Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шандина Надежда Владимировна

Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего              

                                                  возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕЙ РАННЕГО ВОЗРА

Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего              

                                                  возраста.

В психологии есть понятие «возрастная норма», в соответствии с которым любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.

Развитие речи движений и голосового аппарата детей раннего возраста

Физическое развитие – это не только прибавка в весе и росте, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом, это продвижение ребенка  к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие будут помогать ребенку освоить эти умения и навыки, малыш будет быстрее развиваться. ( любое несоответствие в данном направлении возрастной норме, при условии, что ребенка обучают данному навыку, должно насторожить родителей, так как может являться следствием проблем со стороны нервной системы и требовать помощи специалиста ).

Сенсорное развитие - это основа познания мира. Ребенка постоянно интересуют вопросы: что это? какое оно? Ему очень важно знать, какого цвета солнце, трава и сотни других предметов и явлений. Большие они или маленькие, какой формы, можно ли их потрогать? Только получив ответы на эти вопросы, ребенок может представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать их качества – таким образом развивается человеческий разум (наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Но ребенок еще не готов сразу к такой сложной умственной деятельности. Пока ему нужно научиться различать цвета, определять форму предметов и их величину. Это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.

Мышление

ребенка в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Чтобы размышлять об объекте или явлении, сравнивать его с другими ребенку необходимо видеть его перед собой (наглядно), а еще лучше подействовать с ним – ощупывать, перебирать и т.д. (действенное).Поэтому н

Развитие пассивной речи. Ребенок усваивает названия предметов, игрушек, одежды и т.д., названия действий, с которыми часто сталкивается в повседневной жизни.

Развитие активной речи. Происходит в процессе общения, поэтому очень велика роль родителей в обучению ребенка чисто и правильно говорить.

Ребенок в этом возрасте активно осваивает грамматические формы, поэтому необходимо следить за правильным их употреблением в речи. Это такие формы, как: пространственные отношения (на, под, вверху, внизу); окончания существительных множественного числа; согласование глаголов.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Одной из характерных особенностей  раннего возраста (от 1 года до 3 лет) является формирование нового вида общения на основе интенсивного развития речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления, это не разрывный процесс.

Заметим, что имеются отличия в развитии речи мальчиков и девочек. Девочки, как правило развиваются быстрее, у них быстрее растет словарь  слов, они же сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков развивается позднее, сначала формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь, и воспользоваться ею следует как можно раньше.

Итак, что бы помочь ребенку в развитии речи с самого раннего возраста, давайте рассмотрим, несколько упражнений ниже.

Пока еще невозможно научить малыша подражать тем звукам, которые есть в нашей (взрослой) речи, можно научить его повторять за собой то, что уже умеет произносить он сам. "Ба-ба-ба", - лепечет малыш, и вы подхватывайте эти слоги. После некоторой паузы вы можете услышать их снова из уст ребенка. Лучшее время для такой игры - примерно спустя час после того, как малыш проснулся. Обязательное условие - его хорошее настроение.

Помните, что когда вы произносите звуки, которые нужно повторить, малышу должно быть хорошо видно вашу артикуляцию.

Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: "а-а-а", "у-у-у". Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился "переключать" движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам и комбинациям их.

Не перегружайте свою речь во время «уроков подражания»: «Сашенька, а ну-ка, скажи «а-а-а»...». Лишние слова лишь «затеняют» звук, повторения которого вы хотите добиться.

Сначала малышу будет непросто повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и впоследствии он сможет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было.

Самыми важными для развития речи движениями являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата младенца происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, сосет грудь и жуёт.

(Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже «искусственников», а те малыши, которых своевременно приобщили к твердой пище, говорят намного чётче сверстников, которых долго кормили протертой пищей и жидкими кашками. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата.)

Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

Чаще читайте малышу стишки, потешки. Главное, чтобы в них были простые и понятные слова, и чтобы были они ритмичными. Отстукивайте ритм ладонями или по ладошкам ребёнка, ногами, стучите по кроватке или барабаньте пальчиками по столу – неважно. Это упражнение закладывает в ребёнке чувство ритма, что поможет ему в заучивании стихотворений или в обучении музыке.

С помощью игрушек, предметов, картинок разыгрывайте сказки или импровизации, разговаривайте с малышом от имени игрушки, задавайте ему вопросы, давайте задания, побуждайте отвечать вам от имени другой игрушки. Можно даже показать домочадцам кукольный театр с помощью малыша, в котором ему будет отведена посильная роль. Такие упражнения вовлекают ребёнка в общение и развитие детской речи происходит легко и непринужденно.

Делаем речь фразовой. Чтобы малыш начинал разговаривать фразами из двух-трёх слов, можно поучить его этому. Допустим, показывая карточку, ребёнок называет: «Дом», а мы продолжаем: «Какой дом? Большой дом. Синий дом. Дом стоит. В доме окно, в доме – дверь». Задаём небольшой вопрос ребёнку. Если не отвечает – называем сами: «Что это? Да, это собака. Какая собака? Маленькая, мохнатая, весёлая собака. Что делает собака? Да, она бежит. Куда бежит собака? К щенкам?» Это упражнение готовит ребёнка к расширению фраз, учит «цеплять» слова друг за друга, что поможет малышу позже в развитии связной речи.

Если ребенок не разговаривает, но например что просит, и понимает значения этих предметов, проговаривайте вместо него все слова и названия предметов, со временем он все повторит.

Покажите домик, расскажите, что в этом домике живут мышка, она  пищит – пи–пи-пи; лягушка, она квакает – ква-ква, петушок кричит – ку-ка-ре-ку. Затем предложите ребенку постучать в домик и спросить: «Кто в домике живет?». Ответьте сами: «Там мышка живет. Как она пищит?» предложите ребенку повторить пи-пи-пи и т. д. Затем покажите сказку «Теремок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через народное творчество у детей раннего возраста

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда...

Развитие речи и артикуляционной моторики у детей раннего возраста в онтогенезе.

Для того чтобы ребёнок стал говорить, у него должны достигнуть определённого уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции. Это созревание анатомическое и ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружаю...

Конспект НОД по развитию речи по теме "Овощи" для детей раннего возраста

конспект занятия по развитию речи по теме"Овощи" для детей раннего возраста...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие,   с указанием игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста по развитию речи....

Статья на тему " Приёмы развития речи и стимуляция речевой активности детей раннего возраста ".

Одним из важнейших приобретений раннего возраста является овладение способностью говорить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельн...