ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ГРУППЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА
учебно-методический материал ( группа) на тему

Харланчук Ольга Валентиновна

Аннотация: данная статья посвящена проблеме влияния предметно – пространственной среде группы на формирование у дошкольника нравственности, патриотизма. Так активное использование музейной технологии в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ГРУППЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА Аннотация: данная статья посвящена проблеме влияния предметно – пространственной среде группы на формирование у дошкольника нравственности, патриотизма. Так активное использование музейной технологии в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Ключевые слова: развитие; среда доу; культурные ценности; мини-музей; игра «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» Е.И. Тихеева. Развивающая среда детства — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд основных, базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального его развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и другое. Под термином «предметно – развивающая среда» следует понимать систему условий, обеспечивающую всю полноту развития личности ребенка и его деятельности: естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными игровыми материалами и предметами [1]. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают определенным воздействием на личность ребенка. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. Основные общие требования к развивающей предметно-пространственной среде дошкольной образовательной организации: • Предметная среда должна быть системной, отвечающей целям образования ребенка. • Предметная среда должна инициировать деятельность ребенка: ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную и др.) • Предметная среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. она, среда, в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления детей предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов. Вместе с тем предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости зоны ближайшего развития ребенка предметно-пространственная среда соответственно обновляется. • Предметная среда наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование. Это порождает идеи, образы, новые способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней. • Предметная среда наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование. Это порождает идеи, образы, новые способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней. • Предметная среда должна обеспечивать возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз — рука»), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. • Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным. Базисной характеристикой развивающей предметной среды является ее дизайнерское, в том числе стилевое решение. Предметная среда дошкольной образовательной организации не должна быть загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей. В зависимости от типа учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно- педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях. [2] В современных условиях, когда возможности детей для общения с природой крайне ограничены, очень важно создать в здании и на территории дошкольной образовательной организации (там, где это возможно) варианты среды для такого общения и исследовательской деятельности дошкольников: уголки природы, мини-лаборатории, разнообразные мини-музеи, экологические комнаты, зимние сады, экологические тропинки. Особое значение имеет предметная среда для становления ведущей деятельности дошкольника — игровой. Она обязательно должна включать игрушки для развития сюжетной игры. В младшем и среднем дошкольном возрасте это условно-образные сюжетные игрушки и куклы с необходимой атрибутикой, а также разнообразный бросовый материал, строительные наборы, конструкторы и поделочные материалы. К старшему дошкольному возрасту предпочтение следует отдать обобщенной модульной среде, которая может принимать любые значения в смысловом поле игры. Стремление старшего дошкольника к реалистичной игрушке находит разрешение в создании из разных поделочных материалов детализированной самодельной среды, создаваемой детьми по ходу игры в соответствии с их игровыми замыслами. Готовая среда, при всей ее привлекательности для ребенка, не имеет должного развивающего эффекта. Огромный резерв развития воображения и образного мышления ребенка — использование новых информационных технологий (в том числе компьютерных), которые могут войти в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности. Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком и отличает от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей среды имеет не всякое материально- техническое оснащение дошкольной образовательной организации, а только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка, их переходу к более сложным формам. Развитие предметно – развивающей среды дошкольной образовательной организации очень актуально на сегодняшний день в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Развивающая среда в группе - это создание условий, которые оказывают прямое или косвенное влияние на развитие ребенка, состояние его физического и психического здоровья, его дальнейшего образования. Современный дошкольник должен быть инициативен и самостоятелен, способным выбирать различные виды деятельности, уверенным в своих силах, готовым общаться со сверстниками и взрослыми, поэтому созданная вокруг дошкольника обстановка должна вызывать у ребенка желание играть, познавать, развиваться физически и т.п. Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Главное правило - предметно – пространственная среда должна быть доступна для воспитанников группы. Дети должны иметь свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, коллекциям, наборам для экспериментирования. Ребенок должен найти себе такое привлекательное занятие, которое поможет раскрыться его интересам, увлечениям. Размещение игрового, познавательного оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, продуктивная, игровая деятельность, экспериментирование. Поэтому необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. В нашей дошкольной образовательной организации реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования « Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой (в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных программ). Одним из приоритетных направлений нашей работы является приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство детей с историей русского народа помогает формировать у современного дошкольника такие чувства как патриотизм, нравственность, дает первичные знания о Родине, истории родного края, культуре, обычаях и обрядах. Для того чтобы сделать эту работу более увлекательной и интересной, педагогами дошкольной организации были созданы мини – музеи «Русская изба», «Куклы народов мира». Расширение кругозора детей – одна из сложных задач, стоящих перед воспитателями нашего детского сада. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Музейная педагогика в условиях дошкольной образовательной организации позволяет реализовывать не только образовательные программы, но и является действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Она способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников и представителями социума за пределами детского сада. Рыжова Н.А. выделяет следующие педагогические функции музеев: • образовательная; • развивающая; • просветительская; • воспитательная. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Под мини-музеем в дошкольной образовательной организации понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.[3] Ах, как же интересно детям поиграть в этой избе, посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, «попить» чай из самовара, поводить хороводы, поиграть в народные игры, сделать своими руками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 2-3 лет в современных условиях ДОУ.

Для детей дошкольного возраста  образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.Транс...

Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов:  организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....

Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург     Методическая разработка для воспит...