Главные вкладки

    Речевые формулы общения с детьми
    консультация на тему

    Сысоева Надежда Петровна

    - Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)

    - Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?

    - Какие молодцы! (Если 100% успех)

    - Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные…

    - Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!

    - У вас хорошо получается!

    - Замечательно! Мне нравится ваша реакция…

    - Мне понравилось, как вы справились с заданием.

    - Я вам благодарна за ваше настроение!

    - Сегодня мы с вами сделали очень много…

    - Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?

    - Многие из вас работали  хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?

    - Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

    - Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

    - Ваш поступок привел меня в восхищение!

    - Мне кажется, вы можете сделать лучше.

    - Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formuly.docx36.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевые «формулы» оценивания

    Кому адресовано

    Похвала

    Порицание

    Всем вместе

    - Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)

    - Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?

    - Какие молодцы! (Если 100% успех)

    - Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные… 

    - Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!

    - У вас хорошо получается!

    - Замечательно! Мне нравится ваша реакция…

    - Мне понравилось, как вы справились с заданием.

    - Я вам благодарна за ваше настроение!

    - Сегодня мы с вами сделали очень много…

    - Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?

    - Многие из вас работали  хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?

    - Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

    - Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

    - Ваш поступок привел меня в восхищение!

    - Мне кажется, вы можете сделать лучше.

    - Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось)

    - Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)

    - Я расстроилась из-за вашего поступка…

    - Как вы думаете, почему я расстроилась?

    - Я не ожидала такого вашего отношения ….

    - Я рассчитывала на другой результат…

    - Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?

    - Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?

    - Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!

    - На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько»)

    - Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили?

    - Как вы думаете, почему мы мало сделали?

    - Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось…

    Мальчикам

    - Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?

    - Ты сегодня герой дня!

    - Как ты сегодня смело поступил!

    - Ты сегодня был очень отзывчив!

    - Ты сегодня совершил мужественный поступок!

    - Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!

    - Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия)

    - Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!

    - Ты настоящий: герой,  рыцарь, защитник!

    - Я тобой горжусь, ты сегодня ….

    - Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится….

    - Ты настоящий художник (поэт, строитель)!

    - Ты очень любознательный!

    - Ты настоящий капитан!

    - Какой же ты сегодня джентльмен!

    - В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?

    - Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)

    - А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?

    - Я огорчена, ведь я знаю что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).

    - Мне кажется, твой поступок не очень красив…

    - Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)….

    Девочкам

    - Какая ты у меня умничка!

    - Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!

    - Твой рассказ меня тронул…

    - Я вижу, что ты сегодня (старалась….)

    - Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень!

    - Как хорошо, что ты  помогла своей подруге!

    - Настоящая принцесса, красавица, звездочка…

    - Какая ты сегодня эмоциональная!

    - Ты сама это сделала?

    - Ты умница, ты сделала здорово!

    - Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!

    - Твоя скромность очень украшает тебя!

    - Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….

    - У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…

    - Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого?

    - Ты у меня самая лучшая помощница!

    - Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?

    - Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?

    - Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?

    - Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?

    Памятка № 1 «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»

    Шаг 1

    Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

    Дети, раннего возраста

    Дети дошкольного возраста

    Цыплята

    Знайки и  умейки

    Зайчата

    Юные друзья

    Крошки

    Умники и умницы

    Богатыри и дюймовочки

    Девчонки и мальчишки

    Рыцари и  принцессы

    Почемучки

    Дочки и сыночки

    Богатыри и дюймовочки

    Девчонки и мальчишки

    Дочки и сыночки

    Солнышки

    Рыцари и  принцессы

    ВАЖНО:

    соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

    СОВЕТ:

    при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

    Шаг 2

    Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

    • Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)?
    • Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех  желающих присоединиться к нам.
    • Педагог  в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова.

    - Внимание! Внимание!  Срочно отправляемся на прогулку!

    - Срочно требуется помощь!

    - Открывается мастерская! и др.

    • Кто меня видит – топните ножкой,
    • Кто меня слышит – хлопни в ладошки!
    • Раз, два, три – все ко мне скорей беги!
    • Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
    • Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
    • Кто любит мультфильм….. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня  ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
    • Очень хочу с вами посекретничать……
    • Интересно,  кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?...
    • Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент.

     - Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)!

    - А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!

    В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

    В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

    - Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать?

    - Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную) игру с ………? (назвать предмет)?

