Главные вкладки

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЮЖЕТАХ СКАЗОК ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ »
    методическая разработка по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

    Пересыпкина Надежда Николаевна

    «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.

    Сказка – универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для нас, воспитателей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЮЖЕТАХ СКАЗОК ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ »

    Мир детства невозможно представить без  сказки.   «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», — писал А. В. Запорожец.

          Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть — это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.

           Роль взрослого  – поддержать интерес детей. Обучая маленького  ребёнка в процессе игры в сказку,  мы стремимся  к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

    Я предлагаю  цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации для повышения мыслительной активности детей  дошкольного возраста  при формировании математических представлений .

    В гостях у «Репки».

    «Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка», — сообщает педагог, — посмотрим сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счёту, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришёл тянуть репку сначала, кто потом.

    Заканчивая игру, педагог обобщает знания детей: «Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия «раньше», «позже», «перед», «за» … (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счётом».

    В гостях у « Красной Шапочки».

    Закрепление понятия «столько же», «сколько…». Педагог предлагает помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик

    мишка, лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придёт гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.

    Другой вариант: Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами —2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?

    В гостях у « Золушки».

    Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этаже дома повесила по огромному замку, но дети должны помочь освободить бедную Золушку, но для этого им необходимо выполнить задания, записанные на замках.

    В гостях у «Дюймовочки»

    Дети помогают распуститься «волшебному» цветку, а для этого они решают примеры и, решив его, отгибают каждый лепесток. На цветке появляется Дюймовочка. Дети должны при помощи мерки узнать рост девочки и начертить отрезок. Чтобы спасти её от страшных жаб, дети должны определить закономерность расположения геометрических фигур и продолжить мостик.

    Решая задачу, дети узнают, сколько зерна требуется мышке на зиму. А чтобы провести Дюймовочку по лабиринту крота, необходимо решить круговые примеры. Далее выполняя задание, дети помогают Дюймовочке добраться до страны эльфов.

    В гостях у «Колобка»

    Работая над данным текстом, дети пытаются ответить на следующие вопросы  и задания: «Сколько зверей встретил колобок? Помоги колобку посчитать, сколько раз он смог уйти? Кого он встретил первым? Последним?…».

    В гостях у «Золотой рыбки»

    Дети решают задачи с недостающими данными. «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Пошёл старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришёл невод с тиною морскою. Ещё раз закинул старик свой невод, пришёл невод …рыбками морскими. И последний раз закинул он невод. Пришёл невод, а там ещё 4 морские рыбки. Сколько всего морских рыбок поймал старик? Сколько раз старик закинул свой невод?

    В решении задач формирования математических представлений у детей с дошкольного возраста использую сюжеты различных сказок: «Морозко», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Золотой ключик», «Иван Царевич и серый волк», «Конек-горбунек», «Царевна лягушка», «Илья Муромец и соловей разбойник» и т.д.

    Литература

    Будникова B.C. Сюжетные уроки. М., 2000

    Есырева Л.А. Учить играя. СПб., 2000

    Захарова СИ. Математику учим в игре. М.,2001

    Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1998

    Шаталова Е.В. Использование малых форм фольклора в обучении математике. М., 2003


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных методов аппликации и рисования при работе с детьми дошкольного возраста.

    Использование нестандартных подходов к организации изобразительной деятельности- повышает мотивацию ребенка; - развивает мелкую моторику пальцев рук;- раскрывает творческий потенциал;- уско...

    презентация "Виды сказок в работе с детьми дошкольного возраста"

    в презентации представлены виды сказок, возрастные характеристики восприятия сказки детьми, приемы работы со сказкой. материал будет полезен при проведении консультаций, педсоветов....

    Использование нетрадиционных методов и форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ «Мы умные, активные, спортивные»

    Цель проекта:-Основная цель – снижение заболеваемости детей.-Охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.-Профилактика различных заболеваний путём использования игрового специального ...

    Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

    Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей,  позволяющие насытить дополнительное обр...

    Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста

    Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес...