Дополнительная образовательная программа "Улыбка"
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ушакова Светлана Николаевна

Программа работы обьеденения дополнительного образования "Улыбка" направлена на создание условий для  активизации театральной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 31

                                                        «Алёнушка с. Марьины Колодцы.

                                                                                                       

                           

                                                                                      Утверждена:

        Педагогическим советом МКДОУ д/с № 31

        «Алёнушка»

                                                                     «_____»__________________2012г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

        ПРОГРАММА   «Улыбка»

               для детей 4 – 7 лет

    Срок реализации программы – 3 года.

         Автор Ушакова С.Н. – воспитатель.

                   с. Марьины Колодцы

                                2012г.

                 

        Содержание:

 

1. Пояснительная записка.

2. Цель, основные задачи программы.

3. Условия реализации программы.

4. Содержание программы.

 

5. Методические рекомендации.

6. Учебный план.

7. Планирование работы с детьми.

8. Механизм оценки результатов.

9. Литература.

10. Приложения.

                               

Пояснительная записка:

   Программа работы кружка по дополнительному образованию «Улыбка» направлена на создание условий для активизации театральной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.

         Педагогический опыт показывает, что самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

        Включаясь в театрализованные игры, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.                                                                                                                                                                                                                          

       В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Предусмотрены как теоретически — чтение,рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия — подготовка и проведениекукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.

          Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо,обуждаем поступки героев, мотивы,побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Значимым моментом при работе с детьми является работа воспитателя..

      Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки спектакля. Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогощать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.

       Выполнение задач программы базируется на рефлексии воспитателя и детей средствами актерского тренинга и ситуативных игр. Такая предварительная подготовка дает возможность активного словотворчества, и позволяет дошкольнику приобрести культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

 Актуальность программы заключается в том, театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием  эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций

     

                                  Цель программы:

Основная цель программы – формирование творческого мировосприятия жизни, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых уменийчерез театрализованную деятельность.

                         

                                       Задачи программы:

       Обучающие задачи:

  • Формировать первые представления дошкольников о театральном искустве и его видах( музыки, живописи, литературе); активизировать эмоциональный, мыслительный, социально психологический настрой личности ребенка
  • Научить детей слушать, воспинимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять.
  • Формировать представление детей об искусстве перевоплощения (определенных изменениях в голосе, теле, движениях, костюме речи).

Развивающие:

  • Развивать у детей интонационную выразительность.
  • Развивать воображение, внимание, скорость реакции, навык слаженной работы, обогощать впечатлениями;
  • Развивать фантазию, чувство пространства, времени.Декламационные способности, инициативу, эстетический вкус.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к прекрасному, способствовать формированию нравственных представлений, чувств коллективизма,  доброжелательность, умение сопереживать успехам и неудачам сверстников,  справедливо оценивать поступки.

                     Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимы такие условия:

1.Создание предметно – пространственной среды которая обеспечивает право и свободу  выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения.

2.Различнае виды тетра – настольный, перчаточный, пальчиковый, театр ложек, театр на фланелеграфе, би-ба-бо.

3. Природный и бросовый материал для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовки декораций.

4. Костюмы, шапочки для ряженья.

5.Различные готовые декорации.

     Программа предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет.

     Количество детей 15-18 человек.

     Программа рассчитана на три года обучения при еженедельных занятиях. Длительность одного занятия 20 – 30 минут (учебный час в ДОУ).

 Программа позволяет родителям участвовать в изготовлении костюмов, декораций совместно с детьми.

                           Содержание программы:

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

-игры-драматизации;

-разыгрывание различных сказок и инсценировок;

-упражнения по формированию выразительности упражнений (вербальной и невербальной);

-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Методические рекомендации.

     В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Предусмотрены как теоретические – чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.

  Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия.

Значимым моментом при работе с  детьми является работа воспитателя.

Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля.

Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.

     Выполнение задач программы базируется на рефлексии воспитателя и детей средствами актерского тренинга и ситуационных игр. Такая предварительная подготовка дает возможность активного словотворчества, и позволяет дошкольнику приобрести культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

   

Для успешной реализации программы используются следующие средства:

  • необходимое количество учебных часов;
  • светлый, просторный зал, группа;
  • обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (фортепиано, магнитофон);
  • наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.)

  Основной формой проведения занятий по программе  является игра. Игровое занятие кружка как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов, а также на развитие двигательных умений и навыков.

     Все методы  и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 31

                                                        «Алёнушка с. Марьины Колодцы.

Перспективный

план

кружковой работы по театрализации

1-го года обучения.

 

                                            МКДОУ детский сад №31

                                            «Алёнушка»    

Воспитатель: Ушакова С.Н.

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1. Наш любимый зал  очень рад ребят  

                          встречать.

1. Первое посещение детьми театрального уголка в новом учебном году.

2. Игра «Назови своё имя ласково.

 

Цель: Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

Материал и оборудование: ширма, различные виды театра (настольный, театр перчаток, театр на фланелеграфе, и т. д.), мяч.

Занятие 2. Попробуем измениться.

1. Игра «Назови ласково соседа».

2. Вопросы к детям.

3. Творческое задание.

4. Пантомимические загадки и упражнения.

Цель: Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать способность понимать собеседника. Закрепить знания о понятиях «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

Материал и оборудование: мяч.

Занятие 3. Раз, два, три, четыре, пять –

        вы хотите поиграть?

1. Игра «Театральная разминка».

2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка – Ряба».

Цель: Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

Материал и оборудование: элементы костюмов (платок, шляпа, шапочка курочки, хвостик и ушки мышки), бутафорское яйцо.

Занятие 4. Игровой урок.

1.Сюрпризный момент.

2. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

Цель: Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

Активизировать словарь детей, закреплять умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».

Материал и оборудование: театральная кукла – дедушка.

ОКТЯБРЬ.

Занятие 1. Угадайте сказку.

1.Пантомимическая игра.

