Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Татаринцева Светлана Васильевна

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Одним из эффективных средств развития познавательной активности является развивающая предметно-пространственная среда ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatarintseva_s.v._-_tvorcheskaya_razrabotka.docx60.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 177»

Формирование познавательных интересов дошкольников

посредством развивающей предметно-пространственной среды

группы раннего возраста ДОО

Творческая разработка

                                                                         Выполнила: воспитатель

                                                           Татаринцева Светлана Васильевна

                                                                     

                                               

Новокузнецк

2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО………………………………………………..………………………...4

РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОО …………………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………19

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..……….……20

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Одним из эффективных средств развития познавательной активности является развивающая предметно-пространственная среда ДОУ.

РАЗДЕЛ I.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

ФГОС ДО – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Теперь образование в ДОУ рассматривается  как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.  На смену  пришла более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Новая образовательная программа для ДОУ по ФГОС  нацелена на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.  ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. 

На практике мы получим более  игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия,  нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. С позиций Стандарта дошкольного образования  развивающая образовательная среда дошкольной организации – это предметно-пространственная среда как часть образовательной среды и ключевой фактор перехода на ФГОС ДО.  

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни.

Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

           

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной, развивающей.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых

- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
        Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

 - развивающие игры,  технические устройства и игрушки, модели;

 - предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;

 - большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

  • центр игры;
  • центр двигательной деятельности;
  • центр конструирования;
  • центр музыкально театрализованной деятельности.

Спокойный сектор:

  • центр книги;
  • центр отдыха;
  • центр природы.

Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

  • центр познавательной и исследовательской деятельности;
  • центр продуктивной и творческой деятельности;
  • центр правильной речи и моторики.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. 

РАЗДЕЛ II.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОО

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка раннего возраста как субъекта познавательной деятельности.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:

- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев);

- избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина).

Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей раннего возраста не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Считается, что образцом знаний о предметном мире, умеющим организовать познавательную деятельность с предметами окружающего мира является взрослый человек. Именно взрослый организует обогащение эмоционально-чувственного опыта детей, стимулируя и поощряя познавательный интерес и его проявление в познавательной деятельности. В силу возрастных психологических особенностей (подражаемость, внимательность, эмоциональная непосредственность) ребенок группы раннего возраста открыт для воздействия взрослого, испытывает к нему доверие, поэтому для нас важно, чтобы наряду с деловыми характеристиками (умелость, заинтересованность, профессионализм), взрослый обладал личными качествами, привлекательными для ребенка (доброта, приветливость, заботливость, эмоциональность).

Именно такой взрослый способен организовать интересную, содержательную жизнь ребенка в детском саду, обогатить его яркими впечатлениями, обеспечить эмоционально-чувственный опыт.

Для ребенка раннего возраста значимо непосредственное чувственное восприятие предметного мира, в результате чего он приобретает эмпирическое знание. Чем больше органов включается в процесс познания, тем полнее эмпирическое знание об объекте или явлении действительности. Действительность предстает перед детьми в форме «ясных» и «неясных» знаний. Противоречия, возникающие между этими двумя областями, стимулируют познавательную активность детей. Для поддержания её на высоком уровне необходимо, чтобы рост «неясных знаний» опережал рост «ясных».

Таким образом, ребенок должен продвинуться от эмпирических знаний к теоретическим, от объективных к субъективным, от зоны ближайшего развития к зоне актуального развития (Л.С. Выготский).

Выделяют следующие этапы развития познавательного интереса:

1. Постановка проблемы.

2. Определения источников получения информации.

3. Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения со взрослыми.

4. Систематизация и обобщение полученного опыта.

5. Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности.

Уровни сформированности познавательного интереса.

Первый уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса (достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности)

Второй уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса (более низкое развитие познавательного интереса, меньшая конструктивность умственных и практических действий).

Третий уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса (поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют).

Четвертый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса (заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации).

Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса (разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка).

Развитие познавательных интересов у  дошкольников группы раннего возраста  возможно при наличии насыщенной развивающей предметно-пространственной среды.  

Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию.

 Воспитательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды многоаспектен: это — и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств; это — и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста детского сада имеет отличительные признаки, а именно — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами. Вместе с тем предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости зоны ближайшего развития ребенка предметно-пространственная среда соответственно обновляется.

С помощью развивающей предметно-пространственной среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал познавательный интерес детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах).

В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др. 

