ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

ПЕККЕР Ирина Петровна

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…II. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в условиях ФГОC

  1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС…………………………………………...…..…4
  2. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды ………………………………………………………….…….….7

II. Опыт работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр и занятий в группе, в уголках экспериментирования……………………………………………..…………..…10

Заключение …………………………………………………………………........17

Список  литературы…………………………………………………………...…19

Приложение………………………………………………………………………20

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира….

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы….
                                                                                                                     

Е. И. Тихеева

Введение

Актуальность темы исследования

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО.

Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учёте и использовании её в организации детской деятельности (С.Л. Новосёлова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащённости и наукоёмкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка. Она предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.

Изучение состояния этого вопроса чаще всего показывает однообразие предметно-развивающей среды, ограниченность её содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников (материалы для игр-экспериментирования, занимательный интеллектуальный материал и т.п.).

Недостаток материала затрудняет развитие мотивационного поля взаимодействия детей, не позволяет максимально реализовать возможности предметно-развивающей среды в качестве фактора развития познавательных интересов.

Всё это и обусловило актуальность темы исследования.

Цель данной работы – теоретически выявить эффективность предметно-развивающей среды как средства развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- Определить сущностные характеристики предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;

- Представить практический опыт использования предметно-пространственной среды для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: предметно-развивающая среда как средство развития познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста.

          В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  • Определить сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;
  • Выявить уровень сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;
  • Реализовать условия использования предметно-развивающей среды для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста и определить их эффективность.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу. Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

  • обогащении эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
  • организацию содержательного общения ребенка со взрослым;
  • стимулирование разнообразной деятельности детей с учётом их интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»

На современном этапе развития общества в связи с вступлением  ФГОС   дошкольного образования,   вопросы  организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте

Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....

Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Развивающая предметно-пространственная среда группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

В  МАДОУ  г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» разработана модель предметно-развивающей, коррекционной и оздоравливающей среды.Предметно-развивающая  среда в группе «...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Формирование эмоционального интеллекта детей посредством развивающей предметно – пространственной среды.

Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детейКачество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными госуда...