2.Введение понятия «пантомима».

3. Творческая игра «Что это за сказка?».

 

Цель: Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствам мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять словарь.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».

Занятие 2. Играем пальчиками.

1. Повторение и закрепление понятия «пантомима».

2. Игровые упражнения с помощью пальчиков.

3. Игра – инсценировка с помощью пальчиков.

Цель: Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закреплять в речи детей понятие «пантомима».

Материал и оборудование: ширма.

Занятие 3. Постучимся в теремок.

1. Игра загадка «Узнай, кто это?»

2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»

3. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

Цель: Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.  Материал и оборудование: сказка В. Бианки «Теремок»,

Занятие 4. Чудо теремок.

1. Погружение в сказочную атмосферу.

2. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».

3. Характеристика персонажей сказки.

4. Интонационные упражнения.

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность.

Материал и оборудование: театр на фланелеграфе сказка В. Бианки «Теремок».

НОЯБРЬ.

Занятие 1. Теремок.

1. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.

2.Упражнения – этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

Цель: Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Материал и оборудование: театр на фланелеграфе сказка В. Бианки «Теремок».

Занятие 2. Косолапый приходил, теремочек развалил.

1. Игра «Угадай героя».

2. Драматизация сказки.

 

Цель: Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение передавать образы героев сказки.

Формировать дружеские взаимоотношения.

Материал и оборудование: шапочки героев сказки В. Бианки «Теремок»(скворец, дятел, сыч, белка, куница, медведь, пчёлы), декорация деревьев и дерева с дуплом.

Занятие 3. Учимся говорить по- разному.

1. Вводная беседа.

2. Объяснение понятия «интонация».

3.Упражнения, игры, ситуации на обработку интонационной выразительности

Цель: Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности.

Занятие 4. Учимся четко говорить.

1. Погружение в сказочную ситуацию.

2. Введение понятия «скороговорка».

3. Игра – упражнение «Едем на паровозе».

4. Физкультминутка «Буратино».

5. Обобщение.

Цель:  С помощью сказки развивать фантазию детей.  Познакомить детей с понятием « скороговорка». Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать её.

ДЕКАБРЬ.

Занятие 1. Сочиняем стихи.

1. Повторение понятия « скороговорка».

2.Игра «Едем на поезде».

3. Введение понятия «рифма».

4. Дидактическая игра «Придумай рифму».

5. Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

Цель: Уточнить понятие « скороговорка». Развивать у детей дикцию. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма». Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно.

Материал и оборудование: иллюстрация павлина.

Занятие 2. Весёлые стихи.

1.Погружение в сказочную атмосферу.

2. Д/и «Придумай как можно больше слов».

3. Придумывание рифмующихся слов.

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие «рифма». Поощрять совместное стихосложение.

Занятие 3. Любимые игры и сказки.

1. Вводная беседа

2. Рассказы детей по ассоциациям.

3. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

Цель: Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать мысли. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка». Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Материал и оборудование: сказка  Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

Занятие 4. Хвостатый хвастунишка.

1. Беседа по содержанию сказки.

2.Слушанье сказки с музыкальными фрагментами.

3. Рассматривание иллюстраций к сказке.

4. Характеристика персонажей сказки.

Цель: Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчинённые предложения. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации – тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

ЯНВАРЬ.

Занятие 1. Петеньки краса.

1. Погружение в сказку.

2. Пантомимические упражнения.

3. Интонационные упражнения.

Цель: Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

Материал и оборудование: шапочки героев сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка» (петух, лиса, сорока, ворона ).

 

Занятие 2. Петя хвастался, смеялся,

                     чуть Лисе он не достался.

1. Отгадывание загадок.

2. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».

3. Драматизация сказки.

4. Заключительный танец.

Цель: Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявлять свою индивидуальность.

Материал и оборудование: карточки по количеству детей с рисунками героев: петуха, вороны, сороки, лисы, охотника. Обитателей птичьего двора – кур, гусей, уток, индюшек и т. д.

Декорации: лес, птичий двор, речка.

Занятие 3. Сочиняем новую сказку.

1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик».

2. Беседа по содержанию.

3. Сочинение продолжения сказки.

Цель: Развивать у детей творческое воображение. Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы.

Материал и оборудование: сказка В. Сутеева «Кораблик».

Занятие 4. Кораблик.

1. Погружение в сказку, придуманную детьми.

2. Пантомимическая игра «Узнай героя».

3. Драматизация сказки.

Цель: Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

Материал и оборудование: пиктограммы с изображениями различных эмоций, фонограмма песни В. Шаинского «Улыбка».

ФЕВРАЛЬ.

Занятие 1. Наши эмоции.

1. Рассматривание сюжетных картинок.

2. Беседа.

3. Упражнение «Изобрази героя».

4. Практическое задание.

5. Обсуждение.

Цель: Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

Материал и оборудование: сюжетные картинки «Радость», «Грусть», «Страх», «Злость» и соответствующие им графические карточки. Картинки с изображением различных ситуаций (например, девочка разбила чашку), цветные карандаши, бумага.

Занятие 2. Изображение различных эмоций.

1. Введение, Объяснить понятия «эмоция».

2. Работа с пиктограммами, изображающими радость, злость, грусть, страх.

3. Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.

Цель: Продолжать работать со схематическими изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчинённые предложения.

Материал и оборудование:  пиктограммы с  изображениями эмоций: радость, злость, грусть, страх.

Занятие 3. Распознаём эмоции по мимике и интонациям

        голоса.

1.Рассматривание графических карточек.

2.Беседа.

3.Игр «Угадай эмоцию».

Цель: Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Материал и оборудование: пиктограммы с  изображениями эмоций: радость, злость, грусть, страх.

 

Занятие 4. Айболит и воробей.

1. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей».

2. Беседа о настроении героев сказки.

3.Практическое задание.

Цель: Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Материал и оборудование: сказка К. Чуковского «Айболит и воробей». Набор пиктограмм с изображением эмоций на каждого ребёнка.