Дети раннего возраста очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка группы имеет большое значение для развития их познавательных интересов. При внешней пассивности окружающие  предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с  объектами окружающего мира  дети  узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Здесь большую значимость имеет педагог, направляющий внимание детей к той или иной деятельности. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона подражания, источника знаний -  энциклопедиста, источника оценочных суждений - эксперта, помощника и защитника.

Развивающий эффект предметно-пространственная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам — полноценный участник процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник.

Детям предоставляется большая свобода в выборе вида занятий, определении собственной роли в совместной деятельности, чередовании и продолжительности видов работы, выборе способов деятельности, оценке собственного труда.

Педагогический процесс пронизывает озабоченность педагогов созданием системы отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность детей, желание предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной деятельности и желание помочь обрести уверенность в своих силах.

Особое место занимает организация и совместное проведение традиционных праздников, игр, в которых участвуют педагоги, дети и их родители, участие в детских конкурсах.

Таким образом, создание развивающей во всех ее компонентах предметно-пространственной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных интересов.

Используя предметно-развивающую среду, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей группы раннего возраста.

Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортного взаимодействия между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний.

Необходимо формировать позитивный микроклимат в группе детей, поддерживающий познавательный интерес. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в заботливой помощи думающего и тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.

Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие познавательных интересов детей в предметно-развивающей среде совершается в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками.

В специально созданной среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Педагогу важно организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

Предметную среду, способствующую развитию познавательного интереса, необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении.

Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребёнка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса).

При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на зону ближайшего развития, т.е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает» на развитие).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Письмо Минобрнауки России от 10 января 2014 г. № 08-10 "План введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
  4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  5. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  7. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. – № 5. – 2009.
  8. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – №4. – 2007.
  9. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карта  

самоанализа состояния

развивающей предметно-пространственной среды группы

Инструкция: в таблице представлены классы объектов оценки предметно-развивающей среды. Сделайте соответствующую пометку по каждому параметру в одной из клеток строки.

№ п/п

Объекты для анализа

+

(полностью соответствует)

=

(частично соответствует)

-

(не соответствует)

1.

Распределение территории группы на зоны.

 

 

 

2.

 Объём и наличие материалов в зонах  

(центрах) стимулирующих к самостоятельной деятельности.             

 

 

 

3.

Материалы логично сгруппированы, удобно размещены.

 

 

 

4.

Границы центров четко обозначены.

 

 

 

5.

Центры деятельности, места хранения материалов обозначены соответствующими знаками (маркерами).

 Наличие эмблем, понятных для детей, к каждому центру.

 

 

 

6.

Обеспечение свободного перемещения, безопасность (обеспечение свободного пространства).

 

 

 

7.

Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы,  групповой работы.

 

 

 

8.

Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр.

 

 

 

9.

Имеется зона отдыха; место для уединения.

 

 

 

10.

В центре творчества  имеется стена (доска) для самостоятельного творчества.

 

 

 

11.

В личном шкафчике у ребёнка созданы условия для хранения личных вещей (уголок, пакет, сумочка).

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

«Оценка предметно-развивающей среды

в дошкольном образовательном учреждении»

Уважаемые родители!

Развивающая предметно-пространственная среда в группе дошкольного образовательного учреждения имеет большое значение для развития детей, т.к. именно здесь они проводят большую часть своего времени. Для того чтобы определить, соответствуют ли созданные условия в группе и в учреждении в целом задачам развития воспитанников, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Какую группу посещает ваш ребенок? __________________________________________________________________

  1. Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?
  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

  1. Какие из перечисленных условий созданы в группе:
  • для художественно-эстетического развития детей;
  • развития театрализованной деятельности детей;
  • музыкального развития детей;
  • развития конструктивной деятельность детей;
  • развития экологической культуры детей;
  • развития представления о человеке в истории и культуре;
  • физического развития детей;
  • формирования у детей элементарных математических представлений;
  • развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;
  • развития речи детей;
  • игровой деятельности детей.

  1. Достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?
  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

  1. Достаточно ли хорошо освещена групповая комната, столы, где дети занимаются и едят, игровая зона, где они играют?
  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

  1. Присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы воспитателей и детей?
  • присутствуют в достаточном количестве;
  • изобилие творческих работ портит интерьер группы;
  • творческие работы отсутствуют в оформлении интерьера группы.

  1. Отмечаете ли вы креативный подход воспитателей к оформлению интерьера группы?
  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Принимаете ли вы участие в оформлении предметно-развивающей среды в группе?
  • да;
  • нет.

