«Мой край и военное лихолетье»
проект (подготовительная группа)

Цель проекта: воспитывать у детей чувство к малой Родине, желание жить в мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Мой край и военное лихолетье»

Цель проектаВоспитывать у детей чувство любви к малой Родине, желание жить в мире.

Задачи:

  • Расширять знания детей о Воронежском крае об истории его развития.
  • Познакомить детей с военным историческим прошлым своего города.
  • Дать детям представление о героическом подвиге воронежцев в годы войны  (   Великой Отечественной войны)
  • Систематизировать знания детей о том, что в честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники, где горит Вечный огонь, лежат живые цветы.
  • Пробудить первые гражданские чувства дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. (Презентация)

Предварительная работа:

  • Рассматривание карт города Воронежа, Воронежской области, города Калача, иллюстрации
  • Чтение книг «Азбука родного края»     Веденеева (1994г.),
  • Рассматривание альбомов: «Воронеж в годы  Великой Отечественной войны», «Родной Воронеж», «Калач в годы Великой Отечественной войны».

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.                                                                                                                                            Время проведения проекта: с 1 ноября2015г по 29 февраля 2016 г.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный:                                                                                                                                                                                      сбор информации;                                                                                                                                                                                                                               работа с методической литературой;                                                                                                                                                                             составление плана работы над проектом.                                                                                                                                                                     2 этап – практический: реализация проекта (проведение НОД, беседы о войне, организация СДВД, игры и др.)

3 этап – итоговый: подведение результатов (оформление фотовыставки «Наши Защитники» и «Экскурсии детей в музей», создание альбома «Стихи и песни о войне и победе», возложение цветов к Памятнику Победы, музыкально – литературный праздник.

     

Продукты проектной деятельности:

  • Презентация «Воронеж –город воинской славы»;
  • Графическая карта Воронежской области;
  • Консультация для родителей «Книги о войне для дошкольников»;
  • Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне»;
  • Выставка рисунков  военной тематики;    
  • Альбом «Пословицы о войне и мире»;
  • Альбом «Стихи и песни о войне и победе».                                                                                                                                                                                                                        

     Предметно – развивающая среда: 

  • Оформление уголка «Боевой славы»;
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием;
  • Наглядно – дидактический  материал на тему Великой Отечественной войны;                                                              
  • Художественная литература – рассказы, стихи, пословицы и поговорки о войне, о победе, о военных, о мире;
  • Песни военных лет;
  • Различные материалы  для продуктивной деятельности детей;

     Средства реализации проекта:

  • Использование различных видов деятельности: познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой;
  • Просвещение родителей и участие родителей в педагогическом проекте;
  • Организация развивающей среды;
  • Специально организованные занятия;
  • Посещение памятных мест города;
  • Посещение  музея;

Работа с родителями :

составление рассказов о родственниках, участников Великой Отечественной войны;

участие родителей в реализации проекта, помощь в  организации экскурсии.

Ожидаемые результаты:

  • Для детей:
  • формирование у детей  нравственно-патриотических чувств:
  • развитие монологической и диалогической речи воспитанников;
  • словарный запас детей пополнится следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт;
  • в результате реализации проекта у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, воспитанники овладеют знаниями о Воронежской области, Воронеже, Калаче о земляках, прославившихся подвигами военных лет, вербальными и невербальными средствами общения и способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах.

  • Для педагогов:
  • на этапах реализации проекта педагоги разработают авторские беседы с детьми: «История нашего города во время войны», «Памятные места нашего города».
  • повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
  • Для родителей:
  • активное участие и помощь  в тематических праздниках и фотовыставках, экскурсиях и целевых прогулках проводимых в рамках реализации проекта.

Реализация проекта

Виды деятельности

Познавательная

Игровая

Продуктивная

Художественно - речевая

Беседа: «Воронежцы в войне 1812»        

Цель: дать детям представление

о том, что война была        велась во имя мира, процветания и благополучия.  

Показ иллюстрации «Бородино»

Сюжетно-ролевая игра: «Военные»

Дидактическая игра:                                   «Что в военном пакете?»