МАРТ.

Занятие 1. Лучшие друзья.

1. Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

2. Беседа о друге.

3. Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей».

4. Упражнение «Изобрази героя».

Цель: Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчинённые предложения.

Материал и оборудование: фонограмма песни «Если с другом вышел в путь» (слова М. Танича, муз В. Шаинского).

Занятие 2. Друг всегда придет на помощь.

1. Чтение стихотворения о друге.

2. Рассказ из личного опыта.

3. Беседа о сказках.

4. Игра-загадка «Зеркало».

Цель: Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. Закреплять умение логично излагать свои мысли. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки.

Материал и оборудование: фонограмма песни «Если с другом вышел в путь» (слова М. Танича, муз В. Шаинского).

Занятие 3. Слава, слава Айболиту.

1. Отгадывание загадок.

2. Ряжение в костюмы.

3.Драматизация сказки «Айболит и воробей».

Цель: Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определённым признакам.

Материал и оборудование: элементы костюмов змеи, воробья, ежа, лягушки, светлячка, Айболита. Карточки по количеству детей, причём часть из них с изображением персонажей, а остальные пустые.

Занятие 4. У страха глаза велики.

1. Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики».

2. Беседа по сказке.

3. Изображение эмоции страха.

4. Рассказы детей из личного опыта.

Цель: Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные  человеческие эмоции (страх, радость), изображать их  находить выход из ситуаций. Продолжать учить громко, отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Материал и оборудование: русская народная сказка «У страха глаза велики». Пиктограммы с изображениями различных эмоций.

АПРЕЛЬ.

Занятие 1. Каждому страх большим кажется.

1. Беседа по сказке «У страха глаза велики».

2. Пантомимическая игра «Изобрази героя»

3. Повторное слушание сказки.

Цель: Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх)  по определённым признакам.

Материал и оборудование: музыкальная запись созвучная со сказкой «У страха глаза велики».

Занятие 2.Преодолеем страх.

1. Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

2. Изображение различных степеней страха.

3.Игра «Преодолеем страх».

4. Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

Цель: Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

Материал и оборудование: сюжетная картинка «Страшно». Персонажи настольного театра: бабушка, внучка, мышка, курочка, заяц.

Занятие 3. У страха глаза велики.

1. Распределение ролей.

2. Ряженье в костюмы.

3. Драматизация сказки «У страха глаза велики».

Цель: Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Учить детей бесконфликтно распределять поли, уступая друг другу или находя другие варианты.

Материал и оборудование: костюмы персонажей: бабушка, внучка, мышка, курочка, заяц. Декорации к сказке «У страха глаза велики».

Занятие 4. Если с другом ты поссорился…

1. Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».

2. Игра «Найди и покажи эмоцию».

Цель: Показать детям как легко могут возникать конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. Закрепить умение различать и изображать злость. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.

Материал и оборудование: сказка «Как поссорились Солнце и Луна».  Пиктограммы с изображениями различных эмоций.

МАЙ.

Занятие 1. Как разрешить ссору?

1.Рассматривание картины «Злость».

2. Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по её содержанию.

3. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

Цель: Продолжать учить детей распознавать злость. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Материал и оборудование: картинка «Злость»

Занятие 2. Помирились.

1.Сюрпризный момент.

2. Беседа о злости.

3. Упражнение «Изобрази героя».

4. Рассказывание детьми сказки  «Как поссорились Солнце и Луна»  

Цель: Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая её характерные особенности. Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.

Материал и оборудование: пальчиковый театр сказки «Как поссорились Солнце и Луна»

 

Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна.

1. Распределение ролей, ряжение.

2. Драматизация сказки « Как поссорились Солнце и Луна».

Цель: Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

Материал и оборудование: костюмы Солнца, Луны, бога Грома и Молнии, звёздочки. Декорация звёздного неба.

Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки».

1. Проведение викторины.

2. Драматизация любимой сказки.

3.Награждение.

Цель: Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Материал и оборудование: пиктограммы различных эмоций. Костюмы различных героев сказок.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

                  Тема

     Количество часов        

                     

1

Наш любимый зал                                   

    очень рад ребят встречать.

                   1 час.

2

 Попробуем измениться.  

                   1 час.  

3

Раз, два, три, четыре, пять,                            

    вы хотите поиграть?

              1 час.  

4

Игровой урок.

                   1 час.  

5

Угадай сказку.

                    1 час.  

6

Играем пальчиками.

                    1 час.  

7

Постучимся в теремок.

                   4 часа.   

8

Учимся говорить по - разному.

              1 час.  

9

Учимся чётко говорить.

              1 час.  

10

Сочиняем стихи.

              2 час.  

11

Любимые игры и сказки.

              1 час.  

12

Хвостатый хвастунишка.

              3 часа.

13

Сочиняем новую сказку.

              2 часа.

14

Наши эмоции.

              3 часа.

15

Айболит и воробей.

              4 часа.

16

У страха глаза велики.

              4 часа.

17

  Если с другом ты поссорился.

              4 часа.

18

Викторина « Мы любим сказки».

               1 час.

                            Итого

            36 часов

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 31

                                                        «Алёнушка с. Марьины Колодцы.

Перспективный

план

кружковой работы по театрализации

2-го года обучения.

 

                                            МКДОУ детский сад №31

                                            «Алёнушка»    

Воспитатель: Ушакова С.Н.

СЕНТЯБРЬ.

Занятие 1.  Вводное.

1. Первое посещение детьми театрального уголка в новом учебном году.

2. Рассматривание новых театральных атрибутов.

 Цель:  вызвать интерес к театрализованной деятельности, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

Материал и оборудование: ширма, различные виды театра (настольный, перчаточный, пальчиковый и т.д.) Различные декорации.

Занятие 2.  Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я.

1.Беседа с детьми.

2.Ряженье в костюмы.

3.Имитациооные этюды.

Цель: Формировать знания детей о перевоплащении актеров в различных героев посредством костюмов, грима, масок, изменении голоса, движений. Учить детей изображать того героя, костюм которого они выбрали, через выразительные движения, мимику, голос. Вызвать положительный эмоциональный отклик детей.

Материал и оборудование: театрализованные костюмы.

Занятие 3. Пойми меня.

1.Отгадывание загадок.

2. Беседа.

3. Игровое  упражнение.

Цель:  Формировать знания детей о характерных особенностях животных и различных предметов (например, поезд, машина, дерево и т.д.). Учить детей имитировать характерные движения животных и особенности предметов. Развивать смекалку, творчество, исполнительское мастерство.

Материал и оборудование: предметные картинки (дерево, паровоз, машина ,бабочка и т.д.)

Занятие 4. Язык жестов.

1. Игра «Где мы были, мы не скажем».

2. Беседа с детьми.

3. Подвижная игра «Смелые мышки».

Цель: Дать детям знания о роли жестов и мимики в исполнении ролей. Учить изображать героев с помощью мимики и жестов. Побуждать к двигательной активности. Развивать мышление, воображение.

Материал и оборудование: шапочки мышек.

ОКТЯБРЬ.

Занятие 1. Игры с бабушкой Забавой.

1. Создание игровой мотивации.

2. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».

Цель: Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительной мимике и движениям.

Материал и оборудование: перчаточная кукла – бабушка.

Занятие 2. Колобок наш удалой.

1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок-колючий бок» с показом настольного театра.

2. Вопросы по содержанию.

3.Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характер-ных особенностей персонажей.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой В. Бианки «Колобок-колючий бок» ; помочь понять содержание сказки, характер и поступки каждого героя( их голос, движение и т.д.)

Материал и оборудование: сказка В. Бианки «Колобок-колючий бок». Настольный театр этой сказки.

Занятие 3. Колобок не тот, а другой.

1. Отгадывание загадок с изображением их героев.

2. Показ и рассказывание сказки педагогом (с помощью детей).

Цель: Упражнять детей в умении вступать в диалог, беря на себя роль любого героя, при этом изменять силу голоса, инто - нацию.

Материал и оборудование: настольный театр сказки  «Колобок - колючий бок».

Занятие 4. Вот это Колобок- хитрый маленький зверек.

1. Создание игровой мотивации.

2. Введение диалога детьми в процесс показа и рассказывания сказки «Колобок - колючий бок».

Цель: Упражнять детей в умении показывать сказку с использованием настольного театра, в ведении диалога между героями, помогая голосом передать характерные особенности каждого.

Материал и оборудование: настольный театр сказки  «Колобок - колючий бок».

НОЯБРЬ.

Занятие 1.Колобок - наш Колобок,

                     Колобок – колючий бок.

1. Рассматривание костюмов и ряжение.

2. Драматизация сказки, «Колобок – колючий бок».

Цель:  Вызвать желание участвовать в игре – драматизации, подводить к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение.

Материал и оборудование: костюмы героев сказки, «Колобок – колючий бок». Ёлки, кусты, пенёчки.

Занятие 2. Очень жить на свете туго без подруги или друга.

1. Чтение стихотворения, беседа о друзьях.

2. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

3. Беседа по содержанию.

4. Игра «Скажи о друге ласковое слово».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой «Лучшие друзья». Поощрять доброжелательное отношение друг – другу, под- держивать бодрое, радостное настроение.

Материал и оборудование: игрушка зайца, сказка «Лучшие друзья».

Занятие 3. Косой хвастался, смеялся, чуть

        Лисе он не попался.

1. Отгадывание загадки по содержанию сказки.

2. Этюд на выразительность передачи образа.

Цель: Упражнять детей в умении вести диалог от имени героев

Развивать выразительность речи. Характеризовать душевное состояние и настроение персонажей. Учить изображать испуг с помощью мимики и жестов.

Материал и оборудование: музыка к песни «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинского.

Занятие 4. Зайца съела бы лиса,

                    Если б не его друзья.

1. беседа с детьми.

2. Рассказывание детьми сказки « Лучшие друзья».

3. Общий танец.

Цель: Упражнять детей в рассказывание сказки. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогичес -кую речь детей в процессе театрально -  игровой деятельности. Вызвать желание участвовать в танце.

ДЕКАБРЬ.

Занятие 1. Лучшие друзья.

1. Подготовка к драматизации.

2.Драматизация сказки «Лучшие друзья».

Цель: Упражнять детей в умении определять игровое пространство, размещение декораций и атрибутов к сказке. Воспитывать внимательность, развивать фантазию и воображение детей. Развивать интерес к драматизации и желание активно включаться в игру – драматизацию.

Материал и оборудование:  костюм (заяц, ёж, бабочка, белка, лиса). Карточки, на которых изображены или герои, или зрители

Занятие 2.  Вот как я умею.

1. Игра «Что я умею».

2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею».

Цель: Упражнять детей в умении отмечать наиболее характерные черты щенка и козлика, и изображать их посредством движения и голоса. Создать радостное настроение через игру.

Материал и оборудование:  шапочки щенка и козлика.

Занятие 3. Как лисица не старалась,

                     Всё ж ей утка не попалась.

1. Упражнение на выразительность движений и мимики.

2. Чтение сказки «Как утка лису вылечила».

3. Упражнение на интонационную выразительность.

4. Повторное чтение сказки.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Упражнять детей в умении вести диалог между героями с интонационной выразительностью. Развивать выразительность движений и мимики.

Материал и оборудование: сказка «Как утка лису вылечила».

 

Занятие 4. Хитрая уточка.

1. Упражнение на выразительность движений.

2. Мимические этюды у зеркала.

Цель: Упражнять детей в умении изображать: грустное настроение ( брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены ); радость ( весёлые глаза, приподнятые уголки рта ).

ЯНВАРЬ.

Занятие 1. Как утка лису вылечила.

1. Распределение ролей.

2. Определение игрового пространства.

3. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила».

