Мастер-класс
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа «Прогимназия»

Мастер-класс на тему:

«Методика руководства

сюжетно-ролевыми играми

в ДОУ»

                                                                                   

      подготовила воспитатель: Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна

   

                         г.Сургут 2016г

   С.Б.  Уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать в нашем зале. «Детство – это игра, игра – это детство».

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от воспитателя большого мастерства и педагогического такта.

Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

 Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:

 • наблюдения;

 • целевые прогулки;

 • экскурсии

 • беседы;

 • чтение художественной литературы;

 • просмотр кино, видеофильмов;

 • занятия (особенно речевые)

 • рассмотрение иллюстраций;

 • ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

 • организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);

 • игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;

 • изобразительная деятельность;

 • игры-имитации;

 • мнимые «телефонные разговоры»;

 • придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ;

 • «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).

 Прямое руководство (с вмешательством в игру).

 Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.

 Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.

 Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры - использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

  Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

  Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.

С.Б.А сейчас я попрошу выйти ко мне  6 человек. (Предлагаю им тянуть номерки: номера 1,3,5 –одна команда; 2,4,6 - другая команда. Садятся за столы)

(Столы стоят напротив друг друга по сторонам зала, на них поставить елочки).

С.Б. – Мы с вами сейчас поиграем  в интеллектуальную игру: «Заморочки из бочки».(предлагаю педагогам вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос. Кто отвечает правильно – получает игрушку для своей елочки).

Вопросы:

1.Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)

2.Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? ( это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

3. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации).

4. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте?(«Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Библиотека», «Мы строители», «Космонавты», «Военные»)

5. На какие группы делятся приемы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные).

6. Какие приемы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре; участие в сговоре детей; разъяснения; показ оказания помощи; совет в случае затруднений).

7.Какие приемы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры; чтение художественной литературы; беседы о прочитанном; экскурсии и целевые прогулки; составление альбомов; встречи с интересными людьми; изготовление и пошив костюмов, атрибутов).

8.Чем отличаются приемы руководства сюжетно-ролевой игрой  у малышей от приемов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует  прямые приемы, а с детьми  старшего дошкольного возраста- косвенные приемы руководства).

С.Б. Молодцы, справились с вопросами. Ну что, ж, идем дальше. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда под названием: «И все-таки игра!». Кроссворд будете разгадывать командой. Чья команда раньше справится с заданием, получит приз.

Включается спокойная музыка).

С.Б. А пока работают команды, я поиграю с вами (обращается к зрителям). Сейчас мы с вами определим составляющие сюжетно-ролевой игры. Я задаю вопрос – вы отвечаете.

Итак, вопрос первый: Это сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, представляющий собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.(Сюжет)

Вопрос второй: Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.(Содержание)

Вопрос третий: Это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.(Роль).

(Если команды не готовы, поиграть еще  со зрителями и провести конкурс

«Знатоки программы».

С.Б. Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.

- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

          (от 1,5 до 3,5 лет)

- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником.

            (от 3 до 4 лет)

- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры

            (от 4 до 5 лет)

- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным  сюжетосложением.

             (от 5 до 7 лет)

Л.Н. Ну что ж, наши команды закончили работать, и сейчас мы проверим правильность ответов в кроссворде.

(читаю вопрос – смотрим ответ. Кто быстрее и правильнее ответит – тому приз вручить)

Вопросы для кроссворда:

По вертикали:

1.Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

3.Современный легкий детский конструктор. (лего)

5.Спутник жизни детей. (игрушка)

7.Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

По горизонтали:

2.Первая игрушка малыша. (погремушка)

4.Место покупок в быту и в игре. (магазин)

6.Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8.Пособия для организации сюжетно-ролевой игры.(атрибуты).

С.Б. Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

С.Б.Я благодарю всех за участие в работе и примите от меня эти памятки по руководству сюжетно-ролевой игрой в детском саду. Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...