Подвижные игры:                           «Кто дальше?»

Рисование «Это наша страна».

Слушание музыки Ф. Шуберт «Военный марш»,

«Воронеж в годы Великой Отечественной войны».

Цель: формировать представление о вкладе  города  в приближение

победы.                                    

показ презентации «Воронеж –город военской славы».

Сюжетно - ролевая игра: «Радисты»

Подвижная игра:                                        «Кто быстрее соберет»

Дидактическая игра: «Испорченный телефон»

Игры – экспериментирования:

«Секретное письмо»

Лепка «Военная техника»

Рассказ воспитателя

«Воронеж в годы Великой Отечественной войны».

Слушание музыки А. Аренский «День Победы

«Калач предфронтовой».

Цель: знакомить детей с расположением военных объектов находящихся на территории нашего города.

Работа с картой города, показ иллюстраций

Сюжетно-ролевая игра: «Военный корабль»,

Русские народные игры                  Перетягушки»,

Дидактическая игра:

 «Подбери картинку»

Подвижная игра на ориентировку в пространстве: «Пройди в указанном направлении».

Конструирование из деталей Лего-конструктора «Самолеты», «Корабли»

Чтение рассказа С. Баруздина «Слава» из книги «Шел по улице солдат»                                              

«Никто не забыт, ничто не забыто».

Цель: послушать рассказы

детей и родителей  о родственниках, участвовавших в войне.

Сюжетно-ролевая игра: «Моряки» (Подводная лодка)

Разучивание физминутки «Стойкий солдатик»

Этюд «Капитан»

Дидактическая игра: «Определи род войск по одежде»

Подвижная игра:                         «Передай пакет»                                

Аппликация «Голубь  - символ мира»

Рассматривание иллюстраций, посвященных ВОВ: - Подвиги солдат на фронте.

Чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки».

Рассматривание  иллюстраций с изображением воинов, фотографий родственников воевавших в ВОВ.

литературный праздник «Ко дню защитника Отечества» Встреча детей с участником Великой Отечественной войны.

Сюжетно-ролевая игра:                      «На учениях».

Подвижная игра:                                «Меткий стрелок»                            Цели: упражнять в метании, развивать ловкость.

Дидактическая игра:

«Чья форма»

Рисование палочкой на песке военной техники (танки, самолеты, корабли)

Чтения стихотворений, посвященных Дню Победы. Цель: Подготовить детей к празднику «День Победы», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага.

Исполнение военных песен:          «В землянке»  сл. А.А. Сурков, муз. К.Я. Листов,                                                                                                     

«Эх, дороги» сл. Л.Ошанин, муз. А.Новиков,                                                                                                                          

«В лесу прифронтовом» сл. М. Исаковский, муз. М. Блантера                         М. Блантер,                                                                                                                                                                                                             
«Катюша» сл.М. Исаковский, муз. М. Блантер,

 «Последний бой» сл. и муз. М. Ножкин,

«Алеша» сл. К. Ваншенкин, муз. Э. Колмановский

                                                                                                                     

Возложение цветов к памятнику погибшим воинам -  землякам.      Цель: прививать детям желание чтить память о погибших воинах -  земляках, возлагая цветы к памятнику; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Сюжетно-ролевая игра: «Зарница» Цели: закрепить знания детей о родах войск российской армии.

Дидактическая игра: «Защитники Отечества»

Подвижная игра:                                          «Кто дальше бросит гранату?»

Рисование «Праздничный салют»

Чтение  отрывка из стихотворения С. Баруздина «Салют».

Слушание песни «День Победы» сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов

Заключение

      В ходе проведенных мероприятий, дети научились ориентироваться в истории нашей страны. Получили представление о значении Победы нашего народа. У них сформировались понятия: ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, чувство любви к Родине, чувство гордости за наш народ и его боевые заслуги, за свою Родину, уважение к защитникам нашего города, ветеранам Великой Отечественной войны.
    Данный проект был положительно оценен родителями, педагогами ДОУ, ветеранами и детьми.