Цель: Упражнять детей в умении распределять роли, опреде-лять игровое пространств, расставлять декорации (кусты, ёлки) и атрибуты. Развивать умение следить за развитием действий в сказке, выразительно исполнять роли.

Материал и оборудование: шапочки лисы и утки.  Декорации ёлок, кустов. Голубая ткань для озера.

Занятие 2. Игровой урок.

1. Этюд на выразительность движений.

2. Этюд на выражение основных эмоций.

Цель: Упражнять детей в выразительности жестов: движений   и мимики. Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека.

Занятие 3.Щенок спал около дивана, вдруг он услышал                    

                                      Рядом «Мяу».

1. Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? .

2. Пантомимические этюды.

Цель:  Познакомить детей с новой сказкой. Упражнять детей в создании образа героев используя мимику, жесты. Воспитывать внимательность, развивать фантазию и воображение.

Материал и оборудование: сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?

Занятие 4. Только « мяу » где сыскать?

1. Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»?»

2. Пантомимическая игра « Угадай, кого покажу».

Цель: Упражнять детей в пересказывании сказки, выразительно передавая диалоги между героями, развивать умения изображать героев через пантомиму, иногда помогая голосом.

ФЕВРАЛЬ.

 Занятие 1. Не вы ли «мяу-мяу» говорили?

1. Упражнение в интонировании диалогов.

2. Пантомимическая игра « Угадай, кого встретил щенок? »

Цель: Формировать интонационную выразительность речи детей. В ходе диалогов выразительно передавать образ героев посредством голоса и движения.

Материал и оборудование:

Занятие 2. Кто сказал «Мяу»?

1.Подготовка к драматизации.

2. Драматизация сказки «Кто сказал «Мяу»?»

Цель: Формировать устойчивый интерес к играм-драматиза-циям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств, для создания образа.

Материал и оборудование: маски – шапочки с изображением щенка, петушка, мышонка, собаки, пчелы, лягушки, кошки. Декорации к сказке.

Занятие 3.Невоспитанный мышонок один остался

                                         без друзей.

1. Чтение стихотворения «Добрые слова»

2. Игра « Скажи вежливое слово»

3. Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке».

4. Проблемная ситуация.

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, уважение. Познакомить детей с новой сказкой. Развивать умение следить за развитием действий в сказке, давать оценку поступкам героев.

Материал и оборудование: сказка «Сказка о невоспитанном мышонке».

Занятие 4. Что мышонку делать и как быть,

                       как друзей обратно возвратить?    

1. Загадывание загадки о сказке.

2.   Беседа по содержанию.

3.Игра на интонирование вежливых слов.

4. Рассказывание сказки детьми.

Цель: Упражнять детей в разнообразном интонировании вежливых слов; способствовать свободному пересказу знакомой сказки. Учить понимать нравственную сторону поступков.

МАРТ.

Занятие 1. Чтоб друзей возвратить, решил мышонок

                                вежливым быть.

1.Чтение стихотворения.

2. Беседа по содержанию сказки.

3.Работа над выразительностью исполнения грусти и радости.

Цель: Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки. Побуждать детей добиваться выразительности образов при помощи мимики, жестов, голоса. Развивать умение самостоятельно выбрать и выразительно показать того или иного героя.

Занятие 2. Сказка о невоспитанном мышонке.

1. Подготовка к драматизации.

2. Драматизация сказки « Сказка о невоспитанном мышонке».

Цель: Развивать интерес к драматизации, фантазию и воображение детей, поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Учить готовить все необходимое для драматизации сказки, следить за ходом сказки.

Материал и оборудование: игрушка-мышонок, шапочки различных диких животных, декорация леса.

Занятие 3. Упрямые ежата.

1.Сюрпризный момент.

2.Рассказывание истории про двух ежей.

3. Беседа.

4.Придумывание окончания истории детьми и показ.

Цель: Побуждать детей включаться в игровой образ; учить проявлять инициативу, предлагать свои варианты окончания истории; взаимодействовать в игре- драматизации; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли.

Материал и оборудование: пальчиковый театр - ежи.

Занятие 4. Вот так яблоко!

1.Игра на выразительность мимики.

2. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко».

3. Беседа по содержанию.

4. Слушанье музыкальных фрагментов.

5. Имитационные упражнения.

Цель:  Познакомить с новой сказкой В. Сутеева «Яблоко», учить отвечать на вопросы по содержанию. Упражнять детей в выразительности мимики. Развивать фантазию, воображение, артистические способности  и двигательную активность.

Материал и оборудование: сказка В. Сутеева «Яблоко», муляж яблока. Музыкальные фрагменты «Заинька», «Медведь», «Пляска», (муз. Е. Тиличеевой)

АПРЕЛЬ.

Занятие 1. Как же яблоко на всех разделить?

1. Музыкальная загадка.

2. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки.

3.Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

Цель: Упражнять детей в показе образов героев через мимику, жесты, движение, интонацию. Развивать умение показывать различное настроение героя в разных моментах сказки. Учить развивать диалог между героями сказки.

Материал и оборудование: музыка «Пляска» (муз. Е. Тиличеевой)

Занятие 2.Михайло Иванович, рассуди,

                      нас, зверюшек, помири.

1.Сюрпризный момент

2.Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» с помощью перчаточных кукол.

3. Пантомимическая игра «Пойми меня».

Цель:  Вызвать желание участвовать в игре-драматизации. Развивать умение разыгрывать сказку с помощью печаточного театра. Подводить детей к созданию образа героя используя мимику, жест, движение.

Материал и оборудование:  персонажи перчаточного театра (заяц, ёж, ворона, медведь).

Занятие 3. Мишка всех помирил,

                    уму – разуму научил.

1. Подготовка к драматизации.

2. Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко».

Цель: Упражнять детей в умении распределять роли, опреде-лять  игровое пространств, расставлять декорации (кусты, ёлки, деревья и т. д.) и атрибуты. Развивать умение следить за развитием действий в сказке, выразительно исполнять роли.

