"Давайте жить дружно!"
проект (старшая группа) по теме

Никонова Ирина Викторовна

Фрагмент организации проекта для старшего дошкольного возраста по формированию у детей опыта доброжелательного и уважительного взаимодействия с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_zhit_druzhno_fragment.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Карелия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей №98 «Сказка»

ПРОЕКТ

«РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»

Старший дошкольный возраст

Авторы проекта:

Бельская Светлана Ивановна, воспитатель,

высшая квалификационная категория

Никонова Ирина Викторовна, воспитатель,

первая квалификационная категория

Аннотация проекта:

Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения — важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и нравственные качества.

Почему мы именно эта тема вылилась в проект? Потому что дети старшей группы вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становится для них самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен.                                                                 Само же общение развивает ребёнка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников: в группе все это делают по- разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается.                                                  

 Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, в игре, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети не всегда умеют правильно общаться друг с другом. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, приветливо и в речи часто можно услышать вежливые обращения ко всем членам семьи, если ребёнку всегда объяснят причину, почему так не следует говорить или поступать, посоветуют, как себя вести правильно, то и ребёнок считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив. Этому пока мы в группе учимся. Мы много говорим с детьми о дружбе, как поступают настоящие друзья, проигрываем ситуации различные, где детям надо проявить сочувствие другу, суметь договориться именно с помощью слов, а не кулаков.  Часто случаются ссоры между детьми именно из – за того, что дети не умеют договариваться, уступать друг другу, пожертвовать чем- то ради другого. Поэтому видя возникший конфликт между детьми, мы его обязательно разбираем, даём каждому ребёнку высказаться, подумать правильно ли он поступил, а как именно надо сделать. Ну а если возникла ссора, то надо уметь и помириться.     Нередко у нас детская дружба не выдерживает сколько-нибудь серьёзного испытания: так интересно было играть вместе, а вот чем- то поделиться, что- то сделать в ущерб себе ради друга, мы не можем и не хотим. Поэтому приходиться объяснять их неправоту.

В основном в группе преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже появляется и парная дружба. Дети дружат с теми, к кому испытывают симпатию и уважение.  Возрастает избирательность дружеских контактов. Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.

Таким образом ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, а в том числе и подготовки его к школе.

Гипотеза: если через систему игр и совместную деятельность, направленную на установление доброжелательных отношений с окружающими, продолжать формировать опыт поведения у детей во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, то это будет способствовать развитию умения согласовывать свои действия с партнерами по деятельности, не прибегая к негативным формам выражения своего несогласия, воспитанию уважительного отношения к окружающим людям.

Объект: доброжелательные, уважительные отношения во взаимодействии с окружающими.

Предмет: опыт поведения в различных ситуациях общения

Актуальность: 

В своей работе мы (педагоги) часто сталкиваемся с детской агрессивностью, неумением и нежеланием детей правильно выходить из конфликтных ситуаций. Одна из задач педагога –создавать и сохранять эмоциональный  комфорт в группе, поэтому воспитание детей должно быть направлено на развитие умения понимать окружающих людей,  доброжелательно к ним относиться, стремиться к общению и взаимодействию. Важное место в этом процессе принадлежит расширению общих представлений детей об окружающем мире, углублению представлений о людях – взрослых и детях, формированию ориентации в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости.

Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение взрослых (воспитателей и родителей) к ребенку, умение поддержать в группе и дома спокойную жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка взрослого, искренний доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь становятся для дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.

Именно поэтому необходимо организовывать жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.

Цель: формировать у детей опыт доброжелательного и уважительного взаимодействия с окружающими.

Задачи: для детей:

 - через систему игр и совместную деятельность развивать умение правильно выходить из конфликтных ситуаций, не прибегая к негативным формам выражения своего несогласия;

- уточнять знания детей о правилах общения;

- формировать навыки культурного общения с окружающими; 

для педагогов:

-ознакомиться с современной методической литературой по теме проекта;

-провести цикл мероприятий по теме;

-организовать фотовыставку и выставку детских рисунков;

-разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по теме;

-привлечь родителей к участию в мероприятиях проекта.

Тип проекта: краткосрочный (2 недели).

Вид проекта: творческий.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Обеспечение проекта: картотека игр, направленных на формирование доброжелательных отношений у дошкольников, конспекты НОД        , сценарий родительского собрания «Поговорим о дружбе»; подбор художественной литературы по теме, фотовыставка, мультфильмы и песни о дружбе, информация для родителей, методики на выявление межличностных отношений, материалы для рисования (восковые мелки, бумага).

Предполагаемые результаты: установление доброжелательных, уважительных отношений в группе, создание и сохранение положительной эмоциональной обстановки.  Дети становятся менее агрессивными, уменьшается количество ссор и конфликтов.

План проекта

Этапы и сроки

Содержание

  1. Подготовительный этап

  1. Основной этап

В течение недели

В ходе режимных моментов

В течение двух недель

В ходе режимных моментов и на прогулке

В ходе режимных моментов

Утро, вечер

3.Заключительный этап.

  • Постановка цели и задач
  • Составление плана проекта
  • Изучение литературы по теме
  • Подбор методик на выявление межличностных отношений
  • Привлечение родителей к участию в проекте, изготовление приглашения (афиша)
  • Сбор и накопление материала:

- подбор мультфильмов и песен о дружбе, художественной литературы, игр

- подбор конспектов НОД

- фото для выставки

- разработка сценария родительского собрания

- разработка конспекта НОД Художественное творчество «Портрет моего друга»

Проведение методик и обработка результатов:

- «Коробка без дна»

- «Два домика»

- «Секретики»

(приложение 1)

Просмотр мультфильмов на тему «Дружба»

Чтение художественной литературы:

- Е.Серова «Нехорошая история»

- А. Барто «Игра в стадо», «Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке»,  «Подружки» , «Сонечка»

 - А. Кузнецов «Поссорились»

 - С. Михалков «Мы с приятелем…», «Песенка друзей»

 - В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

- Д. Габе «Моя семья»

- В. Осеева «Волшебное слово»

- С. Козлов «Зимняя Сказка»

- Э. Мошковская «Вежливое слово»

- РНС «Теремок», «Зимовье», «Кот и петух»,  «Лиса и заяц»,  «Петушок – золотой гребешок»,  «Пузырь, соломинка и лапоть».

- Р. Сеф «Сказка о длинненьких и кругленьких человечках»

- И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука!»

Прослушивание песен из мультфильмов о дружбе

Область Коммуникация и Социализация:

- «Урок вежливости в школе игрушек»

- «Дружба»

(источник: проект «Давайте жить дружно» Панарина И.Б. Челябинск  2012)

(приложение 2)

Фотовыставка «Дружба» отражающая общение, совместные дела, любовь и нежность детей и взрослых (родители и дети, бабушки и внуки), дружеское общение детей разного возраста.

Проведение опроса среди детей:

-Что такое дружба?

-Что такое взаимовыручка?

-Что такое нежность?

-Что такое любовь?

-Что такой настоящий друг?

-Что такое отзывчивость?

Фотовыставка оформлялась высказываниями детей

цикл игр «Дружно жить – значит дружбой дорожить» направленный на формирование понятий “друг”, “дружба”, умений видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других (приложение 4)

НОД Область Художественное творчество:

Рисование восковыми мелками «Портрет моего друга» (приложение 3)

Индивидуальная работа

О.Л.Князева, Р.П.Стиркина «С кем ты дружишь?!» пособие для детей старшего дошкольного возраста – М., Просвещение, 2005.

Ситуации, общение:

- Что такое дружба?

- Можем ли мы жить в группе дружно, не ссориться?

- Как можно договориться, не ссориться?

- Как слушать собеседника и вести себя во время разговора?

