Как организовать общение детей в малых группах (шпаргалка для воспитателей)
методическая разработка ( группа) по теме

Пухова Анна Сергеевна

В памятке представлены самые популярные способы деления детей на компании, которые можно использовать в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_delenie_v_malye_gruppy.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать общение детей

в малых группах

(Шпаргалка для педагогов)

     Способы объединения детей в малые группы

Объединение детей в малые группы может основываться на спонтанных объединениях детей и на использовании специальных приемов объединения в малые группы.

Формирования малых групп может идти по разным направлениям:

  • использование спонтанных  детских объединений (дети играют сами в каких-либо группах и в них же переходят к занятию);
  • объединение детей в малые группы по их собственному желанию и выбору (дети по предложению воспитателя находят себе товарищей для совместной работы);
  • образование малых групп по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (дети выбирают сами или воспитатель задает определенный признак);
  • объединение в подгруппы по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);
  • создание малых групп путем образования пар, троек, четверок, шестерок по общему делу (ребенок делает свое дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы).

Выбор способа объединения детей в группы зависит от:

  • умения детей общаться и договариваться друг с другом;
  • уровня сформированности произвольности поведения;
  • содержания занятия;
  • количества детей и малых групп.

При объединении детей в малые группы: дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе (в коробке, мешочке, сундучке) или разложить (разбросать) его на столе (на полу).

Варианты объединения детей в малые группы

Объединение детей в малые группы по их желанию, сходству, жизненным  ситуациям

Воспитатель предлагает детям объединиться в малые группы по 3-6 человек, по их желанию (кто с кем хочет).

Можно объединяться по желанию, но при этом, соблюдая некоторые условия, например, собраться так:

  • чтобы были девочки и мальчики (или только девочки, или только мальчики);
  • чтобы все были одинакового (разного) роста;
  • чтобы у детей было что-либо одного (разного) цвета, размера, формы глаза, волосы, бантики, носочки, платья, туфли;
  • чтобы у всех было что-либо шелковое, шерстяное, мягкое, легкое и т.п.
  • сесть за столы по количеству стульев за каждым столом;
  • разделиться на 2—4 равные или примерно равные части;
  • собраться в группу (со своими друзьями; с тем с кем живёшь рядом; с кем спишь рядом в детском саду; с кем сидишь за обеденным столом; с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
  • собраться в группу по любимому цветку, игрушке, книжке и т.п.;
  • объединиться тем, у кого есть дома брат или сестра, кошка, собака, велосипед и т.п.

Объединение детей по слову, движению, действию.

Опора на расчёт детей по порядку

Дети рассчитываются по порядку или по очереди называют что-либо. Например, произносят по одному слову: считалку, дни недели, времена года, цвета светофора, порядковый номер, название пальцев, предметов, животных, птиц, овощей, фруктов, название сказок, книг и т.п.

         

        Воспитатель предлагает детям:

  • рассчитаться на 1—4 (в зависимости от количества групп) и собраться в компании по порядковому номеру;
  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и объединиться в компании;
  • называть по цепочке 3–4 цвета, названия животных, растений, насекомых, виды транспорта, овощи, фрукты и т.п.;
  • показывать разные движения или действия, повторяя их в одном и том же порядке.

Объединение в подгруппы по разрезному материалу

Воспитатель предлагает детям взять по одной частичке открытки, картинки, или любого другого материала и собраться в компании по подходящим частям, так чтобы получилось целое.

Можно предложить детям потренироваться в одновременном выкладывании целого из частей. Например, воспитатель разбрасывает на полу части открыток, а дети берут по одной части и находят, у кого части такой же открытки и собираются в группы, сложив открытку.

       

        Материалом могут быть:

  • разрезные открытки или любые другие картинки, предметы;
  • геометрические фигуры разрезанные на части (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру, или одинаковые по названию, но разного цвета и размера, или одинаковые по названию, размеру, но разного цвета, или одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей);
  • небольшие сюжетные картинки, предметы контурного изображения, лоскутки ткани разной или одинаковой формы и расцветки, ленточки, шнурки, тесьма;
  • большие плакаты, картины, рисунки детей.

