«Использование социо-игровых приёмов в обучении дошкольников».
статья (младшая группа) на тему

Мы привыкли, что в детских садах нужно что-то формировать, чему-то учить, в лучшем случае – нечто развивать. Задача сохранить и сберечь то самобытное и непосредственное, что возникло в детстве – редко принимается всерьез.
Если же признать такую задачу приоритетной, то меняется и образ желаемых перемен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Использование социо-игровых приёмов в обучении дошкольников».


Мы привыкли, что в детских садах нужно что-то формировать, чему-то учить, в лучшем случае – нечто развивать. Задача сохранить и сберечь то самобытное и непосредственное, что возникло в детстве – редко принимается всерьез.
Если же признать такую задачу приоритетной, то меняется и образ желаемых перемен.

  • Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.
  • Открыть широкий путь игре.

В социо-игровой технологии дети – то разделяются на небольшие компании, то разбегаются по комнате в поисках чего-то спрятанного, то собираются в общий круг; то размахивают руками, то вспоминают стихи, то устраивают диспут; то задумываются и шепотом советуются, то хором шумят, то рассаживаются за столики и что-то чертят; то обсуждают происходящее у доски, то расходятся в разные стороны – и полгруппы займутся лепкой, а полгруппы обсуждением за круглым столом познавательных вопросов. При этом занятия испещрены по формированию математических представлений, развитием речи, гимнастикой, ориентировкой в пространстве, развитием мелкой моторики... Но происходящее  трудно назвать игровым обучением; идёт себе жизнь вперемешку с игрой – а в ней бесчисленное множество обучающих элементов растворяется. Воспитатель следит, чтобы дети не успели устать, предлагает (подбрасывая очередные выдумки) новый вид деятельности. Мы убеждены, что ситуация игры и возникает из необычного сочетания разнохарактерных усилий. Дело для головы соединяется с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка – из изобилия дел образуется игра.
Сущность социо-игровых подходов авторы социо-игровой педагогики видят в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности.
Основная цель – это дружеские связи детей, их склонность действовать совместно, желание и умение сотрудничать, закрепление дружественно-делового стиля общения.
В большой группе все дети друг другу известны, но не все близки между собой. А среди приятелей ребёнок привыкает признавать мнение своего ближайшего окружения и поддерживать его, согласовывать свои стремления с действиями товарищей. Вот ребята разбежались между столами, разыскивая спрятанные фрагменты картинок. Теперь они будут собираться в группы случайным образом – с теми, кому попались кусочки той же картинки.
Работая в случайных группах, ребята тренируют свое умение входить в деловой контакт с известными, но недостаточно близкими людьми. Дистанция между детьми уменьшается, они находят подходы друг к другу, открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела.
Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими детьми это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми детьми даже негативно.
Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными способами объединения в малые группы. Формирование малых групп может идти по разным направлениям:

  • спонтанные детские объединения (когда дети играют в каких-либо группах и в них же переходят к занятию);
  • по половому признаку;
  • по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);
  • по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (когда дети выбирают сами или воспитатель задаёт определённый признак);
  • по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);
  • путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок по общему делу (когда каждый ребёнок делает своё дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы);
  • по общему развитию (он самый продуктивный);
  • по темпу выполнения (быстрым детям даём задания труднее и тем самым выводим их на более высокий уровень развития);

Выбор способа объединения детей в группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп. При объединении детей в “компании” они могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Кроме развития интеллектуально-мыслительной деятельности при такой организации занятий происходит и коммуникативное развитие.Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр:  

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает»,  «Куулгазындукузуни» и др.

Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны», «Адарулар»и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные», «Кёлёткё» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «Тун - туш» , «Анчы- элик» др.

Таким образом, социо-игровая технология – это игры и занятия в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков, самоорганизации у дошкольников, а также позволяют повысить уровень познавательных и творческих способностей у дошкольников.

Список литературы.

Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.

Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.

Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. - Красноярск, 1999. - 221 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....

Использование социо-игровой технологии, как средства создания оптимальных условий для развития познавательных действий дошкольников

Социо-игровая технология  способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества в современном обществе, как самостоятельность, инициативность, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий «Задания Матушки-Зимы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группес использованием социо-игровых технологий         &l...

Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками

Социо-игровая технология Ключевые компетенции дошкольного возраста • Инициативность • Исследовательская активность • Умение работать в коллективе • Реализация собственного оригинал...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИО – ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстника...

Сценарий методического объединения "Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками"

Сценарий методического объединения "Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками" для педагогов ДОУ....

Тема: «Задания Матушки-Зимы» Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий

Тема: «Задания Матушки-Зимы»Конспект организованной  образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе с использованием социо-игров...