конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Хлеб - всему голова" для детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Миронова Елена Викторовна

Занятие проводится с использованием ИКТ. Вэтом конспекте дается детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Закрепляется знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Дети знакомятся с новым словом "ЖИТО". Воспитатель проводит занятие в русском народном костюме, использует фольклор. Дети вспоминают пословицы о хлебе с помощью зрительной гимнастики; составляют предложения из отдельных слов, читают стихи о хлебе. Закнчивается занятие игрой "Я знаю, что хлеб наше богатство, поэтому я ..." , дети должны закончить предложение. Длительность НОД 30 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-_vsemu_golova.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №100»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
(для детей 6-7 лет)

                                                                                                                                        Составила : Миронова Е.В.

                                                                                                                                                              воспитатель 1кв.кат.

г. Оренбург 2018г.

Цель: развитие познавательного интереса у детей.

Задачи: Образовательные: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить со злаковыми культурами из которых выпекают белый и черный хлеб; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; учить составлять предложения по опорным словам; познакомить с новым словом – ЖИТО. Развивающие: развивать умение различать растения по характерным признакам(строение колоса, цвет, количество зерен); активизировать словарный запас детей обобщающими словами(хлебобулочные изделия) и словами, обозначающими профессии людей, занятых выращиванием и изготовлением хлеба. Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых; бережное отношение к хлебу.

Материал: колосья ржи и пшеницы, каравай, кусочки хлеба для пробы, д/и «Составь пословицу», презентация «Как хлеб на стол пришел», видеоклип на песню «Хлеб всему голова» в исполнении О.Воронец. Предварительная работа: беседы по данной теме в режимные моменты, знакомство с пословицами и поговорками о хлебе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов.

                                                                           ХОД   ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель в русском народном костюме вместе с детьми входит в зал, вносит каравай на рушнике со

словами: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом, встретить щедро, от души, с уважением

                    большим, мы гостей таких встречаем круглым, пышным караваем.

                    Он на блюде расписном с белоснежным рушником, с караваем соль подносим,

                    Поклоняясь, отведать просим.

Дорогие гости, принимайте хлеб – соль из наших рук, да присоединяйтесь к беседе нашей.

(дети рассаживаются за столы)

Вос-ль: а беседа наша будет о самом главном продукте, без которого невозможно обойтись ни в завтрак, ни в обед, ни в ужин. Ребята, попробуйте отгадать загадку и вы сможете догадаться о чем же сегодня пойдет наша беседа:

Весной в землю бросается,

Летом на свежем воздухе разгуляется,

Осенью в печи закаляется,

Люди запахом его привлекаются.

О чем мы с вами будем сегодня говорить?

Дети: о хлебе.

Вос-ль: верно, беседа наша будет о самом главном продукте. Посмотрите на экран и назовите эти продукты.

Дети: булки, батоны, плюшки, бублики ….

Вос-ль: как можно одним словом назвать эти продукты?

Дети : хлебобулочные изделия.

Вос-ль: человек может легко обойтись без конфет ,колбасы, а вот без хлеба – плохо. Во все времена ценили и уважали хлеб. Как можно ласково назвать хлеб? (хлебушек)

Назовите квас из хлеба, назовите посуду для хлеба, как мы назовем крошки от хлеба, а кто из вас знает, как называется человек, который выращивает хлеб?(хлебороб)

Вос-ль: сейчас поиграем в игру «Узнай хлеб на вкус»(дети с закрытыми глазами определяют кусочек какого хлеба они съели)

Вос-ль: Кирилл, какой хлеб съел ты? Из какой муки его пекут?

- А какой хлеб был у тебя, Саша? Как его еще называют?

- Как называют тесто из ржаной муки?

- Как назовем колос пшеницы? Ржи?

- Посмотрите, у вас на столах стоят колоски ржи и пшеницы, давайте сравним их.

Дети: колос пшеницы толще, чем колос ржи; у колоса пшеницы нет усиков, а у колоса ржи есть; зерна пшеницы круглые, а зерна ржи удлиненные.

Вос-ль: молодцы! А в каких сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки?

Дети: «Колосок», «Вершки и корешки», «Колобок», «Конек-Горбунок».

Вос-ль: ребята, как вы думаете, из какой муки испекла бабушка колобок в сказке «Колобок»?

Вос-ль:  пшеничная мука  всегда стоила  дороже  ржаной, поэтому калачами из белой муки лакомились люди  побогаче. А в бедных семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь – всех сплошь». Так что Колобок в русской народной сказке был выпечен скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли – ЖИТО. Вслушайтесь в звучание этого слова – ж и т о. Давайте все вместе произнесем его. Повтори ты, Катя, Саша, Данила. Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? На какое слово похоже слово жито?(ответы детей)

Вос-ль: это слово похоже на слово «жить», хлеб главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «Без хлеба нет обеда».