Список литературы:                                                                                                                                                                                 1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группа) - Москва: ЦГЛ, 2005

2. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010;

3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников. - Москва. Творческий центр Сфера, 2009.



Предварительный просмотр:

НОД для старшей группы:

«Защитники отечества»

 Цель занятия:

- Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки);          воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей родины;    

 -Воспитывать патриотические чувства к родине;

 -Обогащать словарный запас по данной теме.

Материал:      Иллюстрации, картинки с разными родами войск (моряки, летчики, танкисты и т.д.).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скоро вся страна будет отмечать очень важный праздник – День Защитника Отечества. А кто такие защитники отечества?

(Ответы детей)

В: Правильно, это воины. Солдаты, они защищают свой народ, свою землю от врагов; охраняют мир. Свободу и счастье на нашей земле. Это наша армия, которая  не раз защищала свой народ от врагов.

 Об армии любимой
Знает стар и млад
И ей, непобедимой,
Сегодня каждый рад.
Есть в армии солдаты, 
Танкисты, моряки,
Все сильные ребята,
Им не страшны враги!
Стоят ракеты где-то,
И на замке граница.
И так чудесно это,
Что нам спокойно спится!

В: Давайте посмотрим на эти картинки.( Картинки с различными родами войск). Кого вы здесь видите?

(Ответы детей)

Правильно, это различные рода войск нашей армии. А нужны они для того, чтобы защищать свою родину и на море, и на суше, и в воздухе. Давайте познакомимся с ними поближе:

  1. Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска на границе. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашей родины. В пограничных отрядах есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идет по следу.
  2. Военно – морской флот. Морские  просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки. Командиры корабля – капитаны в ответе за весь корабль.
  3. Военно – воздушные войска. Кто из вас знает, кто такие десантники? Это войска предназначенные для высадки с воздуха, из самолета. Солдаты этих войск не должны бояться высоты, умеют прыгать с парашютом и должны быстро действовать в сложной ситуации.
  4. Сухопутные войска. В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. А также в военных войсках есть связисты, минёры, военные строители.

Дидактическая игра: «Кто где служит»

-  Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск. Кто служит на границе?  Кто служит на танке?.  Кто служит на границе? Кто летает на вертолете? Кто служит в ракетных войсках?  Кто служит на подводных лодках?  И т.д.  

(Ответы детей)

- Молодцы ребята, а каким нужно быть, чтобы защищать нашу родину? (Ответы детей).

Правильно, сильными, смелыми, отважными. Русские  воины всегда отличались ловкостью, смелостью, находчивостью и выдержкой. Об этом хорошо говорится в пословицах:

- Смелый боец в бою молодец.

- Где смелость, там и победа.

- Жить – Родине служить.

- Если армия сильна, непобедима и страна.

Физкультминутка: 

Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли — раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе —
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражненье —
Руки к плечам — круговые движенья.
Вперед-вперед, назад-назад,
Это полезно для наших ребят.
А теперь их сгибаем без труда,
Чтобы сила богатырская была.
Затем приступим к туловищу мы —
Наклонов восемь сделать мы должны.
Сначала два раза вперед наклонись,
Затем два раза назад — не ленись!
Вправо и влево ты наклоняйся,
Делай красиво, не ошибайся.
На ноги свои обрати ты вниманье.
Делай глубокие приседанья!
Теперь попрыгать очень нужно,
Пружиня вверх — скачите дружно!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди,
Да смотри, не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

- Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы подумаете, и дадите на них правильные ответы:

Это слово все знать должны-

Это военные силы страны.

                                                 (Армия)

Службу в армии несёт

И врагов в сраженье бьёт. (Солдат)

                                               

Пошел служить мой друг во флот,

На корабле теперь плывет.

И, хоть волна идет горой,

На палубе стоит герой.

На нем морская форма,

Он не боится шторма. (Матрос, моряк)

 

Его машина вся в броне,

Как будто черепаха.

Ведь на войне как на войне,

Здесь не должно быть страха!

Ствол орудийный впереди:

Опасно! Враг, не подходи! (Танкист)

 

Он поднимает в небеса

Свою стальную птицу.

Он видит горы и леса,

Воздушные границы.

Зачем летит он в вышину?

Чтоб защитить свою страну! (Военный летник, пилот)

 

Он защищает поле ржи,

И рощу, и дубраву.

Оберегает рубежи

Далекая застава.

А долг военного такой:

Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся,

И за несколько минут

Он на землю опустился.

Он пройдет и лес, и брод,

Но противника найдет. (Десантник)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время? (Ответы детей). Правильно. Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

Что же делают солдаты в армии в мирное время?  (Предположения детей)
Правильно, солдаты тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, выносливыми, а ещё ловкими и меткими. А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться.

Солдаты занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике, учатся стрелять, чтобы быть меткими во время боя.  Бегают по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь.
Они тренируются, чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия.

Молодцы ребята. Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник? 

-  Кому посвящен этот праздник?  

- Что нужно делать, чтобы стать похожими на них?   

(Ответы детей)    

  Ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу российские воины. Скоро наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить в армию, как их дедушки и папы, и станут настоящими защитниками Отечества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОРОНЕЖ В ГОДЫ ВОЙНЫ «Боец! Чтоб защитить страну свою, Ты должен отстоять Воронеж»

Слайд 2

Немецкий патруль на улице 20-летия октября

Слайд 3

Фашисты на площади Ленина

Слайд 4

Кольцовский сквер в феврале 1943 года. Фашисты устроили здесь кладбище для одного из пехотных полков.

Слайд 5

Кинотеатр «Спартак»

Слайд 6

Фашисты повесили советского солдата на руке памятника Ленину. Фото 1942 г.Сзади видны разрушенные здания .

Слайд 7

Взорванный вокзал железной дороги

Слайд 8

Руины здания ВГУ

Слайд 9

Руины магазина «Утюжок»

Слайд 10

Театр оперы и балеты

Слайд 12

Разбитые трамвайные вагоны

Слайд 13

Решающие бои за Воронеж

Слайд 14

Советские саперы очищают Воронеж от взрывоопасных предметов с помощью индукционного миноискателя

Слайд 15

Машина времени

Слайд 17

Памятники защитникам Воронежа

Слайд 18

Легендарный памятник на улице Бурденко! Часть разрушенного в ходе военных действий в 1942–43 гг. здания областной больницы – куполообразная ротонда. В 1965 году объявлен памятником войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведении месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Кубань-край ратной и воинской славы»

С 25 января педагогами групп старшего дошкольного возраста проводились беседы на темы: «Рода войск», «Есть такая профессия Родину защищать», «Боевая слава нашего народа», «О дне защитника Отечес...

Загадки о военной технике , военных профессиях. Пословицы и поговорке о Родине

Помощь воспитателям при составлении занятий, посвящённых 23 февраля и Дню Победы (подборка загадок о военной технике, военных профессиях, пословицы и поговорки о Родине....

Конспект НОД "Военные профессии. Военная техника" средняя группа

Конспект НОД "Военные профессии. Военная техника" в средней группе. Знакомство детей с военными профессиями и военной техникой.....

Неделя "Военная техника. Военные корабли" в средней группе.

Календарно-тематическое планирование, неделя "Военная техника. Военные корабли" в средней группе....

Сценарий спортивно — игрового праздника с родителями, посвященного Дню защитника Отечества «СЛАВА НАШЕЙ АРМИИ РОДНОЙ» Цель: военно — патриотическое воспитание дошкольников. Задачи: 1. закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники; 2. р

Целевая аудитория: возраст 5 -7 лет.Продолжительность: 40минут.Предварительная работа:Ознакомление учащихся с историей нашей страны и армии, великими сражениями, родами войск, с военной техникой.Конку...

Описание военных профессий для детей: моряки, военная медицинская сестра, военные

Офицеры и старшины, солдаты и матросы непрерывно несут службу по охране рубежей нашей Родины. И вся наша страна будет мирно и спокойно спать, пока   «Есть такая профессия – Родин...