Комплексно-тематическое планирование кружка "Познаю себя" для детей 3-4 лет
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Кружок «Познаю себя» социально-личностной направленности с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация. Направлен на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, познание своего «Я» и окружающего мира. Программа кружка составлена для детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.  Кружок «Познаю себя» социально-личностной направленности с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация. Направлен на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, познание своего «Я» и окружающего мира.

Программа кружка составлена для детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_poznayu_sebya.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В первые  семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Отношение ребенка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Малыш развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. В возрасте 3-4 лет у детей формируются первичные гендерные отождествления, первичные представления о человеке, меняется его социальный статус в связи с началом посещения детского сада

Кружок «Познаю себя» социально-личностной направленности с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация.

Направлен на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, познание своего «Я» и окружающего мира,

Программа кружка разработана для детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.  Программа кружка основана на интеграции программ:

- «Я - человек» С.А. Козловой;

- «Познаю себя» М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой;

          - «Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;

- «Я  и мир» Л.Л. Масалова.

Цель программы – формирование ребенка как свободной, творческой личности; получение знаний о человеке как индивидууме, которые позволяют дошкольнику осознанно включаться в происходящие вокруг него процессы, уметь анализировать их и давать им оценку; успешно адаптироваться в незнакомом коллективе, понимать других людей, их чувства, переживания, поступки.

Задачами программы являются:

Образовательная: дать детям первоначальные знания о человеке, его эмоциональных состояниях, о жизни и многообразии людей на Земле.

Воспитательная: воспитывать свободную творческую личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям, соблюдающую правила культуры поведения в обществе, проявляющую толерантное отношение ко всем людям.

Развивающая: развивать познавательный интерес к себе, своему организму, миру взрослых и окружающей действительности; эстетические чувства, добротную нравственную основу.

Принципы отбора содержания:

• Учёт возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.

• Сочетание современных достижений педагогики и психологии с теоретическими и практическими достижениями прошлого.

• Уважение к личности каждого ребёнка.

• Обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

• Гуманистическая направленность - формирование отношения к себе и людям.

• Природосообразность, основанная на научном понимании естественных и социальных процессов.

• Культуросообразность, основанная на ценностях и нормах общественной жизни.

Принципы организации занятий:

• Наглядность, доступность и мера,

• Научность, систематичность и последовательность,

• Связь теории с практикой обучения и жизнью,

• Вариативный подход,

• Воспитание в процессе обучения,

• Сознательность и активность.

Программа рассчитана на 4 года, для детей 3-7 лет. Игровые модули рекомендуется проводить 1 раз неделю, продолжительностью 15 для детей 3-4 лет, 20 минут для детей 4-5 лет и 25 минут для 5-7 лет.

Успешное решение задач программы невозможно без участия родителей. Планируется:

- знакомство родителей с целями и задачами программы;

- индивидуальные консультации в течение года;

- провести анкетирование;

- подобрать фотографии о семье;

- тематическая выставка «Это Я»

Основными критериями оценочной деятельности программы являются:

- выявление имеющихся знаний о человеке и его окружении;

- выявление умения выражать эмоциональное состояние человека с помощью жестов, мимики, языка красок;

- выявление степени культуры поведения.

Общая результативность обучения осуществляется методом диагностики в 2 этапа: нулевой и конечный. Для этого применяются такие формы работы как диалог, опрос, наблюдение.

В конце года дети должны иметь следующие знания, умения и навыки:

- знать отличительные признаки человека, о мире взрослых;

- уметь различать, называть основные различные эмоциональные состояния, понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам;

- у детей сформированы элементарные представления о значении взаимопомощи и дружбе.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Срок

Тема

Задачи

Окт.

1

«Здравствуйте, это Я»

Вызывать у детей интерес друг к другу, помочь понять, что все люди разные.

2

«Я - человек»

Обогащать представления детей о себе и своих сверстниках, учить различать людей.

3

«Я и мое имя»

Формировать у ребенка позитивное отношение к себе и своему имени.