Материал и оборудование: маски – шапочки зайца, ежа, вороны, медведя. Декорации ёлок, кустиков, деревьев, пеньков.

 Занятие 4. Дождик.

1. Подвижная игра «Дождик».

2.Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибком».

3. Беседа по содержанию.                                    

Цель: Порадовать детей; вызвать эмоциональный отклик на игру. Учить двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением, создавать шумовые эффекты дождя и грома. Познакомить с новой сказкой В. Сутеева «Под грибком», учить отвечать на вопросы по содержанию.

Материал и оборудование: музыка дождя,  сказка В. Сутеева «Под грибком»

МАЙ.

Занятие 1. Под грибком.

1.Сюрпизный момент-загадка.

2.Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибком».

3.Игра – конкурс «Попросись под грибок».

Цель: Вызвать желание участвовать в игре – драматизации. Упражнять детей в пересказывании сказки, выразительно передавая диалоги между героями. Упражнять детей в выразительности мимики. Развивать фантазию, воображение, артистические способности  и двигательную активность.

Материал и оборудование: декорация гриба.

Занятие 2. Дождик льёт, льёт, а грибок всё растёт!

1. Загадывание загадок.

2.Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибком».

3.Игра - имитация «Угадай, кто попросился под грибок».

Цель: Формировать устойчивый интерес к играм драматизациям. Поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образа.

Материал и оборудование: иллюстрации  сказки В. Сутеева «Под грибком».

Занятие 3. Вот так гриб – великан!

1. Игра имитация «Пойми меня».

2.Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибком».

3. Заключительная пляска.

Цель: Развивать интерес к играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Упражнять детей в умении распределять роли, определять  игровое пространство, расставлять декорации (гриб, кусты, ёлки, деревья и т. д.) и атрибуты. Развивать умение следить за развитием действий в сказке, выразительно исполнять роли.

Материал и оборудование: костюмы героев  сказки В. Сутеева «Под грибком» (муравей, бабочка, мышка, зайчик, воробей, лиса, лягушка). Декорации гриба, ёлок, кустиков, деревьев, пеньков.

Занятие 4. Итоговое.

1. Вступительное слово педагога.

2. отгадывание загадок.

3.Драматизация сказки по выбору детей.

4.Весёлая пляска.

 5. Колобок наш удалой.

Цель: Закрепить умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Материал и оборудование: костюмы или элементы костюмов разных героев, различные декорации.

    Учебный план в старшей группе.

          Темы:                                                Отведённые часы:

1.  Вводное.        1 час.

2.  Изменю себя, друзья,         1 час.

       догадайтесь, кто же я.

3. Пойми меня.        1час.

4. Язык жестов.        1 час.

 5. Игры с бабушкой Забавой.        1 час.

 6. Колобок наш удалой.        4 часа.

 7. Очень жить на свете туго         4 часа.

       без подруги или друга.

  8 .  Вот как я умею.        1 час.

  9. Как утка лису вылечила.        3 часа.

 10. Игровой урок.        1 час

  11. Кто сказал «Мяу»?        4 часа.

  12. Сказка о невоспитанном мышонке.        4 часа.

  13. Упрямые ежата.        1 час.

  14. Вот так яблоко!         4 часа.

  15. Под грибком.        4 часа.

  16. Итоговое.        1 час.

        Итого: 36 часов.


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 31

                                                        «Алёнушка с. Марьины Колодцы.

Перспективный

план

кружковой работы по театрализации

3-го года обучения.

 

                                            МКДОУ детский сад №31

                                            «Алёнушка»    

Воспитатель: Ушакова С.Н.

Сентябрь.

Занятие 1. И снова мы вмести!

1.Первое посещение театрального уголка в новом учебном году.

2.Рассматривание новых театральных атрибутов.

Цель: продолжать развивать интерес к театрализованной деятельности, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

Материал и оборудование: ширма, различные виды театра( театр ложек, настольный, перчаточный, пальчиковый и т. д.) стойка с театральными костюмами,  различные декорации, грим.

Занятие 2. Волшебство грима.

1.Знакомство детей с назначением театральной краски – гримом.

2. Игра «Перевоплащении».

3. Игра «Угадайте сказку».

Цель: Познакомить детей с театральной краской-гримом, его назначением. Показать способ наложения грима. Вызвать у детей желание перевоплотиться в различных героев посредством грима. Развивать самостоятельность, воображение, умение изображать выбранного персонажа.

Материал и оборудование: грим , картинки с изображением различных гримированных персонажей, зеркало, средства для снятия грима.

Занятие 3. В нашем саду.

1. Отгадывание загадок.

2. Знакомство с новой сказкой «Фруктовый спор».

3.Этюд «Изобрази героя».

Цель: познакомить со сказкой «Фруктовый спор»; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей.

Материал и оборудование: мешочек с муляжами фруктов, сказка «Фруктовый спор», театральные шапочки (фруктов), декорация сада.

Занятие 4. Фруктовый спор.

1.Отгадывание предлагаемой сказки.

2.Обсуждение с детьми о постановке сказки.

3. Самостоятельный выбор детьми ролей.

4. Подготовка к драматизации.        

Цель: Вызвать желание принять участие в подготовке постановки сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для показа сказки, партнерскому взаимодействию, умению договариваться по различным ситуациям; воспитывать чувство коллективизма.

Материал и оборудование: картон, ножницы, краски, клей для изготовления шапочек фруктов, различные декорации деревьев, кустов.

Октябрь.

Занятие 1. Фруктовый спор.

1.Расставление декораций.

2.Драматизация сказки «Фруктовый спор».

Цель: Упражнять детей в умении распределять роли, определять игровое пространство, расставлять декорации. Развивать умение следить за развитием действий в сказке, выразительно исполнять роли. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Материал и оборудование: шапочки фруктов, изготовленные детьми, декорации деревьев, кустов.

Занятие 2. Волшебный сундучок.

