Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников
статья на тему

Суржок Марина Эдуардовна

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника,  осуществятся в интеграции всех образовательных областей.   Чтобы проводить  работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. В нашем детском саду проводятся развлечения и праздники в народном стиле. Мы проводили такие как «Девичья коса, русская краса», «Праздник русского платка», «День рождение домового», «Капустные вечёрки», «Посиделки» и др.  Мы знакомим  детей с народными праздниками и обрядами –Масленица, Пасха, Троица.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzyka_kak_sredstvo_patr._vosp._doshkolnikov.docx28.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников».

                                 (из опыта работы)

Суржок Марина Эдуардовна

музыкальный руководитель

детский  сад №147 «Сказка» МО РФ

г. Хабаровск

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает

                                                          накопленное и сохранённое предшествующим

                                                      поколением, может любить Родину, узнать её,

                           стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации:

– чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

– исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство гражданственности и патриотизма,  отношение к тому месту, где ребенок живет.

Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности. Ее нужно поддерживать, поощрять, создавать условия для ее развития.

Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев.

Патриотическое воспитание неразрывно связанно с нравственным. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника,  осуществятся в интеграции всех образовательных областей.   В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Воспитательно-образовательный процесс в группах строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются  музыкальные развлечения и праздники. Кроме того я предлагаю воспитателям тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей интегрированной образовательной деятельности, как ее лучше преподнести.   Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Нравственно-патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками ДОУ.

Чтобы проводить  работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.  

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев.) 

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Я использую русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с удовольствием участвуют в них. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «народные инструменты», «народные песни и танцы».

В нашем детском саду проводятся развлечения и праздники в народном стиле. Мы проводили такие как «Девичья коса, русская краса», «Праздник русского платка», «День рождение домового», «Капустные вечёрки», «Посиделки» и др.  Мы знакомим  детей с народными праздниками и обрядами –Масленица, Пасха, Троица. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.

Также стало доброй традицией проводить неделю сказок в январе месяце, чаще всего это русские народные сказки, с музыкальным сопровождением. Здесь я использую как  произведения классиков, так и народную музыку.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми,    особенно  мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Праздник 23 февраля мы проводим каждый год, потому что у нас военный детский сад и много родителей военнослужащих. Это всегда торжественное мероприятие, которое я провожу в тесном контакте с инструктором по физкультуре. Она помогает мне в разучивании перестроений и подборе игр и эстафет. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.

 Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему  Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий  к памятникам, посвящённым борьбе с фашистами.  Использую я в своей работе несколько иную, но не менее, на мой взгляд, интересную и понятную  для  детей  тему  «Дети войны». Эта идея вдохновила  нас, педагогов,  на создания  презентации литературно-музыкальной композиции, которая несёт много интересной и познавательной информации для расширения и углубления знаний детей. При  подборе  музыкального репертуара учитывались не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и  сила воздействия  музыки, песен на  чувства  и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира. Дети поют песни о войне, танцуют танцы, смотрят видео. Большая роль здесь отводится воспитателям и той предварительной работе, которую они ведут перед праздником. Закрепляем знания детей, вывозя их в краеведческий музей и на площадь славы к вечному огню.

 Одним из этапов  нравственно-патриотического воспитания  является  использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.   Все дети любят своих мам.  Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми, играют в оркестре.

 В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с родным городом, краем их прошлым и настоящим, природой. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. В детском саду создан уголок с символикой: флаг России, флаг нашего Хабаровского края, герб, что облегчает знакомство детей с символикой. Дети совершают экскурсии по Красной речке, воспитательница нашего сада создала целый альбом по истории нашей Красной речки. И конечно знакомим с  родным городом.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Мы проводим день рождение города, чаще всего в форме путешествия по родному городу, мы выходим на разных остановках, осматриваем достопримечательности, поем, танцуем или играем, в зависимости от того места, где находимся.

В нашем детском саду создан мини-музей русской избы. Экспонаты постоянно пополняются, дети их могут видеть на занятиях. Часть занятий по ознакомлению детей с русским народным творчеством проводится в мини-музее.

Хочется отметить, что много атрибутов создаётся к праздникам и развлечениям, шьются народные костюмы. Мы сшили сарафаны, блузы и кокошники для девочек, а также косоворотки и картузы для мальчиков. В каждой группе у большинства детей есть свои костюмы для проведения русских народных праздников.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

По теме «Наша Родина – Россия» мы провели познавательные занятия и беседы «Колесо истории», «Русские богатыри», «Город, в котором я живу» с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях.

Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают  участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими.

Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе можно и нужно проводить на музыкальных занятиях  знакомя  детей с произведениями русских классиков,  музыкальным фольклором и творчеством  современных композиторов, пишущих для детей.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.

Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни,  а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

Литература:

  1. Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ» изд. «Учитель», 2007г.
  2.  Подшибякина С.Ю. «Хоровод круглый год» изд. «Учитель», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников".

Взаимосвязь в работе всех специалистов детского сада на сегодняшний день является очень актуальной. В статье раскрыта работа музыкального руководителя в тесном взаимодействии с воспитателем и педагого...

Консультация на тему: "Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников"

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей- вот главные идеи...

Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на...

Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на...

Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников

Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников...

Музыка, как средство патриотического воспитания дошкольников.

Консультация для музыкальных руководителей....

«Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на...