«Развитие познавательного интереса в патриотическом воспитании»
статья (старшая группа) на тему

Лукьянова Светлана Геннадьевна

Обмен опытом   «Развитие познавательного интереса в патриотическом воспитании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обмен опытом28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательного интереса в патриотическом воспитании».

Воспитание патриотизма – это важнейшая педагогическая задача нашего времени. В программе воспитательной работы, которую реализуем второй год, важное место отводится  направлению, которое называется «Нравственно-патриотическое воспитание».

     Нравственно-патриотическое воспитание,  несомненно, вносит свой весомый вклад в формирование тех качеств детей, которые необходимы социализации дошкольников.

Целью своей педагогической деятельности считаем формирование ребенка как свободной, творческой, духовно-нравственной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией.

Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа к его великим корням, к таким вечным понятиям, как род. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: непосредственно образовательной, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной – в играх, в труде, в быту, в педагогических ситуациях. В ходе реализации этих задач мы помогаем формированию у ребенка не только патриотических чувств, но и его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работая с детьми, мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы изучили возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста и определили задачи и содержание работы.

При разработке методики учитывалось, что необходимым условием является взаимосвязь разных задач, условия фронтального и индивидуального воздействия, а также игровые формы для обобщения и закрепления полученных знаний.

Целями работы с детьми по приобщению к истокам русской культуры являются:

Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу, учитывая следующие педагогические условия:

        Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор, народно – прикладное искусство), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций русского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

  Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике, от близкого к далекому, от любви к родителям, к детскому саду к улице, к городу до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным краем следует начать с ближайшего окружения ребенка -  с улицы, на которой находится детский сад, и улицы, на которой живет ребенок, с объектов расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса посредством экологического воспитания в детском саду.

    Материал Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием 2012г."Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраст...

«Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания»

Современное общество нуждается в  личности, способной к познавательной деятельности, к проявлению   инициативности и творчества.Проблема развития  дошкольника, подготовки его к шко...

Развитие познавательного интереса к родному краю, как основа патриотического воспитания дошкольников

Обмен опытом "Развитие познавательного интереса к родному краюкак основа патриотического воспитания дошкольников"...

Общение как средство развития познавательной активности в патриотическом воспитании детей.

Проект по развитию общения детей со сверстниками на основе знаний о родном городе (посёлке)...

«Посткроссинг, как средство патриотического воспитания и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

ПОСТКРОССИНГ  – проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого обмена информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен пись...