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить пословицы о хлебе. Посмотрите на мольберт. Прочитайте начало пословицы, потом глазками пробегите по дорожке и найдите ее продолжение.(зрительная гимнастика)

БУДЕТ ХЛЕБ                                                     ХЛЕБ – БАТЮШКА                                         ХУДОЙ ОБЕД

ВОДА-МАТУШКА                                           КОЛИ ХЛЕБА НЕТ                                           БУДЕТ И ПЕСНЯ

Вос-ль: а какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Дети: много снега – много хлеба, хочешь есть калачи – не сиди на печи, хлеб – всему голова.

                                                                      ФИЗМИНУТКА (релаксация)

Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает детям превратиться в маленькие зернышки(присесть, сжаться в комочек, убрать голову и закрыть ее ладонями).

                  Ранней весной посадили в землю маленькие зернышки, их поливали, солнышко пригревало, сотни рук ухаживали за ними(воспитатель гладит каждого ребенка по голове, по спинке).

Семечко медленно растет, раскрывает листочки (руки раскрываются). Стебелек растет (туловище выпрямляется, дети встают). Появляется колосок (руки поднимают вверх, образуя над головой «колос»). На ветру колоски колышутся. Поспел урожай, приезжай, забирай.

Вос-ль: а сейчас мы с вами посмотрим, как на самом деле выращивают хлеб.

Презентация «Как хлеб на стол пришел».

(после слайда элеватора)

Вос-ль: ребята, как вы думаете, а из зерна уже можно испечь хлеб?

Дети: нет.

Вос-ль: а что с ним надо сделать?

Дети: превратить в муку.

Вос-ль: посмотрите, что у меня есть. Это маленькая ручная мельница. Давайте попробуем вместе зерно перемолоть. (дети по очереди пробуют прокрутить ручку мельницы).

- Ну, как, легко это делать? Человек облегчил себе труд и изобрел электромельницы. Смотрите на экран.

(по окончании презентации)

- Давайте и мы с вами попробуем замесить тесто. (пальчиковая гимнастика)

                                       Мы тесто замесили, сахар не забыли мы.

                                       В печку посадили мы, мы печем отличные пирожки пшеничные.

                                       Кто придет к нам пробовать пирожки пшеничные?

                                       Мама, папа, брат, сестра, пес дворовый со двора

                                       И другие то же, приходите все кто может

                                       Пробовать отличные – пирожки пшеничные.

Вос-ль: длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук прикоснулось к нему. Давайте вспомним, люди каких профессий прикоснулись к нему?

Дети: трактористы, комбайнеры, водители, мельник, пекарь, грузчик, продавец.

Вос-ль: ребята, я сейчас произнесу слова, а вы составьте из них предложение.

Хлеб, возить, элеватор, машины, на.                 Покупать, плюшки, магазин, в , мама.

Мука, из, бублики, пекут,

Вос-ль: молодцы! А сейчас послушайте стихи, которые наши ребята приготовили специально к нашему занятию. (дети читают стихи о хлебе)

Вос-ль: Да, действительно – хлеб наше богатство и мы должны его беречь. Попробуйте закончить мое предложение:

Я знаю, что хлеб наше богатство, поэтому я……( никогда не выкидываю его, беру столько- сколько могу съесть, не выкидываю черствый хлеб, а делаю из него сухари…)

Вос-ль: ребята, вам понравилось наше занятие? О чем мы говорили? Какое новое слово вы узнали?

В заключении я предлагаю еще раз посмотреть на экран и послушать красивую песню «Хлеб всему голова».(прослушивание песни)

Вос-ль: на этом наше занятие окончено, я надеюсь, что все о чем мы говорили, все о чем вы узнали, заставит вас по-новому относиться к этому продукту!

                                                                                                                                      Длительность од : 30 мин.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию детей в первой младшей группе: "В лесу".

Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим и развитие речи.1 младшая группа.Цели:1. Формировать представления у детей о диких животных, их внешнем виде, питании.2.Воспитывать отзывчивость, доб...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию детей в первой младшей группе: "Дикие животные".

Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим и развитие речи.1 младшая группа.Цели:1. Формировать представления у детей о диких животных, их внешнем виде, питании.2.Воспитывать отзывчивость, доб...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"

Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в группе для детей со сложным дефектом по теме: «Дикие животные»

Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением диких животных, игрушки диких животных на макете. Цель:Обогащать знания детей о диких животных.Программное...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Котик в гостях у детей»

Конеспкт для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей у детей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...