1. Отгадывание различных сказок по загадкам в стихотворной форме.

2. Игра «Назови героев сказки».

3.Игра «Изобрази героя»

Цель: Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительной мимике и движениям.

Материал и оборудование: «волшебный сундучок», различные герои разных сказок- различные виды театра.

Занятие 3. Крылатый, мохнатый да масляный.

1. Слушание сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И.Карнауховой  с показом настольного театра.

2. Вопросы по содержанию.

3.Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характер-ных особенностей персонажей.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И.Карнауховой; помочь понять содержание сказки, характер и поступки каждого героя( их голос, движение и т.д.)

Материал и оборудование: сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И.Карнауховой.  Настольный театр этой сказки.

 Занятие 4. Вот беда, поссорились друзья.                              1. Отгадывание загадок с изображением их героев.

2. Показ и рассказывание сказки педагогом (с помощью детей).

Цель: Упражнять детей в умении вступать в диалог, беря на себя роль любого героя, при этом изменять силу голоса, инто - нацию.

Материал и оборудование: настольный театр сказки  «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И.Карнауховой.

Ноябрь.

Занятие 1. Ссориться не будем.

1. Создание игровой мотивации.

2. Введение диалога детьми в процесс показа и рассказывания сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И.Карнауховой.

 Цель: Упражнять детей в умении показывать сказку с использованием настольного театра, в ведении диалога между героями, помогая голосом передать характерные особенности каждого.

Материал и оборудование: настольный театр сказки  «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И.Карнауховой.

Занятие 2. Каждый мастер своего дела

1. Рассматривание костюмов и ряжение.

2. Драматизация сказки, «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель:  Вызвать желание участвовать в игре – драматизации, подводить к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение.

Материал и оборудование: костюмы героев сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

 Декорации: ёлки, кусты, пенёчки, речка.

Занятие 3. Игровой урок.

1. Этюд на выразительность движений.

2. Этюд на выражение основных эмоций.

Цель: Упражнять детей в выразительности жестов: движений   и мимики. Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека. Воспитывать чувство сострадания, сопереживания.

Занятие 4. Волшебный шар.

1. Чтение пьесы «Волшебный шар»

2. Беседа по содержанию

3. Упражнение «Охарактеризуй героя»

4. Распределение ролей.

Цель: познакомить детей с новым произведением для новой постановки театрализованного новогоднего представления.  

 Вызвать желание принять участие в подготовке постановки сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для показа сказки, партнерскому взаимодействию, умению договариваться по различным ситуациям; воспитывать чувство коллективизма.

Декабрь.

Занятие 1,2,3. Волшебный шар. Репетиция новогодней сказки.

1.Работа над выразительным чтением слов.

2.Работа над последовательностью действий.

3.Работа над выразительностью мимики, жестов, движений.

Цель: Развивать речь детей, тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень голоса, совершенствовать элементы актерского мастерства. Умение следить за развитием сюжета.

Создать эмоционально положительное настроение.

Материал и оборудование: изготовление костюмов к сказке(привлечение родителей). Декорация зимнего леса, шар из папье-маше (изготовленный детьми), русская печка.

Занятие 4. Новогоднее театральное представление

Цель: создать положительный настрой на театрализованное представление.

Материал и оборудование:  костюмы к сказке – лиса, волк, белки, зайцы, царя, Несмияны, Емели, Метелицы, гномов. Декорация зимнего леса, шар из папье-маше (изготовленный детьми), русская печка.

Январь.

Занятие 1. Чудеса музыки.

1. Слушание отрывков музыки передающей различные состояния души (радость, печаль, тревогу, спокойствие, и т.д.)

2. Беседа о значении музыки в драматизации.

3. Этюд – игра «Цветы на поляне».

Цель: Учить понимать характер музыки отображающей различные душевные состояния. Формировать знания детей о значимости музыки в театре и драматизации. Развивать творческое воображение, умение импровизировать, эмоционально реагировать на музыку.

Материал и оборудование: музыкальные отрывки различных произведений отображающие: радость, печаль, тревогу, спокойствие, и т.д; шапочки различных цветов.

Занятие 2. Глупый, маленький мышонок.

1.Сюрпризный момент.

2.Рассказывание сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» с показом театра на фланелеграфе.

3. Беседа.

4.Игра «Изобрази голосом».

Цель:  Познакомить с новой сказкой для драматизации. Побуждать детей включаться в игровой образ; учить проявлять инициативу; взаимодействовать в игре- драматизации; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли.

Материал и оборудование: Иллюстрации к сказке. Театр на фланелеграфе «Сказка о глупом мышонке».

Занятие 3. Не надо капризничать.

1. Создание игровой мотивации.

2. Введение диалога детьми в процесс показа и рассказывания сказки «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака

  Цель: Упражнять детей в умении показывать сказку с использованием настольного театра, в ведении диалога между героями, помогая голосом передать характерные особенности каждого.

Материал и оборудование: Театр на фланелеграфе «Сказка о глупом мышонке».

Занятие 4. Изменим сказку друзья.

1. Придумывание нового окончания сказки детьми и показ.

2. Подготовка к драматизации.

3. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

Цель: Упражнять детей в показе образов героев через мимику, жесты, движение, интонацию. Развивать умение показывать различное настроение героя в разных моментах сказки. Учить развивать диалог между героями сказки.

Материал и оборудование: костюмы героев сказки «Сказка о глупом мышонке». Декорация норки мышки.

Февраль.

Занятие 1. Как хорошо, что всё хорошо кончается!

1. Рассматривание костюмов и ряжение.

2. Драматизация сказки, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака

Цель:  Вызвать желание участвовать в игре – драматизации, подводить к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение.

Материал и оборудование: костюмы героев сказки «Сказка о глупом мышонке». Декорация норки мышки.

 

Занятие 2.Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем.

Цель:  создание положительного эмоционального настроения. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно.

Занятие 3.Снегурочка.

1. Слушание сказки «Снегурочка» с показом настольного театра.