Объединение детей в подгруппы по отдельным предметам,

объединённым одним названием (признаком)

Воспитатель предлагает детям взять по одному предмету и найти того у кого есть предмет, подходящий ему. Затем собираются в малые группы, обсуждая по какому признаку, они собрались вместе.

Например, дети берут картинки животных, птиц и рыб по одной  и находят, у кого еще есть животные, птицы, рыбы. Собираются в компании по 6 человек. Они могут рассказать другим детям о том, почему они собрались вместе или другие группы могут угадать или узнать у них с помощью вопросов.

Материал: отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу.

Количество предметов соответствует количеству детей в группе, и они могут быть разделены на 3—4 группы по признакам (в зависимости от количества малых групп):

  • геометрические фигуры одинакового размера и цвета, но разного названия (6 кругов, квадратов, треугольников красного цвета);
  • одинакового размера и названия, но разного цвета (6 кругов синих, 6 красных, 6 зеленых);
  • одинакового цвета, но разного размера (6 больших треугольников, 6 маленьких, 6 средних красного цвета);
  • одинакового названия, но разного размера  и цвета (6 больших синих квадратов, 6 средних красных квадратов, 6 маленьких зеленых квадратов);
  • мелкие игрушки или картинки животных, птиц, рыб, насекомых и т.д.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев, цветков и т.д.;
  • предметы быта, одежда, обувь, посуда, ткань, транспорт.

Объединение детей в малые группы путём образования пар,

троек, четвёрок, шестёрок

Воспитатель предлагает детям какое-либо индивидуальное задание и после его выполнения ребенок находит себе товарища, с которым может обменяться тем, что он сделал и объединиться для дальнейшей совместной работы и разговоров.

Затем каждая пара находит себе еще пару или две и, таким образом, создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.

Например:

  • каждый ребенок составляет рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы. Затем они могут соединить свои рассказы в один и найти еще одну или две пары для составления общего рассказа. Группы выбирают какую-либо интересную форму представления своего рассказа другим и рассказывают или обыгрывают его;
  • составлять рассказы: про свою любимую игрушку, книжку, кино (видеофильм), литературного или сказочного героя; про свои увлечения, интересы; про свой дом, родителей, семью; про домашних животных, птиц, рыбок и т.д.;
  • нарисовать рисунок, сделать аппликацию, поделку из природного или бросового материала, лепку на определенную тему (или без неё) и найти себе товарищей для дальнейшей работы;
  • составить предложение или слово и найти с кем его объединить и что-либо сочинить. Например, дети парами рисуют на индивидуальных досках грядки с овощами, выстраивают в одну линию и получают одну общую грядку. Рассматривают, считают, сочиняют.

«Секретики» - воспитатель шепчет на ушко каждому ребенку слово или «понарошку» раздает их в ладошки, предлагая поделиться на компании следующим образом:

  • по первому звуку;
  • по последнему звуку;
  • по количеству слогов в слове.

  Использование раздаточного материала – полосочки со словами. Если правильно поделиться на компании, то можно прочесть пословицу, поговорку, строчку из стихотворения и т.п.

 Деление на компании, используя свое имя:

  • чтобы в имени был определенный звук;
  • чтобы в имени бала определенная буква.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников...

Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок»  Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик- семицветик"

Развитие коммуникативных навыков, формирование у детеу сензитивности в общении с другими людми и социальной активности дошкольников....

Открытое занятие по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»

Конспект и фотоотчет открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик-семицветик"....

Организация общения детей в малых группах

Игры и упражнения для организации общения дошкольников в малых группах...

Игра как средство общения детей 2-го младшего возраста. Самообразование воспитателя ДОУ

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.В материале представлены принципы работы с детьми и род...