Статья «Игры для детей раннего возраста»
статья (младшая группа) по теме

Дети раннего возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, т.е. они учатся любить себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx6.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Игры для детей  раннего возраста»

    Ранний возраст ребенка- это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

     Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может прибрести "психологические ценности", которые будут с ним всю последующую жизнь. А.В.Запорожский писал: "Возникающие на ранних возрастах степенях психологические новообразования имеют непреходящее, "абсолютное" значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад  в формировании личности". Поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, форсировать его "взросление". Развитие - это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребенка.

    Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3-х лет- предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Л.С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей "жизненной ситуацией развития", реально существует и развивается не ребенок, а система "взрослый-ребенок", из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители - его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основным источником развития личности ребенка.

     Таким образом, то, в каком направлении пойдет развитие ребенка, зависит от взрослых, вернее, от их отношения к его действиям. Активное участие взрослых в воспитании ребенка- это не обязательное вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.

Для этого необходимо:

- обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности собственного ребенка;

- окружить ребенка душевным светом, теплом, заботой, лаской и ответственностью;

- дать ребенку духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;

- предоставить свободу действий в безопасном пространстве;

- не ограничивать его в экспериментировании;

- быт терпеливым, не спешить учить ребенка по своей программе и своей логике; дат ему возможность действовать как он может, потому что нельзя чему-то научить не упражняясь в этом;

-  утолять его жажду в познании всего вокруг, признавая важность его прикосновения к вещам, его стремление сделать что-то самому, манипулировать познавая свойства мира.

     Предметная деятельность и игры с составными игрушками- ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его  разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задания на подбор их по свойству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

    Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Таким образом,  сенсорный опыт ребенка - основа познавательного развития. Поэтому для ребенка до 3-х лет крайне необходимы игрушки:

* игрушки для нанизывания различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);

* для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия (сортеры);

* для прокатывания;

* образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнуровками, липучками, молниями, кнопками);

*разной величины, формы и цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур отличающихся по форме и т.д..

Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.), при этом хотелось бы очень предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, "страшилок" и др.

При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

- посильность требований;

- постепенность усложнений.

Если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

   "У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь" - А.Макаренко.

Быть отцом или матерью - одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Родители для ребенка самые первые, самые лучшие и важные воспитатели.

   "Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту" - Ж.Ж.Руссо.

Исп.литература: "Воспитатели и родители", Л.В. Загик, В.М.Иванова, М.,1985;"Детская психология. Проблемы возраста. Выготский Л.С. Собр.соч. 1982-1984;Ступени общения: от ода до семи лет" Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.,М., 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Игра - серьёзная задача. (для детей раннего возраста)

Игра для ребенка, это освоение им,  его окружающей действительности. Именно  играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми....

Статья: Игра, как основная форма обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста

Игра способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, ...

статья: "Игра как средство социализации в детском возрасте."

Развитие социализации детей дошкольного возраста в игре...

Статья "Игра в старшем дошкольном возрасте".

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. "Игра возникает в ходе исторического развития общества в ...

Статья «Игры с детьми раннего возраста»

Статья содержит:1. Актуальность темы.2.Хороводные игры.3.Познавательные игры.4. Игры на развитие восприятия и мышления.5.Игры на развитие общения между детьми.6.Игры с простыми правилами.7. Игры по...

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»...

Статья "Игры для детей раннего возраста на период адаптации к детскому саду"

Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям особенно актуальна в наше время. Дети, впервые поступающие в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей, которые самостоятельно сложно преодолеть....