментом для развития сценического действия. Обязательно в театральном уголке  находится магнитофон с подбором сказок, произведений, песенок для разыгрывания и релаксации.

Детям очень нравится изготовлять своими руками пригласительные билеты, разносить их по группам, приглашать гостей на театральное представление, готовится к выступлению, самостоятельно распределять роли, подбирать костюмы, придумывать и рисовать декорации. После показа спектакля в театральном уголке вывешивается фотостенд с изображением детей в  разных образах, костюмах. Дети учатся оценивать себя со стороны, позитивно относиться к себе, преодолевать  свою робость и стеснение, тем самым у детей  повышается самооценка.

На родительских собраниях проводится беседа с родителями о необходимости пополнения театрального уголка новыми видами театра, театральным инвентарём, атрибутикой, костюмами, игрушками, о приобщении детей и родителей к театральному творчеству, посещении  с детьми театров, выставок, знакомства с фольклором, песенным творчеством, художественной литературой. Ведь именно через театральную деятельность происходит интеллектуальное развитие ребёнка, формируется жизненный опыт, совершенствуется речь, дыхание, дети стараются чётко и внятно изъясняться, снимаются внутренние зажимы, появляется чувство юмора и самопознание себя и своих возможностей, формируется воля, развивается внимание, память, организаторские умения, приобретаются коммуникативные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая среда театрализованного уголка

Мир предметов, окружающих дошкольников должен вызывать у них живой интерес, желание усовершенствовать, преобразовать его. Детям необходимо создать такие условия, которые помогут развитию их личн...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО УГОЛКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО УГОЛКА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДОБРА И СКАЗКИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

«Организация уголков музыкально-художественной и театрализованной деятельности в группах ДОУ»

Занятия театрализованной деятельностью позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребенок впитывает каждое слово, о...

«Место и роль психологического уголка в группе»

laquo;Место и роль психологического уголка в группе»...

РОЛЬ СЕНСОРНОГО УГОЛКА В КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определ...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль и организация речевого уголка в группе ДОУ»

Консультация для воспитателейна тему: «Роль и  организация речевого уголка в группе ДОУ»...