4

«Мой портрет»

Помочь ребенку понять, что каждый человек уникален, развивать интерес к совместной творческой деятельности,

5

«Отражение в зеркале »

Знакомить детей с отражением в зеркале, выяснить знания и представления детей о себе.

Нояб.

6

«Отпечатки»

Показать детям что они все разные.

7

«Девочки и мальчики» 1 часть

Формировать умение дифференцировать свою гендерную принадлежность, положительный образ себя

8

«Девочки и мальчики» 2 часть

Продолжать развивать гендерные представления у детей, закреплять знания детей о своей принадлежности к полу и его отличительных особенностях

9

«Мы радуемся»

Знакомить с чувством радости;  развивать умение выражать свое эмоциональное состояние; формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Дек.

10

«Мы иногда грустим»

Ознакомить с чувством грусти; развивать умение выражать свое эмоциональное состояние; продолжать формировать способность понимать эмоциональное состояние другого

11

«Мы иногда злимся»

Ознакомить с чувством раздражения, злости, гнева.

12

«Мы иногда боимся»

знакомство с чувством страха;

— изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

13

«Цветное настроение»

Развивать умение говорить о своем настроении; осознать что настроение можно поменять; ознакомить а приемом передачи своего настроения с помощью цвета.

Янв.

14

«Загадочный зоопарк. Слон, орел, собака»

Обобщение представлений о чувствах: слуховые, зрительные ощущения и запахи.

15

«Загадочный зоопарк. Лягушка, обезьяна»

Обобщение представлений о чувствах: вкусовые ощущения и осязание.

16

«Моя семья»

Формировать чувство принадлежности к своей семье и позитивное к ней отношение.

Фев.

17

«Мама, папа, я – дружная семья»

Развитие поведенческих реакций  в семье; воспитание уважительного отношения в семье.

18

«Хочу быть как мама (папа)»

Воспитывать уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких.

19

«Бабушка рядышком с дедушкой»

Развитие у детей эмпатии к старшему поколение и уважение к ним.

20

«Домик для семьи»

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).

Март

21

«Я дарю тебе улыбку»

Продолжать формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей

22

«Дружба начинается с улыбки»

Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия; развивать выразительность жестов.

23

«Что значит быть другом»

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание заботиться о нем.

24

«Дружба»

Выяснить что такое дружба для детей, кого они считают друзьями.

Апр.

25

«Встречаем гостей»

Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками.

26

«Игрушки заболели»

Побуждать проявлять чувство милосердия, оказывать внимание, помощь.

27

«Плохо быть одному»

Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга

28

«Доброта и жадность»

Формировать дружеские взаимоотношения

29

«Ссора

и примирение»

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта

Май

30

«Взаимопомощь»

Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

31

«Цветик-семицветик» 1 часть

Формирование нравственных ценностей у детей.

32

«Цветик-семицветик» 2 часть

Продолжать формировать нравственных ценностей.

33

Итог « Неразлучные друзья - взрослые и дети»

Подведение итогов: что мы знаем о себе.

Список использованной литратуры:

  1. «Я - человек» - С.А. Козловой;
  2. «Познаю себя» - М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой;
  3. «Я, ты, мы» - О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;
  4. «Я  и мир»  - Л.Л. Масалова;
  5. «Формирование гендерной идентичности» - Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева;
  6. «Социально-эмоциональное развитие дошкольников» - под ред. Н.В.Микляевой;
  7. «Цветик-семицветик» - под ред. Н.Ю. Куржаевой
  8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Комплексное тематическое занятие «День жаворонка» для детей старшей группы

Цель. Формировать художественную культуру дошкольников; воспитывать любовь к русским народным обрядам, традициям и праздникам; создавать радостное настроение у детей от совместной деятельности.Занятие...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

комплексно-тематический план "Лего школа" для детей 5-7 лет

Комплексно - тематический план занятий  "Лего- школа" предназначен для проведения первых (ознакомительных) занятий с детьми старшего дошкольного возраста на базе конструкторов  Leg...