Консультация для воспитателей на тему: «Роль и организация речевого уголка в группе ДОУ»
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для воспитателей

на тему: «Роль и  организация речевого уголка в группе ДОУ»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_i_organizatsiya_rechevogo_ugoloka_v_dou.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Консультация для воспитателей

на тему: «Роль и  организация речевого уголка в группе ДОУ»

                                                                                                          Р.Ф.Ахмадуллина

учитель-логопед

                                                г.Советский, 2024г.

 Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

 Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:

 1. Центральное место занимает речь воспитателя.

 Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д) .

 2. Систематические занятия по развитию речи.

 3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут) ; могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

 4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.

 Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

 Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

 Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

 - наполняемость уголка;

 - разнообразие материала;

 - соответствие возрасту;

 - доступность;

 - системность;

 - эстетика оформления;

 - ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка) .

 Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

 Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры.

 Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 Содержание речевого уголка:

 1. Картотека артикуляционных упражнений.

 2. Комплект зеркал (с ручкой) .

 3. Картотека дыхательных упражнений.

 4. Картотека пальчиковых игр.

 5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) .

 6. Предметы для поддувания.

 7. Дидактические игры на обогащение словаря.

 8. Дидактические игры на развитие грамматического строя речи.

 9. Дидактические игры на развитие связной речи.

 10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

 11. Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи.

 12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

 13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

 14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

 Цветовое отображение разделов речевого уголка:

 • дыхание – голубой;

 • звуковая культура речи – оранжевый;

 • лексика – жёлтый;

 • грамматика – синий;

 • связная речь – красный;

 • мелкая моторика – чёрный.

 Работу по развитию обогащению словарного запаса детей включает в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

 Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

 Особый интерес для педагогов составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

 Детям необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.

 Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.

 В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Подготовила и провела консультацию на тему: " Роль потешки в речевом развитии младших  дошкольников" для педагогов - воспитателей в своём коллективе  9 человек....

Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в обучении игре на детских музыкальных инструментах»

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель....

Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".

Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правиль...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»

МАОУ «Видновская СОШ № 10»Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна  Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и уст...

Консультация для воспитателей: ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО УГОЛКА

                         Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО...