Значение беседы по художественной литературе в работе с дошкольниками
материал на тему

Корнева Зинаида Валерьевна

Вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников является одним из существенных. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Значение беседы53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 189 «Солнышко» комбинированного вида

Из опыта работы

«Значение беседы по художественной литературе

в работе с дошкольниками»

    

Корнева З.В. – воспитатель

2014 г.

        Вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников является одним из существенных. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показала практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в детских садах. Это связано главным образом с тем, что  у нас, у воспитателей  возникает ряд вопросов, а именно:

-         какой программный материал необходимо давать путём беседы;

-         как удерживать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от    обсуждаемых вопросов;

-         как привлечь всех к активному участию.

  Во многих случаях беседы проводим эпизодические,  которые носят формальный характер и протекает при недостаточной активности детей.

        Большое значение беседе придавала Е.И.Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала её одним из ценнейших приёмов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия. Цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путём слова представления и знания детей.

           Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребёнком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, мы помогаем ребёнку полнее, глубже воспринять действительность, обращаем его внимание на то, что он недостаточно осознаёт; в результате знания детей становятся чётче, осмысленнее.

  В беседе   своими вопросами,  мы направляем мысль детей по определённому руслу, наталкиваем их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребёнка это крайне важно.

   Ценность беседы именно в том, что мы в ней учим ребёнка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимаем сознание ребёнка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребёнка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребёнка, так и для воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.

  В беседе учим ребёнка ясно выражать свои мысли в слове, развивать умение слушать собеседника. Беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи.

   В беседе объединяем детей вокруг общих интересов, возбуждаем их интерес друг к другу, опыт одного ребёнка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребёнка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания.

  Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей и, следовательно, беседовать с ними лишь о непосредственно окружающих ребёнка вещах.

   Несомненно, с ребёнком надо, прежде всего, говорить о знакомом и близком ему. Чувственный опыт детей и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание ими действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут не в условиях замкнутого семейного уклада, а в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребёнок наблюдает непосредственно на улицах, - всё это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нём новые интересы.

   В связи с этим в наших условиях с детьми среднего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он ещё непосредственно в своём ближайшем окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.

  В беседе не только уточняем детские знания, в ней ребёнок получает новый материал и преподносим знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остаётся, они узнают о причине этого явления. Важно, опираться в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребёнка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

  Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада – серьёзная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся работа с детьми. При этом с ними предварительно проводим работу, связанную с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы. После неё обязательно идёт закрепление полученных впечатлений путём рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель. Ведь дань комплексности отдавали в своё время и отдают многие наши детские сады, осуществляя тематический подход к организации педагогического процесса или работая по «проектам» и «цепи целевых заданий».

   Тематичность всех занятий очень суживает возможности педагогической работы, заслоняет живую действительность, ведёт к отрывочности получаемых детьми впечатлений. Отработав «тему», мы редко к ней возвращаемся повторно. Впечатления, полученные о том или ином явлении, не закрепляются, не повторяются в последующем. За время проработки той или иной темы внимание детей на занятиях, в играх и других видах совместной детской деятельности усиленно фиксируется на определённом, ограниченном круге явлений и отрывается от других, иногда очень ярких и важных впечатлений. Многие вопросы обсуждаются с детьми от случая к случаю, мы педагоги не возвращаемся к полученным ранее представлениям, не закрепляем их частым повторением. Такая «лоскутность» впечатлений не обеспечивает твёрдого усвоения знаний и навыков, открытого общения.

   Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он даётся систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. Тем самым беседа, играющая роль уточнения, углубления, систематизации понятий, может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на другие ранее примененные методы знакомства детей с окружающим, а также на их субъективный опыт, т.е. когда у них уже есть некоторые знания, требующие упорядочения.

   Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсии, наблюдений или прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.

Этические беседы с дошкольниками

 Этические беседы начинаем проводить с четырехлетнего возраста. В этот период у ребенка развивается наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без опоры на непосредственно воспринимаемые предметы и явления. К этому возрасту дети достигают необходимого для развернутого общения уровня речевого развития. Развивается произвольность, которая проявляется в готовности следовать словесным инструкциям педагога. Кроме того, ребенок уже освоил содержание многих сказок, стихов, рассказов, по поводу которых он может отвечать на вопросы воспитателя, выражать свое отношение к героям произведения. Также у дошкольников появляется собственный опыт отношений с окружающими.

     Материалом для этических бесед могут служить конкретные факты из жизни детей, произведения художественной литературы. В ходе беседы дети не только осваивают моральные нормы, но и расширяют свой словарь, знакомясь с этическими понятиями. Объем понятия сначала ограничен конкретными представлениями, образами. Но постепенно оно наполняется все новым и новым содержанием.

Первоначально, при ознакомлении с художественными произведениями, детей не удовлетворяет неопределенная ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Эмоционально положительное отношение к этим героям вызывает резко отрицательную реакцию на действия тех персонажей, которые им чем-либо мешают. Именно развитие способности к сопереживанию и содействию определяет переход от немотивированной оценки к ее обоснованию. Симпатия, положительное эмоциональное отношение к товарищу, литературному герою играют большую роль в возникновении и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и т. д.).

     Положительное отношение детей к беседе поддерживаем за счет постановки понятных и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом; постоянным поощрением активности дошкольников, их стремления принять участие в беседе. С этой целью педагог корректирует высказывания дошкольников, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни мы опираемся на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости и т. д.).

В соответствующей ситуации мы вместе с детьми вспоминаем сказочных героев, например, из сказки «Золушка»: добрую, трудолюбивую Золушку и ее злых бездельниц сестер. («На кого мы хотим быть похожими? На кого мы не хотим походить? Что для этого мы должны делать, как поступать?»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить....

«Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе» (опыт работы)

Опыт работы План Введение…………………………………………………………….( 3-4 стр.)1. Теоретические основы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста  1.1 Исследование проблемы формир...

Значение художественной литературы в воспитании старших дошкольников.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге,развитие любви к ней и любознательности - важнейшая задача в воспитан...

Статья "Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательн...

Значение художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была актуальна. Между тем, продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к родине. Патриотизм якобы должен сам войти в чел...

Аналитическая справка «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею»

Аналитическая справка по теме «Организация работы по приобщению детей к  художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею»...