- Секреты волшебных слов.

- Почему нужно быть вежливым?

- К. Ушинский «Сила не право» (чтение и обсуждение)

- С. Михалков «Как друзья познаются» (чтение и обсуждение)

 - Создание картотеки игр, направленных на формирование понятий “друг”, “дружба”, умений видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других (приложение 4);

 - Выставка работ детей;

 - Итоговое родительское собрание. Круглый стол «Поговорим о дружбе» с чаепитием (приложение 6);

 - Оформление проекта (печатная  и электронная версия).

Обработка результатов методики «Коробка без дна»

Подготовка исследования: подобрать с учетом возраста ребенка материал (коробка с цветными кубиками). Предложить построить из кубиков дом.

Проведение исследования: эксперимент проводится с детьми в паре.

Протокол содержит: (с помощью наблюдения педагог фиксирует): эмоциональную реакцию каждого ребенка: мимика, поза, жесты; практические действия: а) самостоятельные; б) с побуждения педагога.

Характеристика уровней:

Высокий уровень — дети, активно включающиеся в изменение ситуации, проявляющие отзывчивость;

Средний уровень — дети, замечающие эмоциональное неблагополучие сверстника, но не включающиеся в активную помощь;

Низкий уровень — дети, проявляющие равнодушие к эмоциональному состоянию сверстника.

Стимульный материал: цветные кубики в коробке, схемы постройки.

Таблица 1

ФИ ребёнка

Эмоциональная реакция

Практические действия с помощью взрослого

Практические действия –самостоятельно

Итог

1

Руслан

Застыл на месте

+

с

2

Алиса

Посмотрела спокойно

+

с

3

Соня

растерялась

+

с

4

Лена

Стала молча собирать обратно в коробку

+

в

5

Богдан

Стал молча собирать обратно в коробку

+

в

6

Коля

Стал молча собирать обратно

+

в

7

Паша

Рассмеялся

+

с

8

Лиза

Вопросительно посмотрела на педагога

+

с

9

Шура

Посмотрела виновато, стала собирать

+

     с

10

Ксюша

Растерянно сказала «ой!»

+

с

11

Саша К.

Стал очень быстро собирать

+

в

12

Ева

Стала собирать кубики

+

в

13

Арсений

рассмеялся

+

с

14

Миша К.

Усмехнулся, стал собирать

+

в

15

Саша Г.

Промолчала равнодушно

+

н

16

Олеся

Очень удивилась

+

с

17

Дима

промолчал

+

н

Итог: общее количество детей – 17;

           низкий уровень – 2 ребенка;

           средний уровень – 9 детей;

           высокий уровень – 6 детей.

Обработка результатов методики «Секретики»

Подготовка и проведение исследования: подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные) по три штуки на каждого ребенка и шесть-восемь запасных. Перед началом эксперимента каждому ребенку сказать: «Сейчас мы будем с тобой играть в интересную игру. Она называется «Секрет». Все дети нашей группы по очереди, по секрету будут дарить друг другу подарки. Делать это надо так, чтобы никто не видел. Я дам тебе три картинки, и ты подаришь их кому захочешь, только каждому ребенку по одной. Если захочешь, можно положить и тем детям, которые болеют» (последнее сказать между прочим, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное). Затем ребенку предложить три картинки, и экспериментатор спрашивает, какая из трех ему больше всего нравится, затем из оставшихся двух. Ребенок раскладывает картинки по шкафчикам. После того как ребенок сделал свой выбор, спросить: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку...(называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?». Затем сказать: «Если бы у тебя было много-много картинок и кому-нибудь из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Затем ребенка спрашивают: «А как ты думаешь, кто из детей вашей группы может подарить картинку тебе?»

В протоколе было зафиксировано следующее:

  1. Как ребенок принимает задачу подарить картинки другим;
  2. Имена детей, которым отдал 1, 2, 3 выборы;
  3. Обоснование первого выбора;
  4. Ожидаемые выборы;
  5. Воспроизведение выбора.

