Нравственно-гражданское воспитание дошкольников
статья на тему

Харская Вера Михайловна

Воспитание начал гражданственности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, любви к родному городу, дому необходимо правильно сформировать в ребенке чувство любви и уважения к окружающим его людям, семье, друзьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-гражданское воспитание дошкольников.

Харская Вера Михайловна.

Воспитатель I квалификационной категории

МДОУ ЦРР д/с 455 г.о. Самара

443051, г. Самара, ул. Свободы, д. 196  

8-908-410-68-46

renata.kharskaya@yandex.ru

Нравственно-гражданское воспитание дошкольников.

Воспитание начал гражданственности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, любви к родному городу, дому необходимо правильно сформировать в ребенке чувство любви и уважения к окружающим его людям, семье, друзьям.

Для достижения этих целей необходим комплексный подход и взаимодействие многих образовательных областей, таких как Познание, Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество. Таким образом, задачей педагога  и родителей становится сформировать у ребенка целостную картину мира, получить разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

При реализации этих целей и задач обязательно соблюдается принцип возрастной градации. Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных  группах с большим или меньшим наполнением, соответственно возрастным особенностям.

На примере подготовительной группы мне хочется предложить педагогам ДОУ ознакомиться с опытом работы по нравственно-гражданскому воспитанию дошкольников.

В своей работе по данной проблеме выделяю следующие задачи:

  1. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  2. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице.
  3. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  4. Воспитание гражданских чувств через изучение государственной символики России.
  5. Воспитание интереса к народному творчеству, уважения к труду народных мастеров, гордости за богатую народными талантами Россию.

Планирование образовательной работы по нравственно-гражданскому воспитанию с детьми подготовительной группы (6-7 лет)

Тема НОД

Программное содержание

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям

Родной город

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Беседа. Рассматривание иллюстраций, фото, открыток.

Продуктивная деятельность. Сюжетно-ролевые игры, строительные игры.

Создание коллажа «Самара – город мой родной».

Волга – рекам Родины царица

Расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке России. Учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живем на Волге.

Беседа. Рассматривание фотографий. Рассказывание из личного опыта.

Продуктивная деятельность. Игры.

Оформление стенгазеты «Как вылечить Волгу?»

Формирование представлений о России как о родной стране,                                                   о Москве как о столице

Раскинулась моя страна от севера до юга

Познакомить детей с историей государства, учить поддерживать непринужденную беседу.

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Чтение детской литературы.

Слушание песен о Родине.

Подборка стихов и песен о Родине.

Москва – столица России

Познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами. Воспитывать любовь к столице России, закрепит знания об ее историческом прошлом ее улиц, площадей, происхождения названий.

Слушание гимна Москвы, песен о Москве. Беседа. Дидактические игры.

Рассматривание иллюстраций. Сюжетно-ролевые игры, строительные игры.

Викторина «Москва – столица России»

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким

Что такое дружба?

Продолжать учить доброжелательному и терпимому отношению к друг другу. Формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ – «портрет». Развивать системность мышления, воображение, творчество.

Беседа. Продуктивная деятельность.

Сюжетные игры.  Слушание детских песенок.

Составление рассказа в картинках «Мой лучший друг»

Мои достоинства - доброта

Снять агрессивность, тревожность, развить коммуникативные качества. Формировать желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами. Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать. Приучить детей к мысли, что без доброты трудно обходиться в любом обществе. Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях

Беседа. Подвижные игры. Заучивание стихотворений о доброте.

Иллюстрирование пословиц о доброте, добрых людях, добрых поступках.

Оформление коллажа «Мои достоинства - доброта»

Воспитание гражданских чувств через изучение государственной символики России

Символика страны – герб, флаг, гимн

Воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к государственной символике России. Познакомить детей с изображением государственного герба и флага РФ, гимном России и правилами поведения, которых нужно придерживаться при его исполнении.

Беседа. Дидактические игры, упражнения. Рассматривание флага, герба. Слушание гимна.

Продуктивная деятельность. Сюжетно-ролевые игры.

Оформление стенда «Государственная  символика РФ»

Воспитание интереса к народному творчеству, уважения к труду народных мастеров, гордости за богатую народными талантами Россию

Знакомство с русским народно-прикладным искусством

Закрепить знания детей о видах народных декоративно-прикладных промыслах (дымке, гжели, городце, хохломе и т.д.), месте их формирования, особенности росписи. Воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Беседа. Чтение стишков-потешек. рассматривание изделий народных мастеров.

Продуктивная деятельность. Сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры.

Оформление выставки «Город мастеров»

Русская народная игрушка

Обобщить знания о глиняных игрушках (дымковской, филимоновской). Рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских деревянных игрушках. Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке. Продолжать воспитывать на народных традициях, углубить знания детей о народном творчестве.

Беседа. Отгадывание загадок. Чтение народных сказок. Рассматривание игрушек.

Продуктивная деятельность. Народные подвижные игры.

Оформление выставки «Русская народная игрушка»

Конспект занятия по нравственному воспитанию

«Мои достоинства - доброта»

Цель:

  1. Снять агрессивность, тревожность, развить коммуникативные качества.
  2. Формировать желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.
  3. Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
  4. Приучить детей к мысли, что без доброты трудно обходиться в любом обществе.
  5. Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях.

Материал к занятию:

 Сюжетные картины на тему «О хороших людях».

Словарная работа:

  1. Активизировать речь детей, обучать использовать добрые слова: добрый, прекрасный, хороший, замечательный.
  2. Учить правильно применять пословицы и поговорки.

Предварительная работа:

Чтение произведений В. Осеевой «Просто старушка», «До первого дождя»;           А. Барто «Вовка - добрая душа»; Л.Н.Толстого «Котенок»; В.Катаева «Цветик - семицветик».

Ход занятия:

(Под лирическую музыку)

 Воспитатель:

 Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

 Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Вопросы к детям:

  1. Ребята как вы считаете для чего нужно хорошее настроение? (Ответы детей)
  2. А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?
  3. Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?
  4. А что нам может испортить настроение? Какие чувства?
  5. А нужно ли бороться с плохими качествами, такими как злоба, зависть, обида и т.д.?
  6. А как это надо делать?
  7. Всеем вместе ,будет легче бороться с этими качествами, но как это сделать?

Я предлагаю вам взяться за руки, встать рядом.

Собирались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В.:У меня есть волшебный клубочек, он поможет вам объединиться.

Дидактическая игра «Волшебный клубочек»

Передавая клубочек друг другу, необходимо вспомнить и назвать добрые слова.

В.: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен. Ребята сегодня мы с вами поговорим о доброте, о добрых и плохих поступках. А кто из вас сможет объяснить, что значит быть добрым? (Ответы детей) Правильно ребята. Быть добрым, это не только говорить добрые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята мне бы хотелось послушать, как вы стараетесь сделать приятное, окружающим людям, родственникам, друзьям. (Ответы детей) Мне кажется вы немного устали, давайте передохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка:

Что за чудо - чудеса

Раз рука и два рука

Вот ладошка правая

Вот ладошка левая

И скажу, вам, не тая

Руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку

Добрые руки погладят собаку

Умные руки умеют лечить

Чуткие руки умеют дружить.

 В.: В жизни мы попадаем в различные ситуации и нужно быстро принять единственно правильное решение.

Разбор жизненных ситуаций «А как  поступишь ты?».

  • Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть в эту игрушку. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал в нее играть. Тогда  Петя… Что сделал Петя? Почему? (Ответы детей)

 В.: Если игрушка одна играем по очереди. Будь добрым, поделись с друзьями, вместе всегда веселее.

  • Саша потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети… Что сделали дети? (Ответы детей)

 В.: Если кто-то попал в беду - помоги сам или позови взрослых. Переложив свою энергию на помощь ближнему, вы выигрываете вдвойне. Сделайте доброе дело и избавитесь от плохого настроения, ибо творить добро - всегда приятно. А как бы поступил ты? (Ответы детей)

  • В автобус вошел мальчик и сел на свободное место. А как бы поступил ты? (Ответы детей)

 В.: Пожилым людям и малышам нужно уступать место.