  1. Какие идеи по оформлению (обновлению) интерьера группы вы предложили бы воспитателям в настоящий момент? ______________________________________________________________

  1. Как вы оцениваете оформление помещений дошкольного образовательного учреждения в целом?
  • помещения оформлены эстетично;
  • оформление помещений традиционное, без креатива;
  • слишком креативное оформление помещений;
  • другое _________________________________________________________

  1. Считаете ли вы необходимым улучшение материальной базы в дошкольном образовательном учреждении?
  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

12. Какие изменения вы бы внесли в оформление помещений дошкольного образовательного учреждения? __________________________

______________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уровни развития познавательного интереса у дошкольников

Наличие у ребенка познавательного интереса - залог его успешного обучения. Когда деятельность интересна, она вызывает положительные эмоции, привлекает ребенка и побуждает ею заниматься.

Процесс формирования познавательного интереса можно разделить на 6 уровней.

1 уровень - отсутствие у ребенка интереса. Исключение составляют позитивные реакции на образный и интересный материал.

2 уровень - реакция ребенка на новизну. Ребенок оживляется и задаёт вопросы о новом материале; выполняет задания, связанные с ним, однако длительной активности нет.

3 уровень - любопытство. Позитивные реакции возникают на новый материал. Ребенок задаёт вопросы, включается в выполнение заданий, но интерес быстро пропадает.

4 уровень - ситуативный интерес. Ребенок самостоятельно пытается найти способ решения заданий, но после решения заданий интерес утрачивается.

5 уровень - устойчивый познавательный интерес. Ребенок работает длительно и усидчиво, хочет найти новые применения найденному способу решения заданий.

6 уровень - обобщённый познавательный интерес. Выходит за рамки изучаемого материала. Является постоянной характеристикой ребенка. Ребенок проявляет выраженное творческое отношение к способу решения заданий, стремится получить дополнительные сведения,

Для того, чтобы узнать, насколько развит познавательный интерес у вашего ребенка, предлагаю анкету, которая поможет соотнести интерес ребенка к тому или иному уровню.

1. Равнодушное отношение к новому материалу ребенок проявляет:

а) часто (или почти всегда); б) редко (или никогда)

2. Ребенок включается с неохотой в выполнение новых практических заданий:

а) часто; б) редко

3. При выполнении заданий ребенок отвлекается:

а) часто; б) редко

4. Ребенок задает вопросы по новому материалу

а) никогда (редко); б) часто

5. Задав вопрос, ребенок удовлетворяется любым ответом

а) всегда (часто); б) редко (никогда)

6. При решении практических заданий ребенок легко прибегает к помощи или бросает:

а) часто; б) редко

7. Новый материал не интересен ребенку

а) часто (всегда); б) редко (никогда)

8. По новому материалу ребенок задает вопросы

а) редко; б) часто

9. Успешно выполнив задание, ребенок выражает удовольствие (радость)

а) редко; б) часто

10. Ребенок стремится отвечать по новому материалу:

а) никогда; б) иногда (часто)

11. Вопросы, задаваемые ребенком по новому материалу, выходят за пределы темы:

а) никогда; б) иногда (часто)

12. Делать самостоятельные выводы из нового материала ребенок пытается

а) никогда

б) иногда (часто)

13. Ребенок обнаруживает стремление получать новую информацию за пределами занятий:

а) никогда (редко); б) часто (систематически)

Ключ к анкете:

1 уровень - 1а, 2а, 4а

2 уровень - 1б, 4б, 5а, 26

3 уровень - 6а, 7б, 8а

4 уровень - 36, 5б, 6б, 9б

5 уровень - За, 10б, 11б, 12а, 13а

6 уровень - 12б, 13б

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Пример  построения предметно - развивающей среды

 

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой,  би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается  экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из    экологических проблем,  доступными ребенку – дошкольнику средствами. 

Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.  Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире, что, в конечном счёте,  обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для детского исследования  и экспериментирования  необходимы  самые разнообразные природные  и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр продуктивной и творческой деятельности или  центр  художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать  альбомы с образцами  народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.  Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования способствует развитию детского  творчества, конструкторских способностей.  Центр  может быть  достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла,  рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.  В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус.

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая разработка "Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды"

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и св...

Развивающая предметно- пространственная среда группы раннего возраста

ull;Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в МКДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарт...

Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Аналитический отчет «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды»

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценно...