Реализация коммуникативных технологий в УМК по татарскому языку
консультация на тему

Фатхутдинова Зубайда Яхиновна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zubayda.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №32»

Консультация для педагогов

Реализация   коммуникативных технологий

                                         в УМК по татарскому языку

Составила воспитатель по обучению татарскому языку

Фатхутдинова Зубайда Яхиновна

г. Нижнекамск

2015 г.

   Одним из актуальных вопросов татарской лингвометодики  является  внедрение в учебно - образовательный процесс средств обучения и воспитания, имеющих коммуникативную направленность  и отвечающих современным стандартам.

   В детском саду обучение татарскому языку включает в себя овладение основными видами  речевой  деятельности – аудированием, говорением. Весь  процесс  строится с учетом принципов  практической направленности обучения, активной речевой деятельности. Темы для развития связной речи, представленные в программе, выбраны с учетом познавательно-коммуникативных интересов детей и направлены на информирование детей о национальных традициях, культуре и искусстве.

    Для  успешного освоения основных видов речевой  деятельности на татарском языке  разработаны  учебно-методические комплекты. УМК по обучению русских детей татарскому языку «Татарча  сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» (рук. Зарипова З.М.); по обучению детей-татар родному языку «Туган телдә сөйләшәбез» (рук. Хазратова Ф. В.) применяются в нашей средней группе и включают в себя  методическое руководство для педагога, рабочую тетрадь для работы детей. Они направлены на решение следующих задач:

 – развитие и совершенствование навыков употребления лексико-грамматических единиц в устной  речи;

– привитие умений последовательно передавать свои мысли при общении на татарском языке;

– практическое усвоение и систематизация лингвистических знаний: фиксированное словесное ударение, временные формы глагола; склонение имен существительных с аффиксами принадлежности, послелоги и послеложные слова;

– приобретение необходимого словарного запаса за счет изучения активной лексики по предложенным темам;

– пробуждение у детей интереса и положительной мотивации к изучению татарского языка;

– приобщение учащихся к духовной культуре татарского народа.

    Таким образом, УМК предстает как подсистема, обусловленная целями и содержанием учебного предмета, методами и средствами обучения и педагогическим процессом, которая направлена на формирование у дошкольников коммуникативной компетенции.

     При изучении татарского языка дети овладевают определенным уровнем коммуникативных умений в устной речи, а также навыками говорения на изучаемом языке с учетом конкретной ситуации общения.

    Так как формирование лингвистической компетенции предполагает, в первую очередь, практическое усвоение  языка, для этого необходимо в правильно организовать изучение языкового материала. Как показывает опыт, следует использовать упражнения, направленные на выработку умений употреблять языковые единицы в диалогической или монологической речи.

   При изучении татарского языка помимо лингвистической компетенции, учащиеся овладевают и социолингвистической компетенцией, которая предусматривает формирование способности к речевому общению в соответствии с определенной коммуникативной ситуацией. С этой целью в УМК даны образцы диалогов, в которых представлены наиболее употребительные в татарской речи грамматические структуры, выражения, необходимые для ведения разговора. Они представлены в рубриках:

1) «Давайте поговорим»; 2) «Говорим по-татарски»; 3) «Образцы татарского речевого этикета» и т.д. Любой воспитатель может использовать их в различных целях, например, для выразительного чтения диалога по ролям; заучивания наизусть; составления диалога по аналогичной ситуации т.д. Прилагаются также  многочисленные ситуативные задания, направленные на развитие навыков диалогической речи. Эта компетенция предусматривает формирование у дошкольников способности логично, последовательно и убедительно излагать свои мысли на татарском языке по заданной ситуации или изученной теме.

    Необходимо помнить, что следует учить детей пользоваться вербальными и невербальными средствами общения. К вербальным средствам мы относим употребление синонимичных форм; обращение к собеседнику с просьбой о помощи оказания содействия в выборе нужных языковых форм и т.д. К невербальным средствам общения относятся жесты, мимика, интонация, смысловые паузы и т.д. При составлении диалогических и монологических высказываний дети должны научиться использовать и эти средства общения, чтобы их речь носила живой характер и была близка к реальному общению. С этой целью  предлагается  использовать ситуативные задания, как можно больше приближенные к условиям реального общения. Например, куклы в гостях у нас, в гостях у бабушки, дедушки и т.д.

  Заучивание наизусть и воспроизведение  диалогов, содержащихся в УМК, помогает детям  практически усвоить различные реплики, необходимые для ведения разговора на татарском языке (вопрос, переспрос, повторный вопрос, согласие, несогласие, просьба, предложение, удивление, радость и т.д.).

    Необходимо  шире использовать коммуникативно-ориентированные технологии, которые предполагают создание ситуаций инициативного общения. Они делают знания, необходимые для усвоения, личным достоянием каждого ребенка, без которых он не сможет удовлетворить свои потребности в речевом общении. Поэтому главным при использовании таких технологий являются моделирование и реализация ситуаций, стимулирующих речевую инициативу учащихся.

    Система обучения говорению в различных коммуникативных ситуациях, представленная в УМК, состоит из нескольких этапов. Например, обучение диалогической речи необходимо организовать в следующей последовательности знакомство с диалогическим образцом и воспроизведение его вслед за взрослым;  составление диалога  по образцу или заданной схеме; развертывание реплики; замена тех или иных реплик; продолжение диалога по данному началу и т.д. Что касается монологической речи, то используются такие формы, как составление связного высказывания по заданной теме или предложенной ситуации: описание, сравнение, пересказ прослушанного или прочитанного, составление рассказа по рисунку, по образцу, по плану, по данному началу т.д. При этом важно научить выражать свое отношение к теме сообщения и отстаивать свое мнение логично и последовательно излагать свои мысли.

   Вся  работа  по  реализация   коммуникативных  технологий  в  УМК  по татарскому  языку в нашей группе осуществляется по нескольким направлениям:

1.Работа с родителями.  

  Консультации для родителей:

1) «Обучение детей государственным языкам»;

2) «Методика проведения занятий с русскоязычными детьми, используя УМК»;

3) «Развитие ребенка в билингвальной семье» (игры по обучению детей государственным языкам);

4) «Изучаем татарский язык – играючи»;

5) «Бергәләп уйныйк» (практический материал по УМК для педагогов и родителей).

6) Использование интернет – ресурсов по УМК для детей всех возрастов.

  Ознакомление родителей с работой в  тетрадях для русскоязычных детей и детей татарской национальности.

  Показ открытых мероприятий, занятий с использованием УМК для родителей и педагогов.

 Участие родителей в театрализованных представлениях на татарском языке, участие на праздниках, «дни открытых дверей».

2. Проведение мониторинга по освоению программного материала детьми.

3. Практическое освоение и закрепление, изученного по УМК в НОД:

1) Пополнение  картотеки по лексическим темам.

2) Закрепление пройденного материала  в режимных моментах (прогулки, труд, музыкальные занятия, индивидуальная работа).

3) Просмотр татарских мультфильмов в группе и дома, на сайте ДОУ, на дисках УМК.

4) Пополнение библиотеки книгами татарских писателей и поэтов, чтение их с переводом на русский язык.

 

  Положительные аспекты внедрения УМК:

- УМК позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала. Объём слов доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общение детей, а не только на увеличение словарного запаса.

- Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить  лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития  своего ребёнка. Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском  языке , что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное.

- Поддерживать интерес ребёнка во время НОД помогает ярко и  красочно оформленный наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, аудио-видео записи. Использование аудиозаписи развивает речь и воображение ребёнка. Дети с интересом ждут голоса знакомых персонажей Акбай и Мияу, рады слышать голоса новых участников: мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки и т.д.

    Аудиозаписи используется во время введения новых слов, повторения; даны речевые образцы, диалоги, игры, песни,записаны знакомые детям сказки для показа настольного театра.

  Проблемы при внедрении УМК, пути решения:

1) Недостаточное владение татарским языком.

Пути решения: проведение практических занятий через диалоги, игровые ситуации.

2) Недостаточная заинтересованность родителей.

Пути решения: использование активных форм, привлечение родителей в образовательный процесс (показ открытых мероприятий, привлекая самих родителей, участие в проектах, «дни открытых дверей», презентации).

3) Недостаточная активизация детей в общении на татарском языке.

Пути решения: больше разговаривать на татарском языке, вести диалоги, участвовать в сюжетно – ролевых играх совместно с детьми и т.д. Больше активизировать детей во время проведения игр, возложить роль взрослых детям.

Список использованной литературы:

  1. Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Л.А., Исаева Р.С.  Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку. -
    Казань: ХЭТЕР , 2011.
  2. Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Л.А., Исаева Р.С. Мой дом. Говорим по-татарски. Наглядное пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку. - Казань: ХЭТЕР , 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в обучении детей татарскому языку

Индивидуальный план самообразования воспитателя по обучению детей татарскому языку Хайрутдиновой Г.Н.МБДОУ №110 г.Казани на 2016-2020 учебный год....

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"

Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО средствами УМК. Обучение татарскому языку в режиме дня через игровую деятельность

  Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО средствами УМК. Обучение татарскому языку в режиме дня  через игровую деятельность...

Игровые технологии в обучении детей татарскому языку

Использование компьютеров выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способносте...

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....

Консультация для воспитателей "Современные игровые технологии в обучении детей татарскому языку"

Использование современных технологий в обучении детей татарскому языку....