Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Глебова Нина Анатольевна

 

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности:

 Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством чтения художественной литературы;

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её;

Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее;

 Учить детей договариваться и планировать коллективную работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_st.gr_._i_ty_uvidish_mir_prekrasen.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Колосок»

Безенчукского района Самарской области

Конспект образовательной деятельности

ПОЗНАНИЕ

 (экологическое воспитание)

«И ты увидишь, мир прекрасен!»

(старшая группа)

                                                                        Воспитатель: Глебова Нина

                                                                                                                 Анатольевна

Руководитель районных

      методических объединений

                                      по экологическому воспитанию: Глебова Н. А.

Апрель 2011г.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;
  2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством чтения художественной литературы;
  3. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её;
  4. Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее;
  5. Учить детей договариваться и планировать коллективную работу.

Развивающие:

  1. Развивать интонационную выразительность речи;
  2. Развивать эмоциональную среду детского воображения;
  3. Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание интересоваться окружающим миром;
  2. Воспитывать  усидчивость, интерес и способность работать в группе,  коллективе;
  3. Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;
  4. Воспитывать любовь и эстетический вкус средствами художественной литературы и изобразительной деятельности.

Индивидуальная работа: 

  1. Следить за речью детей;
  2. Оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

  1. Чтение произведений Е. Чарушина, М. Горького, В. Бианки,

М. Пришвина, К. Паустовского;

  1. Чтение стихов, пословиц;
  2. Прослушивание муз. записей «Голоса птиц», «Шум леса»;
  3. Дид. игра «Поломанные слова»;
  4. Дид. игра «Отгадай, чей след»;
  5. Оформление выставки рисунков совместно с родителями «Читаем книги о природе»;
  6. Изготовление книги-самоделки совместно с родителями В. Бианки «Приключения мышонка Пика».

Материал:

Оформление группы:

  1. Столы стоят кругом.
  2. Стульчики стоят полукругом.
  3. Выставка книг по произведениям В. Бианки.
  4. Выставка рисунков «Читаем книги о природе» оформлена в раздевальной комнате.
  5. На доске портреты В. Бианки, рассказывающие о его жизни.
  6. Муз. сопровождение: спокойная классическая музыка, муз. сопровождение к песне «Каля-Маля», муз. сопровождение к муз. игре «У медведя во бору», запись «Мир вам, люди всей Земли!».

Продуктивная деятельность:

  1. 2 стола.
  2. На мольберте незаконченный рисунок с изображением леса.
  3. Трафареты.
  4. Гуашь, кисти, поролон, салфетки, вода для рисования.

Демонстрационный и раздаточный:

  1. Карточки к дид. игре «Отгадай, чей след»;
  2. Карточки слогов к дид. игре «Поломанные слова»;
  3. Снежинка, солнышко, маски перелетных и зимующих птиц.
  4. Маска медведя.
  5. Карточки с отрывками произведений к дид. игре «Из какого произведения отрывок».

Ход:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

- Ребята, как-же мы с вами можем увидеть всю красоту нашей природы, не выходя из группы? Так хочется нам побывать и в лесу, и на лугу, в поле и на реке… Что же нам поможет?... (Книга)

По волшебному пути

В книгу можем мы войти.

Музыка сейчас раздастся.

В Книжное царство попасть нам удастся….

Под спокойную классическую музыку в группу входит Королева Книг. Открывает выставку книг.

Королева Книг

- Здравствуйте, гости дорогие! Рада Вас видеть в Книжном царстве – мудром государстве. Сегодня я хочу вместе с вами вспомнить нашего любимого писателя В. Бианки. А вы знакомы с его книгами? (Да)

- Королева Книг, наши дети любят и знают книги В. Бианки. Садись вместе с нашими ребятами, а мы расскажем тебе об этом замечательном писателе.

- В каком городе родился В. Бианки? (В. Бианки родился в г. С-Петербург)

- О чем писал В. Бианки? (О природе, об интересном в жизни растений и животных…)

- Кто познакомил В. Бианки с природой? (Его отец. Он работал в зоологическом музее, брал сына с собой на прогулки в лес, научил записывать свои наблюдения в дневники.)

- Что случилось потом с дневниками В. Бианки? (По своим дневникам В.Бианки стал писать книги.)

- Какую первую книгу написал писатель? (Лесные домишки)

- Какие ещё книги В. Бианки вы знаете? (Ответы)

Королева Книг:

- А у меня для вас есть загадка, да не простая. «Черный ящик». В нем находится любимая игрушка В. Бианки. Что в «Черном ящике»?

(Мяч. В. Бианки любил играть в футбол)

- В Бианки был писателем-природоведом. Он называл свои произведения «сказками-несказками». Почему? (В его произведениях нет волшебства, как в сказках, но звери и деревья разговаривают, думают, учат нас.)

- А каких ещё писателей-природоведов вы знаете? (Ответы)

Читая книги этих писателей мы видим красоту нашей природы, можем побывать в прекраснейших уголках нашей Земли. Через книги мы учимся наблюдать, беречь и любить природу.

- А вы, ребята, знаете природу? (Да)

- А умеете ли вы читать «следы»?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай, чей след».

Дидактическая игра «Отгадай, чей след»

У каждого на столе набор карточек животных и их следов. Нужно правильно сопоставить картинки следов и животных.

