Развитие слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Марковцева Татьяна Петровна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию слухового  восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кс15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Развитие слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от того ,как прошло их раннее детство-начало жизни .Ранний период жизни малыша во многом зависит от взрослых ,воспитывающих его.

Звучат ли материнские колыбельные песни , потешки , прибаутки-здесь и происходит непроизвольное слуховое сосредоточение. Проводилось ряд методических научных работ с записывающей аппаратурой и было выявлено , что влияние в раннем детстве фольклора повышает зрительно-слуховую ориентировачную  активность.А напевность ,звучность ,повторяющая особенность ( «ой качи-качи» , «баю-бай» , «ду-ду-ду» , «тики-так») вызывает у ребенка положительные эмоции ,восклицания позволяет устанавливать двусторонний контакт. Звучный речевой поток ребенок выделяет среди других  сигналов ,т.е. оказывает предпочтение речи .То, что заложено в раннем детстве , в дальнейшем выступает как  «матричная» система ,позволяющая ориентироваться на зону ближайшего слухового восприятия.

С 1,5 до 3 лет у детей бурно развивается звуковая сторона речи : голосовой и артикуляционный аппарат, звукопроизношение ,слуховое восприятие .Для того ,чтобы обеспечить хорошую ,четкую ,правильную интонационную речь ,следует с раннего детства проводить работу с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи должно осуществляться путем систематического и постоянного общения со взрослыми .Главная задача на первом этапе-развивать слуховое восприятие и органы артикуляционного аппарата .Как дать понять ребенку, что звук –зто еденица речи. Звуки-то звучат по разному и это вряд ли будет понятно ребенку ,а если непонятно, то и неинтересно.

Развивать слуховое восприятие можно в игровой форме. Например: над ширмой расположить знакомые ранее предметы и дать послушать как звучат (деревянная матрешка, металлический предмет) , дать возможность ребенку самому угадать. Далее обыграть это же со знакомыми инструментами (дудочка, колокольчик, пианино).

В дальнейшем для развития восприятия игру усложнить .Можно ввести голоса животных, птиц .В этом варианте игры взрослый должен спросить : «Как говорит лошадка (и-го-го) , мышка (пи-пи) ,котик (мяу-мяу) ,корова (му-му).Усвоив звуки игру провести наоборот : «Как зовет корова?(лошадка, собака). Способность к звукоподражанию-одна из особенностей детей и ее следует использовать. Разработаны и установлены правила последовательности работ со звуками. Предлагается знакомить детей аналогично с шестью гласными звуками а ,о ,у, ы ,э. А далее с согласными б, п, м, в, ф ,т, д, н, к ,г, х ,с ,з, ц. Вначале учат произносить губно-губные звуки (м ,б, п) ,затем губно-зубные (в ,ф) , переденязычные (н ,д, т) ,заднеязычные (к ,г, х).

Четкое овладение произношение звуков (о  ,у) во многом обуславливает появление шипящих звуков (ш, ж ,ч ,щ) и сонорных (р, л).

Воспитание звуковой культуры- это не только отработка правильного произношения .При отработке звукопроизношения совершенствуется слух , речевое дыхание , темпы речи , сила и высота голоса ,дикция.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа :

1.Подготовка артикуляционного аппарата ;

2.Уточнение и произношение звука ;

3.Закрепление звука в словах и фразовой речи.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять перед  зеркалом , но ребенок с удовольствием копирует и движение (показ) взрослого. У взрослых артикуляция –автоматизированный навык , а ребенку через зрительное восприятие необходимо обрести автоматизм ,постоянно упражняясь , «Кто умеет смеяться» , «Слижем варенье с нижней губы» .Заниматься лучше ежедневно по 5-10 минут.

На втором этапе уточнение и произношение звука. Здесь звук лучше связывать с определенным образом : (у-у-у) –гудит паровоз , (а-а-а) –плачет малыш. Можно использовать игры типа ; «Занимательный кубик» , «Оживление игрушки».

Слудующий этап –это отработка звука в словах , которые по своей слоговой структуре не представляют трудностей для произношения с открытыми слогами (коза, бумага) или односложные (кот , дом).Отработка слов через чистоговорки ;

Са-са-са- к нам летит оса.

Су-су-су –не боюсь я осу. Здесь уже идет закрепление произношение звука в словах и фразовой речи.

Маленькие дети часто говорят тихо или крикливо , не умеют говорить шепотом. Развитию речевого аппарата  способствуют упражнения , в которых звуки или звукоподражания произносятся с различной громкостью.

На всех занятиях должны быть иллюстрированные картинки , названия которые  легко произносил бы ребенок ,для инсценировки различные игрушки. Главное заинтересовать , увлечь детей в мир звуков.

Не следует забывать и об индивидуальных особенностях. Доброжелательно , корректно исправлять ошибки ,пресекать передразнивания. Повышать интерес ребенка к окружающей и собственной речи требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальные инструменты в развитии слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые, коллеги! Данная консультация представляет собой семинар - практикум для педагогов детского сада. В ней разработана таблица разных видов музыкальных интсрументов, а также есть описание музык...

Развитие слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и упражнения

Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия и фонематического слуха помогают эффективно развивать связную речь у дошкольников. А. Томатис доказал, что ухо не только воспринимает ...

статья по музыкальному развитию Концепция развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки

АнотацияСатья посвещается музыкальных способностей у детей младшегодошкольного возраста . Автор раскрывает задачи , формы и методы развитие музыкальных способностей у детей....

Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".

Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...

Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, определения наличия или отсутствие звуков в слове, местоположени...