Тема: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»
методическая разработка на тему
В настоящее время в системе дошкольного образования в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления.
Поэтому выбранная мною работа по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»- является актуальной.
Основная цель моей деятельности: «Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов».
Для достижения цели поставила следующие задачи:
- Повышать уровень теоретической подготовки педагогов.
- Организовывать работу по изучению и реализации новых образовательных стандартов и программ.
- Внедрять в педагогическую деятельность инновационные методики.
- Достигать более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»
Приоритетным направлением в своей работе считаю повышение профессиональной компетенции педагогических работников в современных условиях модернизации содержания образования.
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно -образовательный процесс в изменяющихся условиях.
В настоящее время в системе дошкольного образования в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления.
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества квалификации воспитателей, их компетентности. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог.
Я считаю, что систематическая работа, организованная с педагогами ДОУ в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. Я убеждена, что особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.
Поэтому выбранная мною работа по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»- является актуальной.
Основная цель моей деятельности: «Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов».
Для достижения цели поставила следующие задачи:
- Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
- Организация работы по изучению и реализации новых образовательных стандартов и программ.
- Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в педагогическую деятельность.
- Достижение более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.
Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений мною были рассмотрены ключевые понятия: профессиональная компетентность и профессионализм.
Раскроем понятие «профессионализм» - это особое свойство людей, систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к
ней и предмету деятельности». Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
В.Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».
Таким образом, анализ различных точек зрения, позволяет определить профессиональную компетентность педагога как – многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а так же интегрированные показатели его культуры.
С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е.Н. Ноздриной. (Приложение 6)
Источниками информации для нее были выбраны целенаправленное наблюдение за деятельностью воспитателей и специалистов ДОУ, а так же метод анкетирования. (Приложение 7)
Полученные данные показали, что в образовательном процессе педагоги предпочитают совмещать новые и традиционные методы и формы работы, так как недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности. При этом потребность в методической помощи высказали большинство педагогов: 60 % хотели бы получить помощь при возникновении проблемы.
Сами педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.
Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим: 50 % имеют низкий уровень, 36 %- средний и 14 %- высокий.
Исходя из данных результатов и поставленных задач, мною была разработана модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
Структура состоит из следующих блоков:
- Создание материально- технической базы.
- Диагностика профессиональной компетентности педагогов.
- Разработка плана прохождения курсов по повышению квалификации.
- Разработка плана самообразования педагогов.
- Организация мероприятий, направленных на теоретическую подготовку воспитателей.
- Оказание методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категории).
- Организация мероприятий, направленных на изучение и реализацию ФГОС ДО.
- Внедрение мероприятий, направленных на повышение ценностного отношения к профессии.
- Овладение информационно- коммуникативными технологиями.
- Использование активных методов в разных формах методической работы.
- Внедрение мероприятий, направленных на освоение педагогами инновационными педагогическими технологиями.
- Организация постоянного самообразования воспитателей и специалистов.
- Включение педагогов в творческий поиск.
- Мониторинг.
Данная модель реализуется с помощью комплексного подхода и опирается на следующие принципы:
- Принцип актуальности, единства теории и практики- практической реализации законодательных актов, положений современного дошкольного образования, учета современного заказа общества, ориентацию на социальную значимость личности педагога.
- Принцип научности, нацеливающий на соответствие всей системы повышения профессиональной компетенции педагогов современным научным достижениям.
- Принцип системности и комплексности.
- Принцип направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности предусматривает превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы.
- Принцип создания благоприятных условий работы- моральных, психологических, наличие свободы творческой реализации в деятельности педагога.
- Принцип постоянного самообразования педагогов.
- Принцип креативности.
При организации методической поддержки педагогов использую в работе разнообразные методы, формы и приемы работы.
Методы работы:
- Продуктивный;
- Когнитивный: методов эвристических вопросов, метод сравнения, метод эвристических наблюдений, метод конструирования правил, метод гипотез;
- Креативный (интерактивный метод);
- Оргдеятельностный метод самоопределения.
Формы работы:
- Групповая
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Распределение форм и методов
Формы работы | Методы и приемы |
Групповая (для всего педагогического коллектива) | -презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение; -метод обучения активному мышлению; -мозговой штурм; -педагогический совет: -традиционный; -нетрадиционный; -с включением интерактивных форм; -семинары; Консультации; Коллективный просмотр педагогической деятельности; -дискуссии; -деловая игра; -портфолио; -тренинг; -смотры-конкурсы. |
Подгрупповая | -методические секции; -творческие группы |
Индивидуальные | -беседы; -наблюдения; -консультации; -наблюдение воспитательно-образовательного процесса; -тесты и тестовые задания |
Чтобы данная методическая помощь оказалась эффективной мною был проанализирован образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов. В результате которого была проведена дифференциация всего педагогического коллектива на группы. Таким образом, в ДОУ было выделено 4 группы и определены формы работы.
Дифференциация групп | Формы методической работы |
Педагоги-новаторы | Внедрение инновационных технологий, школа передового опыта |
Педагоги -мастера | Педагогическая мастерская, мастер-класс, отчеты, презентации |
Педагоги успешные, подающие надежды | Конкурс профессионального мастерства, творческие группы |
Молодые педагоги и педагоги не желающие по каким-либо причинам заниматься самообразованием и ростом личного мастерства | Собеседование, временные творческие группы, наставничество, консультации. |
Первоочередной задачей для более углубленной теоретической подготовки педагогических кадров стало своевременное прохождение курсовой подготовки- основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно-практической деятельности. Для ее решения мною был разработан план повышения квалификации, основанные как на бюджетной так и на платной основе. Так на бюджетной основе наши педагоги в составе 4 человек прошли курсы в ГАО ДПО НСО НИПКиПРО и в 2014 г. на базе нашего детского сада были организованы курсы для педагогов ДОУ на платной основе, на которых 12 воспитателей МКДОУ д/с № 408 повысили свою квалификацию. После возвращения с курсовой подготовки каждый педагог в разных формах методической работы: «Вооружись новинками», «Примите к сведению», «Учимся снова» знакомил коллектив с новинками науки и практики, рефератом или проектом.
Данные мини- отчеты:
-обуславливают понимание важности пополнения педагогических знаний;
-побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;
-оказывают информационную , консультативную помощь;
-обогащают опыт работы;
-дают возможность пережить радость успеха публичного выступления, умение вступать в диалог, дискутировать;
-помогают организовать взаимообучение.
В течение реализации методической модели по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были подготовлены и проведены мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию условий, необходимых для теоретического и практического осмысления опыта других ДОУ нашего района. Проведены консультации и презентации: «Метод проектов в образовательной работе детского сада», «Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования», «Организация исследовательской деятельности дошкольников как средство реализации ФГОС» и другие.
Такой подход учит педагогов выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, условия, осознанно подходить к выбору методической темы. В процессе такой работы был освоен и внедрен в практику метод проектов. На заседании Педагогического Совета в мае 2015 года педагоги ДОУ защищали реализованные в группах проекты, учились выступать публично.
Для организации образовательного процесса в современных условиях модернизации педагоги были обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования.
Основным направлением в этой обрасти явилось ознакомление, изучение и реализация ФГОС ДО. Для успешной реализации ФГОС ДО мною был создан план. (Приложение ). Создана творческая группа по разработке ООП ДОУ.
Для педагогов проводились
-консультации: «ФГОС _ основа модернизации дошкольного образования»;
«Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»;
«Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) в соответствии с ФГОС ДО»;
«Организация предметно- пространственной развивающей среды ДОУ с учетом требований ФГОС»;
семинар- практикум: «Обучение педагогов работе на компьютере »;
«Ведение рабочих программ в ДОУ»;
деловая игра: «Своя игра»;
тесты.
В результате такой работы педагоги освоили ФГОС ДО, разработали рабочие программы.
Одним из факторов повышения профессиональной компетенции является самообразование педагогов. Полезным делом в повышении уровня самообразования в нашем дошкольном учреждении стало составление портфолио педагога, позволяющее каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность. С портфолио может ознакомиться любой педагог. Пополненный опыт педагогов позволил им реализовать свой творческий потенциал, который реализуется в кружковой работе, участии в городских и районных конкурсах.
Педагоги выросли профессионально, у них ярко выражен интерес у инновациям, они возглавляют работу творческих групп, обобщают свой опыт на районных методических объединениях.
Исходя из вышеизложенного можно подвести итоги:
в процессе систематической методической работы была разработана и апробирована модель по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ, результатами которой являются следующие показатели: 68 % педагогических работников повысили уровень теоретической подготовки.
По результатам повторного исследования по шкале профессиональной компетентности педагогов- 13 % имеют низкий уровень (молодые педагоги, вновь пришедшие), 55 %-средний уровень и 32% -высокий.
В ДОУ реализован план внедрения ФГОС ДО. Реализуется постоянно действующий семинар по реализации ФГОС. Разработана и внедрена основная образовательная программа МКДОУ д/с № 408, рабочие программы специалистов и воспитателей.
Педагоги ДОУ овладели ИКТ технологиями, методом проектирования, опытно- экспериментальной деятельностью.
По итогам мониторинга у дошкольников наблюдаются положительные тенденции в освоении основной образовательной программы . Воспитанники ДОУ являются дипломантами и лауреатами конкурсов различного уровня. Педагоги участвуют в дистанционных всероссийских, городских и районных конкурсах, распространяют и обобщают свой передовой опыт.
Приложение 4
Шкала профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ
Высокий уровень: для педагога характерны стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся такие, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу. Можно адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.
Средний уровень: для педагога характерны позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и методиками, способность к объективному анализу теории и практики воспитания и обучения. Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных дискуссиях, реже становится инициатором личных выступлений. Реализуя потребность быть признанным, стремится к повышению своей квалификации, охотно участвует в конкурсах. Может адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.
Низкий уровень: для педагога характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная (чаще заниженная самооценка). Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Ему важно ощущать себя частью коллектива, группы, однако он не стремится участвовать в выступлениях перед коллективом. Может положительно оценивать активные формы работы с педагогами, однако увереннее чувствует себя в коллективной работе, не требующей открытого проявления своего мнения перед аудиторией. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое, зачастую из-за неуверенности в правильности своего решения. Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно воспринимает критику коллег и руководителя.
Приложение 5
Анкета для педагогов ДОУ «Профессиональный портрет»
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов анкеты, целью которой является получение актуальной информации для повышения качества методической поддержки педагогов нашего ДОУ.
Выберите наиболее подходящие для Вас варианты ответов на предложенные вопросы и отметьте их галочкой либо предложите свой вариант.
Фамилия имя отчество
__________________________________________________________________
1. Стаж моей профессиональной деятельности:
А) до 5 лет;
Б) от 5 до 10 лет;
В) от 10 до 20 лет;
Г) свыше 20 лет.
2. Я считаю, что мне:
А) требуется методическая помощь в организации педагогического процесса;
Б) методическая помощь требуется лишь частично;
В) не требуется методической помощи в организации педагогического процесса.
3. Повышение квалификации для меня – это…
А) предмет постоянной заботы: я стараюсь всегда быть в курсе новинок и передового опыта в образовании; при возникновении затруднений обращаюсь как к практическому опыту решения данной проблемы, так и к ее научным обоснованиям;
Б) вопрос эпизодический: при возникновении затруднений стараюсь найти подходящее решение в передовом опыте педагогов – практиков;
В) считаю имеющийся у меня опыт и квалификацию достаточными для успешного решения поставленных педагогических задач.
4. В своей работе с детьми я:
А) использую традиционные форы и методы работы;
Б) совмещаю новые и традиционные формы и методы работы;
В) стараюсь внедрять современные подходы к организации педагогического процесса.
Если на вопрос №4 вы ответили «А» или «Б», пожалуйста, ответьте на вопрос №5. Если на вопрос №4 вы дали ответ «В», пропустите вопрос №5.
5.Я не использую / мало использую в своей работе современные подходы (методы, приемы, технологии), потому что:
А) традиционные формы и методы работы наиболее отвечают моим предпочтениям;
Б) хотелось бы использовать современные технологии и методы в своей работе, однако я не имею о них достаточных представлений;
В) (свой вариант) ___________________________________________________
__________________________________________________________________
6. В основном для решения задач в своей педагогической практике я…
А) чаще всего использую традиционные, наработанные методы и приемы, предпочитаю пользоваться созданными ранее мной или моими коллегами, либо опубликованными готовыми конспектами тех или иных мероприятий;
Б) могу создать свое оригинальное решение задачи, когда в этом возникает необходимость;
В) всегда стараюсь творчески преобразовать имеющийся материал либо создаю свой.
7. При необходимости получить методическую, практическую помощь в своей работе я, скорее всего, обращусь:
А) к заведующему, старшему воспитателю ДОУ;
Б) к коллегам по детскому саду, другим специалистам детского сада;
В) предпочитаю решать проблемы в кругу педагогов своей группы.
8. На методических мероприятиях в ДОУ я…
А) активный участник: всегда стремлюсь участвовать в подготовке методических мероприятий, выступлениях перед коллегами, активных обсуждениях;
Б) оппонент: личным выступлениям предпочитаю участие в обсуждении выступлений своих коллег, при необходимости могу включиться в активные действия;
В) наблюдатель: предпочитаю оставаться в стороне, часто теряюсь при необходимости вступить в диалог.
9. В основном я посещаю методические мероприятия:
А) с удовольствием, с ожиданием открытия для себя нового и интересного;
Б) с чувством вынужденности моего присутствия;
В) затрудняюсь ответить.
10. В данный момент я:
А) хорошо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ;
Б) слабо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ.
11. Я могла бы поделиться опытом работы по следующим направлениям педагогической деятельнос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...
Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....
Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
В мастер-классе представлена методика проведения ООД по ФЭМП. Предложены интересные игры и задания для детей....
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»...