"Воспитание любви к родному городу"
консультация на тему

       Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Воспитывать чувство гордости за свой город. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_gorodu.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Воспитание любви к родному городу»

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям.

Воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано руками дедушек и бабушек, мам и пап, к их труду, ко всему, что их окружает, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, на территории детского сада.

         Возникла идея построить воспитательно-образовательный процесс по духовно- нравственному  воспитанию дошкольников, так чтобы в процессе получения знаний о родном крае, у детей развивалась любознательность, образное мышление, воспитывалась познавательная активность, развивалась любовь к Родине.

Задачи:

1. вызывать интерес и внимание к окружающему миру;

2. развивать любовь к своей семье, своему городу, краю, родной стране;

3. воспитывать художественный вкус детей посредством  устного народного творчества;

4. способствовать обогащению знаний по духовно–нравственному воспитанию и претворять их в жизнь;

5. любить природу родного края, русские сказки, красоту жизни;

6. расширять представления детей о труде людей, о защитниках отечества;

7. использовать в работе фольклор, геральдику Белгородской области, России;

8. закреплять умение использовать знания в окружающей жизни;

        Были внесены значительные изменения в предметно развивающую среду группы, пополнив ее специфическими материалами: карта России, карта Белгородской области, геральдические символы страны и города, собраны альбомы с видами города Губкина, игровой материал, альбом с фольклором Белгородской области, книжки - раскраски. Продумана и систематизирована работа с родителями.

          Следующей задачей, было отобрать из массы впечатлений, полученных ребенком, наиболее доступные ему: отношение к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. В процессе НОД «Дружная семейка» дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о том, как они помогают дома родителям, какие обязанности у них есть по дому, как ласково обращаются друг к другу. Дети пришли к выводу, что в семье все любят и заботятся друг о друге. Для закрепления полученных знаний о семье с детьми была проведена беседа «Что такое генеалогическое дерево?» во время которой они с помощью небольших фотографий составляли контур генеалогического дерева и закрепляли знания о том кто кем кому приходится.

          Любой край, город, даже деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и быт. Подбор соответствующего материала позволил сформировать у дошкольников представления, чем славится родной край: своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Собираясь на экскурсию к памятнику академику П.П.Лазареву с детьми была проведена беседа «Памятники и поведение при их посещении». Во время беседы дети узнали о том,  как правильно идти к памятнику и закрепили правила дорожного движения. Непосредственно во время экскурсии к памятникам (П.П. Лазареву, И.М.Губкину,  Памятнику погибшим воинам)  дети уточняют и дополняют свои знания о родном городе. У них воспитывается чувство патриотизма и любви к родному городу. Ведь когда дети идут на экскурсию к какому-то определенному объекту - они знакомятся со всем окружающим миром. Дети повторяют названия улиц, по которым проходят, обращают внимание на красоту родной природы в разные времена года. Они видят все культурные объекты города на близлежащей территории. Такие знания дети  конечно получают во время НОД, но так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление: они лучше запоминают то, что видят в натуральном виде. Идут на экскурсию и видят как трудятся взрослые, для того чтобы наш город был таким красивым. Наблюдая за трудом взрослых, каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

        Воспитывая у детей любовь к своему родному городу подводим их к пониманию того, что наш город - частица Родины, поскольку во всех местах больших и маленьких есть много общего:  повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных, шахтеры добывают руду; и т.д.). Для закрепления этих знаний с детьми проводилась игра «Расскажи про свой город», на которой каждый ребенок по картинке рассказывал о профессии, для чего она нужна, что делают люди той или иной профессии. Так же уточняется место в городе, где работают люди той или иной профессии. Чем больше знаний получает ребенок на занятиях, экскурсиях, наблюдениях, тем легче ему было играть в эту игру.

           С  детьми прошли праздничное развлечение «Праздник Победы», экскурсия к братской могиле, тематическая беседа «Наши ветераны» где детям в доступной форме рассказали о Великой Отечественной Войне, о людях, защищавших наш мир, наш город.

