Мастер-класс "Там на неведомых дорожках"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Формирование пространственных и временных представлений – одни  из разделов программы по формированию элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста.   Работа по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми. Однако, учитывая недостаточность речевого развития, значительно больше уделяется внимания усвоению пространственно–временной  терминологии и  ее использованию в экспрессивной речи. 

Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры  и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 30 города Кызыла Республики Тыва

Мастер-класс

«Там, на неведомых дорожках»

Составила Дембирел В.В.

учитель-дефектолог МБДОУ №30

Кызыл 2015г.

Формирование пространственных и временных представлений – одни  из разделов программы по формированию элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста.   Работа по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми. Однако, учитывая недостаточность речевого развития, значительно больше уделяется внимания усвоению пространственно–временной  терминологии и  ее использованию в экспрессивной речи.     

Неполноценное речевое развитие дошкольников оказывает влияние на понимание и активное употребление ими словесных обозначений пространственных и временных отношений. Для детей с речевыми нарушениями   характерно:

- недостаточное понимание пространственно-временной терминологии;

- недостаточная дифференцированность;

- низкая  актуализация всех пространственно-временных  связей и отношений в экспрессивной речи.

       Дети  с нарушениями речи нередко и в старшем дошкольном возрасте недостаточно понимают и редко используют в своей речи  терминологию, которую должны были усвоить на более раннем возрастном этапе. 

 В связи с этим развитие пространственных и временных представлений, является составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.     

   

Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры  и упражнения.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

     Исследования показывают, что существует определенная последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми. Так, в младшем дошкольном возрасте дети должны понимать и стараться использовать во фразовой речи  следующие предлоги и слова: у, на, под, рядом, перед, вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева.

    В среднем дошкольном возрасте дети должны понимать значение слов и предлогов вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, далеко, близко, внутри, снаружи, к, от, по, до, из, в, около, тут, здесь, там, везде, всюду, повсюду, туда, сюда и стараться использовать их во фразовой речи.

     В старшей группе дети должны понимать значение слов сверху, снизу, наверх, с, среди, между, вокруг, напротив, над, ближе, дальше и стараться использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в процессе продуктивной деятельности и в быту.

     В подготовительной группе должны понимать значение слов из-за, из-под, через, вдоль, поперек и использовать их во фразовой речи.    

     Работа по формированию пространственных представлений у детей с  речевыми нарушениями начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела.  Эта работа включает в себя следующие направления:  

    - практическое овладение схемой собственного тела (верхних и нижних                                                                                                                            частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела),  асимметрии конечностей;

    -   практическое овладение схемой тела другого субъекта;

    - использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий.

     Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта можно использовать следующие игры и упражнения:  

     «Вот какие мы». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

   Наиболее эффективным приемом понимания и запоминания правой или левой стороны является надевание на руку не тугой резинки для волос. Это наиболее облегчит процесс запоминание и определения сторон.

На основе представлений о сторонах собственного тела и тела других объектов   проводится работа по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов.  В содержание данной работы входят следующие направления:

    - определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева);

    - определение пространственного положения своего тела относительно других предметов (перед столом, за шкафом, слева от окна);

    -  определение пространственного положения предметов относительно друг друга;

    - использование в активной речи  предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.

   

 Здесь можно использовать следующие игры и упражнения с использованием пенопласта и разрезных картинок:

1.«Живые вагончики»

Дети выставляют разрезные картинки в соответствии с инструкцией дефектолога, затем называют их пространственные позиции:

  1. «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»;
  2. «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки» и др.

C:\Users\DNS\Documents\Фото с телефона 19 марта 15год\20150320_114222.jpg

2. «Собери сказку» на примере сказки «Три поросенка»

     Перед ребенком – набор разрезных картинок, персонажей сказки. Ребенок выполняет инструкции и отвечает на вопросы по выполненным действиям: «Поставь Наф-Нафа рядом с деревом»; «Слева от него Нуф-Нуфа», «Рядом с Нуф-Нуфом Ниф-Нифа», «Неподалеку спрятался за деревом серый волк», «Расскажи, что ты сделал».

C:\Users\DNS\Documents\Фото с телефона 19 марта 15год\20150331_103105.jpg

 

3. «Дополни рассказ»

    Дефектолог расставляет на пенопласте разрезные картинки: посередине дом, перед нею дерево, под ним скамейка. Дети дополняют предложения, сказанные дефектологом, и расставляют предметы.

Вопросы:

- Дед вышел откуда? (из дома)

- И сел куда? (на скамейку)

- Под чем стоит скамейка? (под деревом) и т.д.

C:\Users\DNS\Documents\Фото с телефона 19 марта 15год\20150331_104742.jpg

4. «Составь картинку»

      Дефектолог предлагает поочередно выкладывать картинки соответственно инструкции: «В центре стоит домик, справа от дома растет дерево, под деревом растет гриб, слева от домика стоит собачья будка, собака расположилась между будкой и домиком и т.д.»; «Где, кто находится?»

http://cs623224.vk.me/v623224787/24f9b/0bXMK39FNZs.jpg

5. «Приключения Смайлика»

Цель: развивать умение вести диалог, четко и внятно задавать и отвечать на вопросы, упражнять в чётком произношении слов, воспитывать умение замечать настроение собеседника, развивать навык общения, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, пространственной ориентации.

Оборудование: пенопласт размером 40×35 см, толщиной 20 или 30 мм., разрезные картинки.

Ход игры. Диалог на тему: «Скоро наступит весна…».

Пример. Скоро наступит весна… Ранним солнечным утром проснулся наш веселый, задорный Смайлик. Умылся, позавтракал и решил навестить друга Смила. И дальше разворачиваем сюжет ….

C:\Users\DNS\Documents\Фото с телефона 19 марта 15год\20150331_112331.jpg

     Таким образом, развитию временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями  будут способствовать различные дидактические средства, наиболее эффективными будет использование разрезных, объемных картинок, выкладыванием на пенопласт, потому что, когда ребенок непосредственно выкладывает те или иные предметы, то наиболее успешнее он овладевает пространственными и временными представлениями.

C:\ВЕНЕРА АЖЫЛ\Воспитатель года 2016г\Фото для сайта\20150226_103949.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий физкультурного занятия сюжетного типа "Там на неведомых дорожках"

Игра и сказка сопровождают ребёнка на протяжении всего школьного детства. Сказки учат добру, пониманию.  Данное физкультурное занятие поможет детям погрузиться в мир сказки....

Конспект интегрированного занятия "Там ,на неведомых дорожках"

Развивать интерес к литературным произведениям,создавать художественные приёмы....

сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина

сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина...

Развитие речи. Тема: «Там на неведомых дорожках»

Программные задачи: Учить передавать характерные черты героев сказок с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли. Побуждать к высказываниям в виде полных предложений. Спос...

Занятие: «Там на неведомых дорожках».

Занятие по ознакомлению с окружающим, область познание....