«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЮЖЕТАХ СКАЗОК ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ »
методическая разработка по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Пересыпкина Надежда Николаевна

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.

Сказка – универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для нас, воспитателей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЮЖЕТАХ СКАЗОК ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ »

Мир детства невозможно представить без  сказки.   «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», — писал А. В. Запорожец.

      Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть — это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.

       Роль взрослого  – поддержать интерес детей. Обучая маленького  ребёнка в процессе игры в сказку,  мы стремимся  к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Я предлагаю  цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации для повышения мыслительной активности детей  дошкольного возраста  при формировании математических представлений .

В гостях у «Репки».

«Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка», — сообщает педагог, — посмотрим сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счёту, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришёл тянуть репку сначала, кто потом.

Заканчивая игру, педагог обобщает знания детей: «Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия «раньше», «позже», «перед», «за» … (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счётом».

В гостях у « Красной Шапочки».

Закрепление понятия «столько же», «сколько…». Педагог предлагает помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик

мишка, лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придёт гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.

Другой вариант: Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами —2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?

В гостях у « Золушки».

Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этаже дома повесила по огромному замку, но дети должны помочь освободить бедную Золушку, но для этого им необходимо выполнить задания, записанные на замках.

В гостях у «Дюймовочки»

Дети помогают распуститься «волшебному» цветку, а для этого они решают примеры и, решив его, отгибают каждый лепесток. На цветке появляется Дюймовочка. Дети должны при помощи мерки узнать рост девочки и начертить отрезок. Чтобы спасти её от страшных жаб, дети должны определить закономерность расположения геометрических фигур и продолжить мостик.

Решая задачу, дети узнают, сколько зерна требуется мышке на зиму. А чтобы провести Дюймовочку по лабиринту крота, необходимо решить круговые примеры. Далее выполняя задание, дети помогают Дюймовочке добраться до страны эльфов.

В гостях у «Колобка»

Работая над данным текстом, дети пытаются ответить на следующие вопросы  и задания: «Сколько зверей встретил колобок? Помоги колобку посчитать, сколько раз он смог уйти? Кого он встретил первым? Последним?…».

В гостях у «Золотой рыбки»

Дети решают задачи с недостающими данными. «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Пошёл старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришёл невод с тиною морскою. Ещё раз закинул старик свой невод, пришёл невод …рыбками морскими. И последний раз закинул он невод. Пришёл невод, а там ещё 4 морские рыбки. Сколько всего морских рыбок поймал старик? Сколько раз старик закинул свой невод?

В решении задач формирования математических представлений у детей с дошкольного возраста использую сюжеты различных сказок: «Морозко», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Золотой ключик», «Иван Царевич и серый волк», «Конек-горбунек», «Царевна лягушка», «Илья Муромец и соловей разбойник» и т.д.

Литература

Будникова B.C. Сюжетные уроки. М., 2000

Есырева Л.А. Учить играя. СПб., 2000

Захарова СИ. Математику учим в игре. М.,2001

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1998

Шаталова Е.В. Использование малых форм фольклора в обучении математике. М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов аппликации и рисования при работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартных подходов к организации изобразительной деятельности- повышает мотивацию ребенка; - развивает мелкую моторику пальцев рук;- раскрывает творческий потенциал;- уско...

презентация "Виды сказок в работе с детьми дошкольного возраста"

в презентации представлены виды сказок, возрастные характеристики восприятия сказки детьми, приемы работы со сказкой. материал будет полезен при проведении консультаций, педсоветов....

Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес...

Дидактическое пособие «Музыкальный чемоданчик-Развивайка» для работы с детьми дошкольного возраста до 7 лет.от 1,5

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. ...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСухова Ольга Николаевна, Лихошертова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа ...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...