          Таким образом, решая задачи патриотического воспитания, работа строится в соответствии с местными условиями, учитывая следующие принципы:

- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

       Для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо интегрировать темы  НОД:  «Ребенок и окружающий мир», «Художественное творчество», «Музыка». Чтобы закрепить знания, полученные детьми на НОД, во время наблюдений, экскурсий, обращались к книге, рассматривали альбом с иллюстрациями. В группе подобран достаточный материал книг, альбомов, фотографий. Дети в своей самостоятельной деятельности могут использовать весь этот материал. Они с удовольствием играют в дидактические игры «Собери герб, флаг» -самостоятельно складывают изображение герба и флага, уже не опираясь на образец; «Кто живет в лесу» - обобщают знания о животных России и нашего края; «Заколдованный город» - где по схематичному изображению узнают здания или другой объект; «Узнай, где я нахожусь».  Детям нужно самостоятельно подробно описать объект, не называя его.  Очень хорошим методом является  зарисовка детьми наиболее понравившейся темы.  Дети часто рисуют свою семью,  город, с большим удовольствием пользуются тематическими раскрасками.

        Следующим этапом работы было знакомство детей с устным народным творчеством. Читая  детям  пословицы, загадки, поговорки, мы подводим их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несет в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, к Отечеству: «С родимой земли - умри не сходи»,   «Храбрость города берет»,  «Жизнь отдай, а тайны не выдавай», «Видна птица по полету» и многие другие.

          Дети очень любят отгадывать загадки. В группе подобран материал с Белгородскими загадками. Для детей средней и младшей группы они были еще не очень понятны, но сейчас ребята отгадывают их быстрее, так как лучше развито логическое мышление.

          Такой вид, как заклички, дети используют в развлечениях, таких как «Рождественские колядки», «Прилет птиц», «Весна – красна», «Лето красное» Этот вид народного творчества детям очень нравится.

         Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является физкультурно-оздоровительная работа. Поэтому в группе собран интересный материал по русским народным играм. Игры - своеобразная школа для ребенка.  В них удовлетворяется жажда действия: предоставляется обильная пища для работы разума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за справедливость. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков,  их быте, труде. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Ценность этих игр заключается еще и в том, что игры очень хорошо развивают речь детей, умение петь. В играх используются русские считалочки.

В народных играх фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц.

        На НОД и вне занятий знакомили детей со сказками русского народа. Русские народные сказки раскрывают традиции народа, глубокую почтительность и уважение к старшим, доброту и отзывчивость.

Дети с интересом слушают рассказы М.Пришвина, замечательные рассказы В.Бианки, стихи А.С.Пушкина. Эти произведения приближают ребенка к природе, заставляя глубже задуматься над происходящими в ней явлениями, помогают устанавливать простейшие связи и взаимозависимость. Каждое произведение содержит глубокий воспитательный смысл.

       Для детей старшей возрастной группы запланирована игра - викторина «Знай и люби свой край», на которой дети сначала поделятся своими знаниями о растениях, растущих в нашем крае, а также о занесенных в Красную книгу Белгородчины. Во втором задании рассказывают о животных и птицах. В третьем задании дети расскажут все, что знают о лесе, о поведении в лесу. Задание 4 - дети рассказывают о лесных ягодах и деревьях, растущих в лесах нашего края. Затем проходит беседа о грибах. Победителям раздаются жетоны. В конце викторины дети решили  кроссворд и повторили правила друзей природы. Животным, растениям, птицам дали  клятву о вечной дружбе с ними.

          Очень важным условием патриотического воспитания, воспитания любви к родному краю является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, любви к родному краю не считаются важными, и зачастую лишь недоумение.

         На тематическом родительском собрании родители тоже с интересом слушали считалки, пословицы, заклички. Они вернулись в мир детства. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Традиции - хранители народной патриотической культуры.

         Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания может оказать действующий на базе детского сада Музей патриотического воспитания. Музей - это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании. Создавать мини - музей в группе нам помогали родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина – город или деревня, где он родился. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии и...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Воспитание любви к родному городу как часть патриотического воспитания

Патриотизм  - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника.  Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления ...

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формиро...