Итог: в результате проведенного исследования в группе было выявлено два лидера: Саша Х., Егор К., два ребенка картинки не получили.

Обработка результатов методики «Два домика»

Подготовка исследования: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
На листе бумаги рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.
Проведение исследования: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике». Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Итог: в результате проведения методики каждый ребенок «побывал» в красном домике, предпочтения распределились равномерно, явных «изгоев» в группе нет.

Вывод: В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже появляется и парная дружба. В группе два явных лидера – один среди мальчиков, один среди девочек. Явных «изгоев» нет. Многие дети активно включаются в изменение ситуации, проявляют отзывчивость; некоторые дети замечают эмоциональное неблагополучие сверстника, но не включаются в активную помощь.

В связи с этим дальнейшая совместная деятельность в ходе реализации проекта направлена на использование приемов, средств, методов обучения, способствующих стимулированию активности и самостоятельности каждого ребёнка, развитию умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; на приобщение дошкольников к доступным формам гуманного культурного поведения, а также на формирование адекватной самооценки каждого ребёнка (в том числе и лидеров).

Практическая значимость проекта:

В ходе реализации проекта мы использовали приемы, средства, методы обучения, способствующие развитию умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. По наблюдениям после проведения проекта дети стали чаще объединяться в небольшие подгруппы для общей игры, разворачивать общий сюжет, проявлять внимание к желаниям других детей, стремиться к согласованным действиям, следовать в отношениях со сверстниками требованиям культуры поведения.  Пусть не все дети, но некоторые из них стали замечать затруднения сверстников, их огорчение или радость, по собственной инициативе доставлять радость или оказывать помощь.

Конечно, в рамках двухнедельного проекта не решить всех задач по формированию ориентации в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости и доброжелательных отношений. Поэтому планируется дальнейшая работа в этом направлении.

Список литературы

1.Р.С. Буре Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дружные ребята. Москва «Просвещение» 2004.

2.Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1986.

3. «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85.

4. «Беседы на этические темы» Д/в №4-88.

5. «Ребенок и сверстники» Д/в №9-88.

6. «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90.

7.Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-89 г.

8.Шипицина Л.М. «Азбука общения» С-П. Детство Пресс, 1998 год

9.Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» Москва, 2005.

10.См.: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И, Логинова, Т. И. Бабаева, Н, А. Ноткина, под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайлочой, Л. М. Гурович. Изд. 3-е, перераб. СПб.: Детство-пресс, 2007.

11.О.Л.Князева, Р.П.Стиркина «С кем ты дружишь?!»  Пособие для детей старшего дошкольного возраста – М., Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию. «Ребята давайте жить дружно»

«Ребята, давайте жить дружно» Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершен...

Программа "Давайте жить дружно"

Программа направлена на формирование навыков общения у дошкольников....

социально-нравственный проект "Давайте жить дружно!"

формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников....

Образовательно-развивающий проект «Давайте жить дружно»

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста от 2-х до 3-х лет...

Конспект по социально-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно"

Конспект по социально-нравственному воспитанию ....

Конспект занятия в подготовительной группе « Давайте жить дружно!»

Конспект  занятия в подготовительной группе« Давайте жить дружно!» Цель занятия: социальное развитие личности, освоение детьми разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношени...

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"."

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"....


 

Комментарии

Киреева Раиса Викторовна

Ирина Викторовна, мои первокурсники в среднем им сейчас уже по 16-17 лет, второй семестр, но игра в "подарочки" актуальна и то кого бы каждый из них пригласил к себе в гости тоже, только вот что я хочу сказать, все о детском возрасте и о детском возрасте , а для 15-16 летнем не в школе , а при вступлении их в новый коллектив, новые формы отношений с новыми педагогами нет. Классное руководство с первокурсниками сложное дело, преподаватели просто избегают классного руководства.