- Молодцы, ребята! В. Бианки в своих произведениях много писал о птицах. Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные).

- Зимующих птиц мы узнаем после того, как сложим из слогов их названия.

Дидактическая игра «Поломанные слова»

На ковре разложены карточки слогов. Дети выкладывают слова – названия зимующих птиц.

Одеваю детям на голову шапочки птиц, уточняя, какая это птица.

Подвижная  игра «Зимующие и перелетные птицы»

В руках у воспитателя – снежинка, у Королевы Книг – солнышко. Под музыку дети-птички бегают по группе, как музыка закончилась встают в хоровод. Зимующие – вокруг снежинки, перелетные – вокруг солнышка.

- Много на нашей Земле разных чудес: высокие горы, глубокие реки и моря. Но пожалуй самое большое чудо, это лес. Но в лесу мы всего лишь гости, а хозяева… Да вот и один из хозяев идет.

Музыкальная игра «У медведя во бору»

Дети с песней идут «гулять в лес», наклоняются за «ягодами» и «грибами», поют.

Дети: У медведя во бору

           Грибы, ягоды беру,

           А медведь лежит

           И на нас ворчит.

С окончанием песни Медведь просыпается, не спеша выходит из «берлоги». Дети быстро присаживаются и сидят, не шевелясь. Медведь смотрит во все стороны.

Медведь. Кто это поет? Спать мне не дает!

Медведь никого не замечает.

Медведь. Нет, нету никого

Возле дома моего.

Пойду опять в берлогу спать!

Медведь уходит. Дети встают и поют песню, собирая грибы и ягоды. С окончанием песни вновь появляется Медведь.

Медведь. Кто в лесу гуляет?

Кто мне спать мешает?

Дети быстро присаживаются, прячась от Медведя. Если кто-нибудь зашевелиться, Медведь берет его за руку и говорит:

Медведь. Кто в лесу гулял!

Кто мне спать мешал.

Пойманного Медведь уводит в берлогу. Дети подходят к дому Медведя.

Дети. Медведюшка, не тащи,

Медведюшка, отпусти.

Медведь. Так и быть, не потащу!

Так и быть, отпущу!

Пусть только спляшет.

Дети становятся в круг, пойманный пляшет, дети хлопают в ладоши (под запись музыки русской народной плясовой мелодии). С окончанием музыки Медведь со словами «А теперь берегись» ловит детей, которые убегают на стульчики.

- Вот теперь мы все знаем, кто в лесу настоящий хозяин. Это звери и птицы, которые там живут. Для того, что бы книги писателей были интересны их помогают издавать художники-иллюстраторы. Что они делают?

- Рисуют рисунки по содержанию произведений.

-А у нас на мольберте художник изобразил лес, только он какой-то неживой. Чего не хватает в нашем лесу? (Солнца, первых весенних цветов, птиц, животных). Давайте исправим ошибку художника, а поможет нам в этом наша Королева Книг.

Песня «Планета Каля-маля»

Дети в это время рисуют.

- Какая красивая картина у нас получилась! Лес ожил, задышал.

Чтение стихотворения «Живой букварь». В. Орлова

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И, при всей огромности,

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород –

Весь большой лесной народ –

Учит крепкой дружбе!

- Молодцы, ребята, знаете, как надо обращаться с животными, знаете, что обижать их нельзя, необходимо заботиться о них, помогать в трудную минуту.

- Ребята, а вы можете узнать произведения В. Бианки по отрывкам? (Да)

 -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Из какого произведения отрывок»

Дидактическая игра «Из какого произведения отрывок»

  1. «А Выпь стоит в камыше, вытянулась – тонкая-тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперед, взад-вперед.» («Первая охота»)
  2. «С перепугу гусеница лапки поджала да кувырк с листа – и полетела вниз. А Муравьишка на ней висит – крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то сверху – дёрг! И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.» («Как Муравьишка домой спешил»)
  3. «Чик сейчас же примчался в гнездо. Тут он услышал, как в одном яйце птенчик чуть слышно тукал в скорлупу слабым клювиком. Чирика осторожно помогла ему: надломила скорлупу в разных местах» («Красная горка»)
  4. «Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И пробила – большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.Вот они её хвалили, благодарили! Натаскали ей зерен, семечек разных.

– Живи с нами, никуда не улетай!» («Синичкин календарь»)

  1. «Выскочил кто-то из под кочки, взвился, залетел под самые облака.

Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты

дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает» («Кто чем поет»)

- Вот и подошло время прощаться, но мы еще не раз встретимся в Королевстве Книг с замечательными писателями-природоведами, которые расскажут нам о чудеснейшем чуде на нашей земле – о природе. А природа это растения и животные, леса и реки, поля и озера, птицы и рыбы, луга и деревья. Живя среди этого нельзя забывать, что…

Растение – земли украшение.

Рощи да леса – всему свету краса.

По лесу ходи - под  ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Под музыкальное сопровождение «Мир вам, люди всей земли!» дети строятся полукругом в центре зала.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В ручку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Систематизация знания у детей 6-7 лет о правилах поведения и общения в обществе (этикет), о понятиях морали и нравственности. Выполняются воспитательные задачи: научить детей анализировать ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Наш город»

Цель: способствовать формированию умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели дома  по схем...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детство начинается с кукол»

Цель: формирование представлений об истории создания кукол,  изготовленных из различных материалов,  через  интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной...