Познавательно-речевое занятие "Хлеб всему голова"
план-конспект урока (старшая группа) на тему

Никитина Александра Афанасьева

Сценарий к празднику, посвящённому хлебу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Золотой ключик»

г. Ядрин Чувашской Республики

Познавательно-речевое занятие  «Хлеб всему голова»

Составила и провела

Никитина А.А.

Ноябрь 2015г.

 Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей с родным краем, его населением, трудом, которым они занимаются.

     Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых культур); для получения хлебобулочных изделий; техникой, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.

      Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.

       Развивать  речь детей; любовь к родному краю.

Словарь: хлеборобы, зерновые культуры, злаковые культуры,   комбайн,  элеватор, борона, серп, соха

      Материал: Плакаты : «Полевые культуры», Уборка урожая», хлебобулочные изделия, серп, ячмень, пшеница, овёс.

       Предварительная работа:

       1. Чтение сказок и рассказов

"Мужик и медведь"

"Петушок и два мышонка"

"Лёгкий хлеб"

"Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров

Просмотр сказки «Колосок»

Рисование чувашского узора «Колос»

        2. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе, о труде.

       Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим о хлебе. В народе говорят "Что хлеб – всему голова". Что обозначают эти слова?

      Дети размышляют:

       Воспитатель: А какие названия хлеба вам знакомы?

       Ответы детей:

       Воспитатель: Как вы думаете, а какие зерновые культуры используются в производстве для приготовления хлеба…

      Дети: Отвечают.

      Воспитатель: У меня в чашках зерновые культуры. Как называются эти зерна?

      Дети: Размышляют.

      Воспитатель: А кто из вас вспомнит стихотворение, загадку о колоске. А давайте с помощью палочек вырастим своё поле. Предлагаю из деревянных палочек сделать колосок.

      Воспитатель: Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что оно не настоящее и так быстро колоски настоящие не могут расти.

      Воспитатель: Хлеб – это дар матушки земли. Сегодня мы с вами и поговорим об этом даре.

     Дети: Высказываются.

     Воспитатель: Каждому растению, чтобы хорошо расти нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух.

     Воспитатель

Отчего ты рожь золотая? -
Ветерок спросил пролетая.
А в ответ колоски шелестят,
- Золотые руки растят.).

Чтобы вырос хлебный колос, нужен труд десятков рук.

Чьи же это "золотые руки" растят хлеб

Рассматривание плакатов : «Полевые культуры», «Уборка урожая»

Рассказывать надо по-порядку, чтобы было понятно, как из "зернышка" получился хлеб.

Дети: по очереди рассказывают.

(Если необходимо, воспитатель добавляет)

- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. (Пашут землю: трактора,).

- Через некоторое время на поле выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. (Сажают семена: сеялки – на ней работаю сеяльщики).

       Физкультминутка: Росточки

- Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины.

Сбор урожая, участие техники и человека (комбайн – комбайнёры).

- Машины везут зерно на элеватор.

- С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.

- Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.

- Пекари пекут хлеб.

- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.

- В магазинах люди покупают его.

Воспитатель: хлеборобы в поле работают с любовью, старанием, берегут свой труд, любят свою родную землю.

     Воспитатель:

Хлеб ржаной, батоны булки,
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Свои силы не жалеют.

Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

     Дети: размышляют.

     Воспитатель: Всё верно вы сказали.

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

- хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

А что можно приготовить из чёрствого хлеба? (лишнего хлеба).

      Дети: размышляют.

Воспитатель: А кто из вас знает пословицы, поговорки о хлебе , о труде

Хлеб – это сила, жизнь, здоровье. 

Чувашский народ сочинял много пословиц и поговорок про хлеб и про труд. Вот послушайте некоторые из них.

Êç вăл - пурнăç илемĕ.

Труд красит жизнь.

Êç - пурнăç тыткăчи.

Труд- правило жизни.

Этем тени ĕçпе паха.

Человек славен своей работой.

Êç çынна мухтава кăларать.

Труд прославляет человека.

Êçленипе çын вилмест.

От работы человек не умирает.

Акара авăн, уявра савăн.

На работе прогибайся,на празднике радуйся.

Без хлеба – нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.

Хлеб – достаток и богатство.

Воспитатель: В далекие времена, когда не было машин, основным орудием уборки урожая был серп. Работали весь день до заката солнца. Как край солнца касался земли, работу тут же прекращали. И так каждый день, пока не заканчивали уборку всех своих полей. Впервые дети выходили на жатву с 8-9 лет. До сих пор у некоторых старых людей на мизинце левой руки есть шрам от пореза серпом, который они получили, когда впервые пробовали жать. Сжатые колосья собирали в снопы и связывали стеблями.

       (Дети рассматривают серп)

      Воспитатель:

Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел на это сил!

       (Угощение детей хлебобулочными изделиями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Познавательно-речевой проект в старшей группе "Хлеб всему голова"

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами ...

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".Цель: Уточнить, как выращивают хлеб и дать детям новые знанияоб изготовлении хлебобулочных издел...

конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Хлеб - всему голова" для детей 6-7 лет.

Занятие проводится с использованием ИКТ. Вэтом конспекте дается детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Закрепляется знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Дети знакомятся...

Методическая разработка: Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в старшей логопедической группе. «Хлеб всему голова»

Обобщение представлений о труде хлеборобов и работников хлебозавода. Важность  бережного отношения к хлебу....

Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...