Статья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КНИГЕ.
методическая разработка (младшая группа) на тему

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КНИГЕ

 

Пирогова Алла Владимировна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №30 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга должность воспитатель

СТАТЬЯ

 

Каждую КНИГУ нужно уметь читать.

Паскаль Б.

Бесспорно, художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитание детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В детском саду воспитатели ставят задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача-каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора .

Следует отметить, что умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Конечно, это очень сложная задача - донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.

Великий русский педагог и писатель - К.Д. Ушинский писал: «...не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований».

Многие положения К.Д. Ушинского о восприятии литературных произведений, о развитии «дара слова» путем упражнений, начиная с раннего возраста, не утратили своего значения и в наше время.

Безусловно, совместное чтение книг с ребёнком дарит и взрослому, и малышу совершенно удивительные ощущения. Книга познакомит ребёнка с окружающими его предметами и их свойствами, действиями, которые малыш совершает в течение дня. Маленький читатель узнает много интересного о жизни животных.

Педагогические наблюдения позволили заметить, что малыши обычно разглядывают книгу всего несколько минут, а затем отвлекаются и начинают заниматься чем-то другим. Это вовсе не означает отсутствие интереса к книге, просто дети до определённого возраста не могут концентрировать своё внимание на одном предмете длительное время.

Следует иметь в виду, что детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать её вслух, поговорить о ней.

Исследователи первых шагов в мир книг Н.Е. Добрынина, Ю.А. Захарова, Е.Н. Шишова дают несколько советов педагогам и родителям, как правильно обращаться с книгой, чтобы доставить максимум удовольствия и малышу, и себе:

  • начинать занятие с книжкой, когда ребенок в хорошем настроении и не занят другой игрой.

  • рассматривать не более 2-4 картинок за один раз, но если ребенок проявляет настойчивое желание продолжать «чтение», то не ограничивайте его.

  • знакомство с предметами не обязательно совершать по порядку. Возможно, малышу захочется несколько раз послушать рассказ по одной и той же картинке с небольшим перерывом. Дать малышу возможность самостоятельно выбрать картинку.

  • показывать предметы и животных в реальности, чтобы ребенок мог узнать их на картинке.

  • рассказывая что-либо ребенку, обращать его внимание на детали рисунка. Например, если нарисована лошадка, попросить малыша показать, где у неё хвост, голова, уши.

  • дети любят слышать в рассказах и сказках собственные имена.

  • задавать ребенку вопросы, на которые он в состоянии дать ответ - издать нужные звук, показать предмет, повторить за вами какое-то действие.

  • в описании предметов использовать простые прилагательные, характеризующие ключевые свойства предметов (цвет, размер, форма).

  • используйте цвет предметов, окрашенных ярко и однотонно.

  • рассматривая картинку, старайтесь рассказать ребенку что-то новое.

  • сопровождать слова движениями, которые ребенок может повторить. Самостоятельно ему трудно сообразить, как надо двигаться в том или ином случае, а подражать взрослым дети очень любят.

  • по окончании работы обязательно похвалите малыша.

И в общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предлагается перечень художественной литературы для чтения детям 3-4 лет жизни.

Русские народные песенки, потешки.

Русские народные сказки.

Произведения поэтов и писателей России: З.Александровой, А. Барто , В.Берестова, В.Жуковского, Г. Лагздынь, С.Маршака , И.Токмаковой и др.

Таким образом, работа по приобщению малышей к книге не уйдет впустую, она поможет сблизить родителей и детей, разбудит желание у детей наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать, будет содействовать развитию активного и пассивного словаря.

 

Литература

 

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-336 с.

    2. Развитие речи малыша/Под ред. А.С.Батуева - М.: Айрис-пресс, 2008.-208с.:

    3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_a.v.odt27.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ  ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КНИГЕ

    Пирогова Алла Владимировна

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №30 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга                                   должность воспитатель                                                                                                            

    СТАТЬЯ

    Каждую КНИГУ нужно уметь читать.

     Паскаль Б.

            Бесспорно, художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитание детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    В детском саду воспитатели ставят задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

    Перед воспитателем стоит сложная задача-каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора .

    Следует отметить, что умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

    Конечно, это очень сложная задача - донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.

    Великий русский педагог и писатель - К.Д. Ушинский писал: «...не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований».

    Многие положения К.Д. Ушинского о восприятии литературных произведений, о развитии «дара слова» путем упражнений, начиная с раннего возраста, не утратили своего значения и в наше время.

    Безусловно, совместное чтение книг с ребёнком дарит и взрослому, и малышу совершенно удивительные ощущения. Книга познакомит ребёнка с окружающими его предметами и их свойствами, действиями, которые малыш совершает в течение дня. Маленький читатель узнает много интересного о жизни  животных.

       Педагогические наблюдения позволили заметить, что малыши обычно разглядывают книгу всего несколько минут, а затем отвлекаются и начинают заниматься чем-то другим. Это вовсе не означает отсутствие интереса к книге, просто дети до определённого возраста не могут концентрировать своё внимание на одном предмете длительное время.

    Следует иметь в виду, что детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать её вслух, поговорить о ней.

    Исследователи первых шагов в мир книг Н.Е. Добрынина, Ю.А. Захарова, Е.Н. Шишова  дают несколько советов педагогам и родителям, как правильно обращаться с книгой, чтобы доставить максимум удовольствия и малышу, и себе:

    • начинать занятие с книжкой, когда ребенок в хорошем настроении и не занят другой игрой.
    • рассматривать не более 2-4 картинок за один раз, но если ребенок проявляет настойчивое желание продолжать «чтение», то не ограничивайте его.
    • знакомство с предметами не обязательно совершать по порядку. Возможно, малышу захочется несколько раз послушать рассказ по одной и той же картинке с небольшим перерывом. Дать малышу возможность самостоятельно выбрать картинку.
    • показывать предметы и животных в реальности, чтобы ребенок мог узнать их на картинке.
    • рассказывая что-либо ребенку, обращать его внимание на детали рисунка. Например, если нарисована лошадка, попросить малыша показать, где у неё хвост, голова, уши.
    • дети любят слышать в рассказах и сказках собственные имена.
    • задавать ребенку вопросы, на которые он в состоянии дать ответ -  издать нужные звук, показать предмет, повторить за вами какое-то действие.
    • в описании предметов использовать простые прилагательные, характеризующие ключевые свойства предметов (цвет, размер, форма).
    • используйте цвет предметов, окрашенных ярко и однотонно.
    • рассматривая картинку, старайтесь рассказать ребенку что-то новое.
    • сопровождать слова движениями, которые ребенок может повторить. Самостоятельно ему трудно сообразить, как надо двигаться в том или ином случае, а подражать  взрослым  дети очень любят.
    • по окончании работы обязательно похвалите малыша.

    И в общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предлагается перечень художественной литературы для чтения детям 3-4 лет  жизни.

    Русские народные песенки, потешки.

    Русские народные сказки.

    Произведения поэтов и писателей России: З.Александровой, А. Барто , В.Берестова, В.Жуковского, Г. Лагздынь, С.Маршака , И.Токмаковой и др.  

    Таким образом, работа по приобщению малышей к книге не уйдет впустую, она поможет сблизить родителей и детей, разбудит желание у детей наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать, будет содействовать развитию активного и пассивного словаря.

                                                 

    Литература

    1. 1. Общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-336 с.

             2.    Развитие речи малыша/Под ред. А.С.Батуева - М.: Айрис-пресс, 2008.-208с.:

            3.   Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

    Данный мастер-класс для педагогов ДО.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи дошкольников.     Задачи:...

    Наглядно-информационная форма взаимодействия с родителями по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе. Выпуск газеты «Ребёнок и книга»

       Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу общей культуры. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учрежде...

    Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

    Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

    Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"

    Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников...

    Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

    Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

    Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...