    • При утренней встрече детей  педагог приклеивает к одежде ребенка  сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д.) со словами:

    - Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз!  Сегодня у нас будет интересный день!

    Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:

    - Приглашаются ребята на солнечную полянку  и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!

    - На солнечной полянке сегодня праздник урожая…..

    - На звездной полянке сегодня……

     

    Памятка № 2«Как   мотивировать детей, чтобы  они  САМИ  захотели с вами играть?»

    1. Создать проблему

    • - Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)

    - Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)

    - Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)

    - Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ……..)

    2. Подключить органы чувств

    • Звучит  музыка, между детьми  и педагогом начинается диалог.

    - Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?  

    В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

    В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос

    Какая музыка      О чем  вы думаете,

    нравится тебе?                                  когдаслышите эту музыку?  

    - Чем бы вам хотелось заняться,слушая её?

    - А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!

    - Что необходимо будет тебе, Катюша,  для этого? А тебе, Иван?

    3. Провоцировать

    • В зимний период года дети собираются на прогулку.

    -Ребята! У меня для вас замечательное предложение -  верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).  

    - Надевая всю эту одежду, мы потратим  много времени, и наша прогулка сократится….(ответы детей)

    - Что же произойдет, если мы не наденем  эти вещи?(ответы детей)

    - Что вы предлагаете сделать?

    4. Просить помощи

    - Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой….. (дождаться вопросов детей)

    - Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.

    - Как вы думаете,  что мы можем представить в этом фильме?

    - Как нам это сделать?

    • - Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве,  и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).

    - Что будем делать?

    Памятка № 3 «Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается) ?»

    Шаг 1

    Ответьте для себя на следующие вопросы:

    1. Вам важно, чтобы ребенок  НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ,  не почувствовал себя лишним и ненужным?
    2. Вам важно, что ребенок  все же захотел играть вместе с вами?
    3. Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?

    Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите  шагу № 2

    Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию

    Шаг 2

    Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:

    1. «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша!  Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
    2. «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
    3. «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
    4. «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
    5. «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам.  Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
    6. «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
    7. «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.),  но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»

    ВАЖНО:

    • иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!

    • иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.

    Памятка № 4 «Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»

    Шаг 1

    Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

    Дети, раннего возраста

    Дети дошкольного возраста

    Цыплята

    Знайки и  умейки

    Зайчата

    Юные друзья

    Крошки

    Умники и умницы

    Богатыри и дюймовочки

    Девчонки и мальчишки

    Рыцари и  принцессы

    Почемучки

    Дочки и сыночки

    Богатыри и дюймовочки

    Девчонки и мальчишки

    Дочки и сыночки

    Солнышки

    Рыцари и  принцессы

    ВАЖНО:

    соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

    СОВЕТ:

    при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

    Шаг 2

    Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

    • Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
    • Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились?  (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
    • А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ……….(игре, ситуации, на прогулке)!
    • Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь……..(педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно? Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
    •  А тебе не будет скучно одному?
    •  Как жаль, что ты не узнаешь...
    •  А ты не хотел бы помочь (указать кому)…
    •  А вдруг твой совет окажется самый  важным?…
    •  А как же мы без тебя справимся?
    •  А может быть, ты присоединишься к нам позже?

    ВАЖНО:

    понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль,  окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!

    • Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?

    В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

    В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос

    - Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь!

    - Хочешь узнать, что мы будем делать с ………? (назвать предмет)?

    • Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок

    - Тогда ты мне можешь мне помочь, собери в него все интересные дела, какие  только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?  (

    СОВЕТ: в знак скрепления  партнерских отношений можно  пожать руки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

    Советы для воспитателейю «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями....

    Памятка воспитателю "Речевые формулы" для конструктивного общения с родителями

    Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям комм...

    Речевые «формулы» общения педагога с детьми

    Речевые «формулы» общения  педагога  с детьми...

    Психолого-педагогическая мастерская . Речевые формулы для конструктивного общения с родителями.

    Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, ха...

    Речевые формулы для конструктивного общения с родителями

    Методические рекомендации для педагогов по построению диалога с родителями...

    Консультация для воспитателей "Речевые формулы для конструктивного общения с родителями"

    Консультация для воспитателей "Речевые формулы для конструктивного общения с родителями"...

    "Речевые формулы" для конструктивного общения с родителями.

    Рекомендации помогут начинающим педагогам в работе с родителями....