"Ленинградская блокада"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Журавлёва Дарья Алексеевна

Наш родной город пережил самое страшное - полную блокаду фашистов. Бессмертен подвиг ленинградцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leningradskaya_blokada.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №31 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект беседы
к тематическому вечеру досуга

Тема: «Ленинградская блокада»
Старшая и подготовительная группы

Составитель:
музыкальный руководитель
Журавлёва Дарья Алексеевна

Санкт-Петербург
2015

Ход беседы

(1 слайд) Ни камню скорби, ни камню славы не заменить погибшего солдата. Да будет вечной о героях память!

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Вы пришли в наш зал, и мы с вами побеседуем о великом подвиге жителей нашего города – о защите города в блокаду.

(2 слайд) Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной Войны. Ни жестокие  бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. Девятисотдневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ленинградцы до конца остались верными Родине. Город-герой – вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.

(3 слайд) Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день.

(4 слайд) Это кусочек хлеба меньше ладони, который делился на три-четыре части... Это промёрзшие стены дома, где никак нельзя согреться... Это грохот упавшей бомбы за окном... Это брат или сестра, мама или папа, не выдержавшие испытаний… Кто знает, что такое блокада? У каждого, кто её пережил, она своя, неповторимо трагичная, неповторимо безжалостная. Тем же, кому повезло не знать, что такое блокада, остаётся лишь одно: читать самые разные воспоминания и задавать себе вопрос «Что такое блокада, какой она была?»

(5 слайд) Давайте же посмотрим, как всё началось, как началась Великая отечественная война, как беда пришла в нашу страну.

(Просмотр видеофрагмента)

(6 слайд) Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.

На момент установления блокады в городе находилось очень много детей. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны. Массовая эвакуация людей из города началась только когда появилась ледовая дорога.

(7 слайд) Много работали больницы и госпитали. Под госпитали во время блокады были заняты здания университета, институт Герцена, Дворца Труда, Технологического Института, гостиниц "Европейская", "Англетер" и многие другие. Созданные городом дополнительные условия благотворно сказались на выздоровлении раненных и их возвращении в строй.

(8 слайд) С первых дней осады Ленинград стал испытывать недостаток в электроэнергии. Не хватало топлива. В городе был введен жесткий лимит потребления электроэнергии для всех предприятий и для нужд населения. Также были также сформированы дежурные бригады по ремонту водопровода на случай его повреждения, но фашистам не удалось вывести из строя водоснабжение города.

(9-10 слайды) Противник совершал по несколько налетов в день и во всех случаях, независимо от количества появившихся самолетов, объявлялась воздушная тревога - люди уходили в укрытия, подвалы, специально вырытые щели и часто находились там по несколько часов до отбоя. Как только начинался обстрел, люди сразу слышали оповещение об этом по радио, при этом передавалось, какие улицы обстреливаются, давались указания, какой стороны держаться пешеходам, на каком опасном участке остановлено движение транспорта.

(11 слайд) Почти с первых дней блокады в Ленинграде ввели продовольственные карточки. В целях экономии продуктов питания закрылись столовые, рестораны и другие пункты общественного питания. Расход продуктов сверх установленного лимита без специального разрешения строго запрещался.

(12 слайд) Из чего же состоял блокадный хлеб, маленький кусочек которого делился на несколько порций? Этот хлеб состоял из ржаной муки, целлюлозы, ячневой муки, солода и жмыха, отрубей.

 (13 слайд) Пришли в город и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Градусники за окном показывали почти 40 градусов холода. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки времянки. В них они сжигали всё, что могло гореть: столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, и подобного топлива хватало ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода. Город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.

(14 слайд) Всему миру известна маленькая записная книжка, ставшая дневником, который вела 11-летняя Таня Савичева. Маленькая школьница, которую покидали силы, не ленясь, записывала имена и даты родных, погибших от холода и голода.

(15 слайд) Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. В осажденном городе работали 39 школ. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки замерзали, мел то и дело выскальзывал из пальцев, но маленькие ленинградцы продолжали учиться.

(17 слайд) В 1941 году одна из газет опубликовала наказ с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда. Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе с взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного детьми. Наравне с взрослыми ребята, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

(18слайд) С наступлением весны многие жители города отправились за город и стали вскапывать землю под огороды. Индивидуальными участками были усыпаны Марсово поле, Летний сад, Исаакиевская площадь, парки, скверы! Любая клумба, любой клочок земли, хоть немного пригодный для такого фермерства, вспахивался и засеивался. Кроме того люди собирали дикорастущие съедобные растения.

(19 слайд) В годы войны наш народ защищал не только свою землю. Он защищал и мировую культуру. Он защищал всё прекрасное, что было создано. Действительно, советские люди стремились сохранить и уберечь от фашистского варварства всё то прекрасное, что им осталось от мастеров прошлого. Ведь враги подвергли разорению не только сам Ленинград: от их рук пострадали многие пригородные города. Были разрушены и разграблены всемирно известные памятники русского зодчества.

 (20 слайд) Более, чем в другие, пострадал от фашистов Петергоф. Большой Петергофский дворец, заложенный ещё при Петре I, был сожжён, а имущество разграблено. Громадный ущерб был нанесён Петергофскому парку. Статуя-фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» был распилен на части и вывезен в Германию. В верхнем и нижнем парках были сняты фонтан «Нептун», скульптурные украшения террасы Большого каскада и другие ценные изваяния.

(21 слайд) Но не прекращалась жизнь в городе! Продолжали свою деятельность композиторы и поэты. Композитор Дмитрий Шостакович сочинил большое произведение для оркестра – симфонию, которую посвятил борьбе людей с врагом, грядущей победе и родному городу.

(22 слайд) Посмотрим на самого Дмитрия Шостаковича, каким он был в то время.

(Просмотр видеофрагмента)

(23 слайд) Концерт, на котором исполнили эту симфонию в Ленинграде, вошёл в историю. Было много трудностей у исполнителей – ведь всё ещё шла война, нужно было доставить ноты в город, пополнить состав оркестра, постоянные угрозы авианалёта, малое количество репетиций. Но ленинградцы справились! Концерт состоялся!

(24 слайд) И тогда и теперь, когда прошло более 70-ти лет с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?

Ленинград выдержал столь длительную осаду – 900 дней, прежде всего потому, что население до последнего вздоха защищало город.

(25 слайд) Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг – подвиг ленинградцев, отстоявших свой город.

(26 слайд) Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся со всем фронтом. Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем несравнимые потери, но не сдались. Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие его войска.

(Прослушивание песни «медаль за оборону Ленинграда)

(27 слайд) Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.

Эти строки принадлежат перу Ольги Берггольц, и этими строками мы заканчиваем нашу беседу.

(28 слайд) Помните, всегда помните о славном подвиге жителей нашего города!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День снятия Блокады. Ленинградский День Победы.

Сценарий вечера памяти,посвященный Дню снятия Блокады.  Дошкольникам в доступной форме рассказывают о том, как жили, трудились и сражались люди, живущие в блокадном городе....

Методическая разработка "Ленинградская блокада"

Блокада Ленинграда одно изсамых трагичных и масштабных событий в истории. И нам живушим в 21 веке, стоить помнить события 20века и уделять внимание этой страшной странице нашей истории....

Краткосрочный проект к Дню снятия блокады "Ленинградский день победы".

Педагогический проект по нравственно-педагогическому воспитанию в подготовительной группе ГДБОУ на тему "Ленинградский день победы"....

Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда "Ленинградские дети"

Героическая оборона города Ленинграда явилась образцом беспрецедентной человеческой стойкости, героизма, мужества. Именно поэтому история блокады Ленинграда привлекала и продолжает привлекать внимание...

«Ленинградский зоопарк во время блокады»

ГБДОУ детский сад № 69 «Марина» Красногвардейского района Санкт-Петербургаадрес: 195112, Санкт-Петербург, улица Республиканская, дом 18, корпус 2...

проект Ленинградская блокада

Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими[3] войсками и их союзниками...