2. Вопросы по содержанию.

3.Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характер-ных особенностей персонажей.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского; помочь понять содержание сказки, характер и поступки каждого героя( их голос, движение и т.д.)

Материал и оборудование: настольный театр сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке.

Занятие 4. Плакала Снегурочка, зиму провожая.

 1. Сюрпризный момент.

2. Рассказывание и разыгрывание сказки «Снегурочка»               3. Пантомимическая игра «Пойми меня».

Цель: развивать, воображение и фантазию, тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. Вызвать желание участвовать в драматизации.

Материал и оборудование: декорация зимнего леса, и весеннего леса, костёр; костюмы героев сказки.

 

Март.

 

Занятие 1. Шутки – небылицы.

1. Погружение в сказочную атмосферу.

2. Чтение детям небылиц.

3. Беседа о небылицах.

4.Придумывание небылиц.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой детей. Формировать знания детей о небылицах  и их значимости в фольклоре; развивать мышление, творчество, воображение.

Занятие 2.Театрализованная игра «Ярмарка».

1.Разыгрывание ярморочного гуляния.

2. Рассказывание и придумывание небылиц.

3. Показ сказки по выбору детей с использованием театра ложек.

Цель: создать радостное настроение; развивать творческое воображение, дикцию, силу голоса. Воспитывать умение договариваться по выбору сказки для показа; самостоятельно готовить ширму, декорации, распределять роли. Совершенствовать исполнительское мастерство.

Материал и оборудование: ширма, различные декорации, бросовый материал, театр ложек.

Занятие 3. Кошкин дом.

 1. Знакомство с пьесой «Кошкин дом».

2. Беседа по содержанию.

3. Этюд «Изобрази героя»

4. Этюд «Изобрази эмоции».

 Цель: Познакомить детей с новой пьесой «Кошкин дом». Вызвать эмоциональный настой на сказку. Продолжать развивать умения детей выразительно изображать героев посредством мимики, жестов, эмоций.

Материал и оборудование: пьеса «Кошкин дом».

Занятие 4. Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом.

1. Беседа по сказке.

2. Упражнение «Охарактеризуй героя»

3. Распределение ролей.

4.Подбор декораций к постановке сказки.

Цель: Создать положительно эмоциональное состояние. Вызвать желание принять участие в подготовке постановки сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для показа сказки, партнерскому взаимодействию, умению договариваться по различным ситуациям; воспитывать чувство коллективизма.

Апрель.

Занятие 1, 2,3. Потушили кошкин дом.

 1.Работа над выразительным чтением слов.

2.Работа над последовательностью действий.

3.Работа над выразительностью мимики, жестов, движений.

Цель: Развивать речь детей, тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень голоса, совершенствовать элементы актерского мастерства. Умение следить за развитием сюжета.

Создать эмоционально положительное настроение.

Материал и оборудование: изготовление костюмов к пьесе «Кошкин дом» (привлечение родителей), декорации дома, огня, колодца; атрибуты – вёдра, чашки, плошки, метла.

Занятие 4. Кошкин дом .

1.Драматизация сказки для родителей.

Цель: Развивать интерес к играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Упражнять детей в умении распределять роли, определять  игровое пространство, расставлять декорации и атрибуты. Развивать умение следить за развитием действий в сказке, выразительно исполнять роли.

Материал и оборудование: изготовление костюмов к пьесе «Кошкин дом» (привлечение родителей), декорации дома, огня, колодца; атрибуты – вёдра, чашки, плошки, метла.

               

Учебно-тематический план 3-го года обучения

                          Темы:  

Количество часов

1

 И сова мы вместе!      

          1 час.     

2

Волшебство грима.  

           1 час.

3

В нашем саду.    

        3 часа.

4

Волшебный сундучок.

           1 час.

5

Крылатый, мохнатый, да масленый.    

         4 часа

6

Игровой урок.

         1 час.

7

 Чудеса музыки.  

         1 час.

8

 Волшебный шар.

         5 часов.

9

Глуппый, маленький мышонок.

         4 часа.

10

 Весёлые стихи.

             1 час

11

Снегурочка.  

         2 часа

12

Шутки небылицы.

             1 час

13

Театрализованная игра «Ярмарка».

             1 час

14

Кошкин дом.

          6 часов

15

Крепкая дружба.    

           3 часа.

16

Волшебное путешествие по сказкам.

           1 час.

                                Итого

          36 часов

   


                                Механизм оценки результатов:

                      Критерии

Спокойно и легко выслушивают произведения до конца

Дают характеристику героям и оценивают различные поступки

 Вступают в обсуждения, отвечают на вопросы по содержанию.

Активно действуют и сопереживают героям произведения.

Пересказывают знакомые сказки, исполняют наизусть стихи.

Исполняют игровые действия в играх.

Самостоятельно играют различными видами театра

Берут на себя роль при драматизации произведения.

Показывают состояние героев через мимику лица.

Имитируют движения и голос различных героев.

Самостоятельно берут на себя роль и подбирают соответственно костюм в уголке ряженья.

Низкий уровень развития  1 -1.5 балла

Средний уровень развития  2 – 2.5 балла

Высокий уровень развития  3 -4 балла

Список литературы:

  1. С.И.Мерзлякова «Волшебный мир театра» рекомендации к                     организации кружковой работы с детьми дошкольного возраста.   Институт повышения квалификации работников образования. Москва. 1995г. 20 стр.

  1. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр дошкольникам». Москва «Просвещение» 1982г. 192 стр.

  1. Т.Н.Доронова «Играем в театр». Москва «Просвещение» 2004г. 128 стр.

  1. М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду» Москва. Творческий центр сфера.2001г. 128 стр.

  1. Дошкольное воспитание №1/89 г. Статья Т. Немова «Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр». Стр.19.
  2. Р.Туфкрео, М.Кудейко. «Коллекция идей». Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. Линка-Пресс. Москва 2004 г. 202 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...