Дымковская свистулька
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Хорихина Эльмира Шевкетовна

Конспект занятия о традиционных русских промыслах «Дымковской игрушке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_igrushka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность детей  в средней группе.

Тема: «Дымковская свистулька»

                                                                                                     Подготовила

                                                                                                     воспитатель

                                                                                                                Хорихина

                                                                                                                Эльмира

                                                                                                                Шевкетовна

2016 г.


Цель: закрепить знания детей о традиционных русских промыслах «Дымковской игрушке».

 Задачи.

Образовательные:

 - знакомство детей с декоративно – прикладным искусством;

 - обобщение и закрепление  знаний детей о «Дымковской игрушке»;

 - знакомство  с образцами геометрического орнамента, украшающего  дымковские      игрушки;

 - учить видеть и понимать прекрасное в окружающей  жизни.

Развивающие:

 - активизация  познавательной  деятельности  детей;

 - развитие  психических  процессов: память, мышление, внимание;

 - развитие творчества и художественных способностей, эстетического вкуса.

Воспитательные:

 - воспитание   уважения  к предметам быта, как результатам человеческого труда;

 - воспитание  уважительного  отношения  к культуре, труду, дымковскому промыслу;

 - воспитывать любовь к своей Родине, своему народу.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Развитие речи», «Физическая культура», «Музыка».

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Оборудование: демонстрационный материал, обожжённые игрушки, покрытые белой краской по количеству детей, гуашь, кисточки, образец, костюмы для детей и воспитателя, аудиокассета для проведения физкультминутки.

Предварительная работа: беседа с детьми о дымковском промысле,  отбеливание обожженных дымковских игрушек.

Словарная работа: свистунья, Дымково, кокошник.

Содержание

1. Введение в игровую ситуацию.

(Дети сидят на стульчиках)

В. Ребята, сегодня я пришла в группу и обнаружила на столе необыкновенно красивый сундук, словно из сказки. Давайте посмотрим, что в нём.

  Посмотрите, какие интересные, яркие игрушки в сундуке.  Кто же принёс нам этот сундук? Удивительно. А мы ведь с вами знаем эти необыкновенные игрушки.  Кто помнит, как они называются?

(дымковские) Молодцы, правильно.

Все игрушки не простые, 


А волшебно расписные, 

Белоснежны, как березки, 

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор, 

Но отвести не в силах взор.

Давайте поставим игрушки на стол, сделаем выставку – ярмарку.  «Глазам радость, душе отрада».

2. Беседа.

В. Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему же они так называются? Сейчас я вам рассказу и покажу. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. Так и появились яркие, веселые, задорные дымковские игрушки.

Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносят свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну встречать.

(воспитатель берёт игрушку – свистульку)

В. Дети, как называется эта игрушка? (свистулька). Как она громко свистит.

Такую выставку – ярмарку устраивали на старинный русский праздник, который назывался «Свистунья».  Взрослые и дети одевались в такие же наряды, в которые одеты и мы с вами.   А назывался праздник «Свистунья»    в честь особой игрушки, вот этой свистульки.   Свист был  слышен со всех сторон. Вот так праздник! Давайте и мы с вами повеселимся.

3. Физкультминутка (проводим 2 раза).

Мы игрушки расписные, (руки на пояс),

Хохотушки вятские, (руки на пояс, головою вправо, влево).

Щеголихи слободские, (руки в перед).

Кумушки посадские (руки на пояс, туловище вправо, влево)

У нас ручки крендельком (руки крендельком).

Щёчки будто яблочки (показываем на щечки).

С нами издавна знаком (руку праву в сторону).

Весь народ на ярмарке (руку левую в сторону).

4. Продуктивная деятельность

 Ребята, а еще в этом красивом сундучке лежало письмо от дымковских мастеров, в котором они пишут, что злой волшебник Чернушка украл все их краски, и они остались без работы. Нечем теперь расписывать им дымковские свистульки. Ребята, давайте поможем дымковским мастерам и расколдуем свистульки, раскрасим их. Вот они на ваших столах, за которые я приглашаю вас сесть. Возьмите их в руки, посмотрите на них и найдите  круги. Их мы будем раскрашивать красным цветом. А теперь наверху найдите ромб. Его мы будем раскрашивать желтым цветом. Рога коричневым цветом, а копыта и глаза черным цветом.

1 2 3 4 5
Начинаем рисовать

В право, влево повернетесь,
В мастеров все превратитесь

Теперь мы берем в руки кисточки, покажите, как вы их взяли. Правильно. Смачиваем волосики кисточки в красной краске (где она?) и начинаем раскрашивать круг. Покрасили. Помыли хорошо кисточку в воде, смочили только волосики кисточки в желтой краске и раскрашиваем ромб. За линию стараемся не выходить. Старайтесь не набирать много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Раскрашиваем аккуратно. Какие все молодцы, как они стараются!

Физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны).

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны).

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд).

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки).

 Кто закончил работу берет своих козликов и кладет их на стол, чтобы они подсохли.

Итог занятия.

- Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

-Чья работа больше всех  нравится?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- Ребята кому мы сегодня помогли?

-А как называется старинный русский  праздник?-

- Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.

Литература

1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995. - 61с.

2. Королева И.А., Проферансова М.Ф. Давай учиться рисовать. - Липецк изд.: 1993. – 73с.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 124с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Карапуз-дидактика», Творческий центр «СФЕРА», 2007. – 118с.

5. Халезова Н.В. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. -192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Конспект НОД "Дымковская игрушка- свистулька"

Образовательная деятельность направлена на ознакомление детей с народным промыслом - дымковская игрушка...

«Роспись дымковской игрушки «Свистулька-птичка».

Занятие для родителей: «Дымковская игрушка».Форма занятия: мастер-класс. Цель: формировать умение расписывать дымковскую игрушку (свистульку) в традициях промысла.Задачи:Обучающие· изучить ...

Досуговое мероприятие в старшей группе: мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки «Свистулька-Петушок»»

Досуговое мероприятиев старшей группе: мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки«Свистулька-Петушок»»...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...

НОД "Птичка - свистулька" лепка по мотивам дымковской росписи

Развивать у детей желание лепить глиняные игрушки, делая их красивыми и выразительными...