  • В группу детского сада вошла воспитательница из другой группы, поздоровалась.  А как бы поступили вы? Что бы вы ей предложили?
  • Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько часов сейчас?». Он сделал три ошибки, какие? (Ответы детей)

 В.: Вы правильно сейчас говорили о доброте, о хороших добрых поступках. Но надо не только говорить о них, но еще и совершать их.

 В.: А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Л. Н. Толстого, В. Катаева, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о добрых поступка героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое  отношение к ним. Как бы вы поступили на их месте? (Ответы детей)

  • Из рассказа В. Осеевой «До первого дождя» мы узнали о жадной девочке, которая не хотела укрыть подружку своим плащом, чтобы та не промокла под дождем. Я считаю, что она поступила очень плохо, и на ее месте я никогда бы так не поступила и сделала бы все, чтобы выручить своего товарища.
  • Из рассказа Л.Н. Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.
  • Из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Мы узнали о мальчике Павлике. Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком, но он изменил свое поведение ,стал лучше относился к окружающим его людям. Начал использовать слово - «пожалуйста». И его семья начала лучше к нему относиться, по-доброму.
  • Из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» Мы узнали о доброй и немного рассеянной девочке Жене. Сначала она загадывала желания какие-то жадные (например, об игрушках). Но последнее ее желание оказалось самым добрым, потому что она помогла мальчику стать здоровым.

 В.: Да, ребята! Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. И я очень рада, что вы поняли основной смысл данных произведений и эти знания пригодятся вам в вашей жизни. Ребята, давайте вспомним правила любящего сердца, правила добрых дел.

Дидактическое упражнение «Любящее сердце»

Дети передают сердце - игрушку из рук в руки и говорят пожелания, наставления друг другу. Если дети затрудняются, воспитатель дополняет их ответы. После обобщаются ответы и выводятся законы любящего сердца.

Законы любящего сердца

- Любящее сердце поступает так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям;

- Не твори добро на показ;

- Не утаивай в сердце злобу;

- Старайся искоренять плохие привычки;

- Не проходи с равнодушием мимо человеческой беды, горя, отчаяния;

- Не обманывай и не позволяй обманывать других;

- Дал слово - старайся его исполнить, не нарушай обещания;

- Утешай в печали, болезнях;

- Никогда не произноси дурных слов, оскорбляющих душу человека;

- Не капризничай, твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство;

- Не радуйся лжи, а радуйся истине.

 В.: Давайте в жизни не будем забывать, эти правила, и будем вести себя по- доброму. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о доброте?

- Добрая слава бежит, а худая лежит;

- Добро творить себя веселить;

- Доброму слову и добрая слава;

- Добрая ссора лучше худого согласия;

- Добро не горит, не тонет;

- Добро не лихо - бродит тихо;

- Добро не умрет, а зло пропадет;

- Добро помним, а зло забываем;

- Доброе дело два века живет;

- Доброе дело само себя хвалит;

- Доброму человеку везде добро;

- Доброму слову - добрый ответ;

- Доброе братство лучше богатства.

 В.: Дети, мы сегодня много говорили о добрых делах и поступках.

 Я приготовила для вас очень красивые коробочки. Назовем эти коробочки - коробочками добрых дел. У каждого из вас будет своя коробочка. Эти коробочки не простые, так как в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок мы будем отмечать фишками, складывая их в коробочку.

 Когда неделя закончится, мы с вами посмотрим, в чьей коробочке больше фишек, кто из ребят совершил больше всех хороших дел, поступков.

Литература:

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003
  4. Козлова Т.В. Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей. (Семья как единое правовое пространство всех ее членов и основа здорового развития детей): Методическое пособие. – Самара, 2005.
  5. Лопатина А., Скребцова М. Беседы о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
  6. Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  7. Как научиться любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  9. Смирнова Т.В., Филлипова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  10. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I, II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
  11. Я и мое поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.- Х.: Издательство «Ранок», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории...

«Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание».

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, обычаям, традициям, родной речи начинается с самого малого – с любви к своей семье, где любовь постепенно увеличивает свои объемы к истории Родины,...