Конспект НОД "Моя семья" Средняя группа
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД "Моя семья"
Средняя группа
Цель: продолжать развивать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
Задачи
(по образовательным областям ФГОС ДО):
Образовательная область "Познавательное развитие"
1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Образовательная область "Речевое развитие"
1. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.
2. Вводить в активную речь слова, обозначающие родственные отношения.
3. Учить составлять сложносочиненные предложение с союзом а
4. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
1. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
2. Воспитывать чувство общности со своей семьей, желание заботится о близких.
Образовательная область"Физическое развитие"
1. Развитие координации движения, общей и мелкой моторики обеих рук.
Предварительная работа: заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. Рассматривание семейных фотографий. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. Чтение художественной литературы – Квитко Л. «Бабушкины руки», Барто А. «Младший брат», Яковлев Ю. «Мама», Гамзатов Р, «Мой дедушка». Рисование на тему «Человек».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход НОД
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вступительная часть (1 мин)
Сюрпризный момент.
Появляется взрослый в костюме или шапочке медведя.
Медвежонок: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я пришел к вам вместе со свой семьей: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Ивановичем.
Показ картинки (рисунка)
Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья?
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. Основная часть.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что такое семья?
Примерные ответы детей: это - папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Игра «С кем ты живешь? Как зовут членов твоей семьи?» (3 мин)
Мишутка: расскажите мне о ваших семьях. Медвежонок Мишутка выборочно спрашивает детей.
Мишутка: как зовут твоих, Митя, родителей по имени, отчеству?
Примерный ответ ребенка: я живу с мамой, ее зовут Антонина Васильевна; с папой, его зовут Валерий Иванович.
Мишутка: где и кем они работают? Что мама делает на работе? А что папа?
Примерный ответ ребенка: мама - учительница в школе, учит детей; папа - врачом в больнице, лечит людей.
Мишутка: есть ли у тебя, Рита, братья, сестры? Как их зовут?
Примерный ответ ребенка: у меня есть сестренка, ее зовут Катя.
Мишутка: у тебя, Настя, есть дедушка и бабушка? Как их зовут?
Примерный ответ ребенка: у меня есть бабушка, ее зовут Шура, а дедушку зовут Вася.
Мишутка: Владик, кто ты для мамы? Для папы?
Примерный ответ ребенка: я для мамы и для папы - сын.
Мишутка: Славик, кто ты для бабушки и дедушки?
Примерный ответ ребенка: внучок, внук.
Воспитатель: Мишутка, ты со всеми членами семьи наших ребят познакомился. Дети, а кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
Примерные ответы детей: только родственники.
Воспитатель: как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
Примерные ответы детей: вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.
Медвежонок Мишутка: как интересно вы рассказываете о своих семьях!
Чтение воспитателем отрывка стихотворения Татьяны Бульковской
«Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?» (3 мин)
Медвежонок: ребята, а кто и как трудится в ваших семьях?
Мишутка задает вопрос и бросает мяч.
Ребенок отвечает: «папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я» и возвращает мяч.
ходит на работу - …
убирает квартиру - …
шьет - …
зарабатывает деньги - …
вяжет носки и варежки - …
ходит в магазин за покупками - …
учит уроки - …
готовит пищу - …
поливает цветы - …
вытирает пыль - …
делает ремонт - …
моет посуду - …
убирает в доме - …
гладит белье - …
играет - …
Медвежонок: молодцы! Дружные и трудолюбивые ваши члены семьи!
Физкультминутка «Кто приехал?» (3 мин)
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.
Кто приехал? (разводят большие пальцы в стороны)
Мы, мы, мы (три хлопка пальцами, запястья соединены)
Мама, мама, это ты? (разводят большие пальцы)
Да, да, да (три хлопка указательными пальцами)
Папа, папа, это ты? (разводят большие пальцы)
Да, да, да (три хлопка средними пальцами)
Братец, братец, это ты? (разводят большие пальцы)
Да, да, да (три хлопка безымянными пальцами)
Ах, сестричка, это ты? (разводят большие пальцы)
Да, да, да (три хлопка мизинцами)
Все мы вместе, да, да, да! (три хлопка пальцами, запястья соединены)
Воспитатель: ребята, все вы любите своих мам, пап, бабушек, дедушек и других родственников. Как вы можете назвать их ласково?
Игра с мячом «Назови ласково» (4 мин)
Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.
Мама — мамочка, мамуля.
Папа — папочка, папенька, папуля.
Дед – дедушка, дедуля.
Бабушка – бабулечка, бабуля.
Дочь – доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек, сынуля.
Сестра-сестрёнка, сестричка.
Брат - братик.
Тетя - тетушка.
Дядя – дядюшка.
Воспитатель: молодцы, ребята! Мишутка, а теперь ты поиграй с ребятами.
Игра с мячом «Сравни, кто старше (младше)» (4 мин)
Мишутка, кидая мяч: папа и сын. Кто старше, а кто младше?
Примерные ответы детей: папа старше, а сын младше.
Мишутка: папа и дедушка. Сравни! Кто старше?
Примерные ответы детей: дедушка старше, а папа младше.
Мишутка: дядя и племянник.
Примерные ответы детей: дядя старше, а племянник старше.
Мишутка: внук и дедушка.
Примерные ответы детей: внук младше, а дедушка старше.
Медвежонок Мишутка: молодцы! Как вы хорошо знаете свои семьи!
Воспитатель: все ребята молодцы! Вас похвалим от души! Все вы очень хорошо играли, отвечали на вопросы Мишутки.
Мишутка: мне очень понравилось с вами играть, дорогие ребята! Но пора домой к маме и папе, они меня тоже очень любят и ждут. Рисунок своей семьи я вам дарю на память. До свидания, ребята!
Ответы детей: до свидания, Мишутка.
РЕФЛЕКСИВНО-КОРРЕГИРУЮЩИЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. Итог (2 мин)
Воспитатель: ребята, с кем вы сегодня познакомились? Кто к нам пришел в гости?
Примерные ответы детей: Мишутка
Воспитатель: правильно, к нам в гости пришел Мишутка. Он один пришел или вместе со своей семьей?
Примерные ответы детей: вместе с семьей - с мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Ивановичем.
Воспитатель: вам понравилось играть с Мишуткой?
Примерные ответы детей: да
Воспитатель: у нас у всех есть семья. У кого–то - большая, у кого-то - поменьше. Но в каждой семье вас любят, и о вас заботятся. И как говорит русская народная пословица «Семья сильна, когда над ней крыша одна».
Ребенок рассказывает стихотворение.
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю, -
Имеют право на семью.
Используемые источники:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2001.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 2010.
Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Расскажи стихи руками/Логопедическая серия. Кн. для чтения родителями детям до 5 лет. М., 2012.
Вархушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Метод. рекомендации длдя воспитателей, учителей и родителей. М., 2003.
Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».
Конспект НОД(старшая группа)Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...
Конспект дидактической игры "Группы растений" II младшая группа
Игра знакомит детей с различными группами растений: овощами, фруктами, ягодами, цветами. Игра направлена на развитие речи, способствует мыслительной деятельности, обогащению словаря детей. В процессе ...
План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"
Бурычлар: 1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру. 2.Тәрбияче ...
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»
Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой, обогащать словарный запас, развивать зрительное ...
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"
Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....